Оптимизация бизнес-процессов: зачем и как ее проводить
Однако она не сводится к массовым увольнениям. Более того, сокращение штата возможно лишь в случае, если нагрузка на одного работника не изменяется или в итоге сократится. Задачи оптимизации — в улучшении работы по двум направлениям. Первое связано с продуктом:
- ускорить производство товаров или предоставление услуг;
- повысить качество предложения относительно прежних показателей;
- сократить себестоимость производства или оказания услуги.
Второе фокусируется на компании:
- уменьшить издержки на внутренние процессы;
- повысить прозрачность делопроизводства;
- усилить контроль за бизнес-процессами;
- высвободить ресурсы для развития дела;
- наладить система планирования и управления.
Чтобы не допустить ошибок, нужно оптимизировать работу в пять шагов.
Шаг № 1: Выявить цели оптимизации
Даже для компаний-конкурентов такие цели разнятся, поскольку зависят от трех факторов:
- стратегии конкретной организации;
- рода деятельности, специализации;
- позиции на рынке.
Начинающие фирмы и корпорации, коммерческие и завязанные на госзаказ предприятия вынуждены действовать по-разному. В качестве общих целей часто выбирают:
- оптимизацию затрат и себестоимости;
- ускорение производства товара;
- повышение скорости доставки и т. п.
В рамках аудита собственник должен определить слабые места и постараться компенсировать именно их. Для этого на начальном этапе стоит подробно расписать, какие изменения будут считаться успешными. Для качественной оценки потребуется картирование. В рамках анализа составляют список процессов, после чего каждый детально описывают, руководствуясь вопросами: Ответы помогут не только выяснить уязвимые места, но и предварительно оценить возможности по улучшению бизнеса. Чтобы упростить этап, карту процессов иногда оцифровывают и дополняют статистикой, чтобы увидеть изменения в бизнес-цепочках на протяжении длительного временного отрезка. Это позволяет: Сделать анализ более точным позволяет сравнение с показателями конкурентов в рамках конкретной деловой ниши. Если какие-то параметры сильно уступают, у них наибольший потенциал для роста. После выявления уязвимостей следует в подробностях расписать, как должна выглядеть процедура в идеале. Например, заменить традиционную работу менеджеров на автоматический сервис, чтобы потенциальные клиенты могли самостоятельно отсматривать, заказывать и оплачивать товар. Должна получиться такая же карта бизнес-процесса, как на втором шаге, но — работающая безупречно. Даже если не выйдет реализовать ее на практике, это упростит поиск методов и решений для эффективной оптимизации существующих корпоративных процедур. Нельзя сразу вносить изменения. Это или уничтожит существующие рабочие цепочки, или ухудшит финансовые, производственные показатели. Чтобы избежать рисков, нужно действовать постепенно: Простое наращивание продаж при сохранении прежних объемов производства приведет к дефициту, обратная же ситуация вызовет дополнительные траты с необходимостью хранить нереализованный товар на складе. Оптимизация бизнес-процессов — комплексный проект, требующий принятия тактических и стратегических решений. Не стоит рассчитывать на мгновенный или точно соответствующий ожиданиям результат. Малые шаги с анализом изменений на каждом станут залогом успеха!

Шаг № 2: Подробно расписать бизнес-процессы
Шаг № 3: Анализ существующих проблем

Шаг № 4: Описать идеальный бизнес-процесс

Шаг № 5: Аккуратное внедрение инноваций