Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
371 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Оптимизация бизнес-процессов: зачем и как ее проводить

Человеческий фактор – ключевая уязвимость. Если технологические цепочки страдают только из-за внешних причин, бизнес-процессы сбоят по причине личностных и социальных проблем участников. Оптимизация позволяет уменьшить негативное влияние на бизнес.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Однако она не сводится к массовым увольнениям. Более того, сокращение штата возможно лишь в случае, если нагрузка на одного работника не изменяется или в итоге сократится. Задачи оптимизации — в улучшении работы по двум направлениям. Первое связано с продуктом:

  1. ускорить производство товаров или предоставление услуг;
  2. повысить качество предложения относительно прежних показателей;
  3. сократить себестоимость производства или оказания услуги.

Второе фокусируется на компании:

  1. уменьшить издержки на внутренние процессы;
  2. повысить прозрачность делопроизводства;
  3. усилить контроль за бизнес-процессами;
  4. высвободить ресурсы для развития дела;
  5. наладить система планирования и управления.

Чтобы не допустить ошибок, нужно оптимизировать работу в пять шагов.

Шаг № 1: Выявить цели оптимизации

Даже для компаний-конкурентов такие цели разнятся, поскольку зависят от трех факторов:

  1. стратегии конкретной организации;
  2. рода деятельности, специализации;
  3. позиции на рынке.

Начинающие фирмы и корпорации, коммерческие и завязанные на госзаказ предприятия вынуждены действовать по-разному. В качестве общих целей часто выбирают:

  1. оптимизацию затрат и себестоимости;
  2. ускорение производства товара;
  3. повышение скорости доставки и т. п.

В рамках аудита собственник должен определить слабые места и постараться компенсировать именно их. Для этого на начальном этапе стоит подробно расписать, какие изменения будут считаться успешными.


Шаг № 2: Подробно расписать бизнес-процессы

Для качественной оценки потребуется картирование. В рамках анализа составляют список процессов, после чего каждый детально описывают, руководствуясь вопросами:

  1. Как начинается и чем заканчивается процесс?
  2. Каковы промежуточные этапы?
  3. Кто отвечает за каждый этап?
  4. Каковы результаты конкретного этапа?
  5. Кто и что делает с этим результатом?

Ответы помогут не только выяснить уязвимые места, но и предварительно оценить возможности по улучшению бизнеса.

Шаг № 3: Анализ существующих проблем

Чтобы упростить этап, карту процессов иногда оцифровывают и дополняют статистикой, чтобы увидеть изменения в бизнес-цепочках на протяжении длительного временного отрезка. Это позволяет:

  1. увидеть проблемы отдельных процессов;
  2. оценить недостатки всего бизнеса;
  3. выявить повторяющиеся проблемы.

Сделать анализ более точным позволяет сравнение с показателями конкурентов в рамках конкретной деловой ниши. Если какие-то параметры сильно уступают, у них наибольший потенциал для роста.


Шаг № 4: Описать идеальный бизнес-процесс

После выявления уязвимостей следует в подробностях расписать, как должна выглядеть процедура в идеале. Например, заменить традиционную работу менеджеров на автоматический сервис, чтобы потенциальные клиенты могли самостоятельно отсматривать, заказывать и оплачивать товар.

Должна получиться такая же карта бизнес-процесса, как на втором шаге, но — работающая безупречно. Даже если не выйдет реализовать ее на практике, это упростит поиск методов и решений для эффективной оптимизации существующих корпоративных процедур.


Шаг № 5: Аккуратное внедрение инноваций

Нельзя сразу вносить изменения. Это или уничтожит существующие рабочие цепочки, или ухудшит финансовые, производственные показатели. Чтобы избежать рисков, нужно действовать постепенно:

  1. вносить малые изменения;
  2. оценивать результат;
  3. корректировать планы;
  4. отслеживать взаимодействие с другими бизнес-процессами.

Простое наращивание продаж при сохранении прежних объемов производства приведет к дефициту, обратная же ситуация вызовет дополнительные траты с необходимостью хранить нереализованный товар на складе.

Оптимизация бизнес-процессов — комплексный проект, требующий принятия тактических и стратегических решений. Не стоит рассчитывать на мгновенный или точно соответствующий ожиданиям результат. Малые шаги с анализом изменений на каждом станут залогом успеха!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.