редакции
Будущее производства: как Китай адаптируется к новым технологиям и автоматизации в производственном секторе?
Китайцы продолжают заимствовать самые передовые разработки в сфере автоматизации, а также постоянно самостоятельно изыскивают новые варианты оптимизации.
Олег Свистовцев — международный инвестиционный консультант экономико-технологической зоны YEDA (Yantai economic and Development Area).
Цифровая трансформация производства
Согласно «Всемирному отчету о робототехнике за 2023 год», опубликованному Международной федерацией робототехники (IFR), количество вновь установленных промышленных роботов на мировых заводах в 2022 году составило 553 052, что на 5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди них на Азию приходится 73%, на Европу — 15%, а на Америку — 10%. Подавляющее большинство роботов в Азии пришлось на Китай. Да и в целом Поднебесная является крупнейшим в мире рынком промышленных роботизированных установок. С 2017 года среднегодовой темп роста их количества в КНР составляет 13%.
Ускорение цифровой трансформации производства является неизбежным требованием для соответствия тенденциям новой промышленной революции, повышения уровня модернизации промышленности и построения современной промышленной системы. Тао Цин, представитель Министерства промышленности и информационных технологий и директор Бюро оперативного мониторинга и координации, заявил весной 2024 года, что Министерство промышленности и информационных технологий будет придерживаться продвижения глубокой интеграции информационных технологий и новой индустриализации в качестве основного направления, а также политики углубленного анализа каждого предприятия и поощрять компании с лучшими цифровыми решениями, выявлять потребности в преобразовании и проблемные точки этих организаций.
Разумеется, в данном контексте государство всячески стимулирует поиск новых технологий, автоматизацию и оптимизацию производственных процессов.
С ускорением интеграции информационных технологий нового поколения в обрабатывающую промышленность методы производства и предпринимательские формы в ней претерпевают явные положительные изменения. На видимом уровне применяются интеллектуальные устройства, строятся новые гибкие производственные линии и создаются платформы активной передачи данных. Они продолжают наращивать производственные преимущества китайских заводов. На низовом уровне максимально сокращается влияние человеческого фактора, да и в целом резко снижается количество персонала.
Вот несколько примеров.
Вторая производственная база NIO в Хэфэе
Недавно журналисты увидели здесь более 700 оранжевых роботов в кузовном цехе площадью 80 000 кв. м. В малярной мастерской установлена платформа для доступа к автомобилю типа «Кубик Рубика», совершенствующая принятый ранее предыдущий способ, в котором краски наносились в порядке очередности и постоянно менялись краскопульты. Новая система оптимизирует инвентарь плоскостей до трехмерного пространства и создает 408 покрасочных мест на 6 уровнях, чтобы максимально сократить остановки производства. В цехе окончательной сборки используется автоматический модуль «анклав», позволяющий интегрировать четыре основных компонента переднего и заднего лобовых стекол, стеклянную крышу, приборную панель и дверь багажника в один полностью автоматический модуль для завершения монтажа.
«Остров» автоматической сборки заменяет
схему линейного серийного производства параллельным, превращая условно «улицу с
односторонним движением» сборочной линии цеха в эстакаду. В итоге общий цикл
ввода в эксплуатацию оказывается на две трети короче, чем при традиционной
схеме. Новый завод Xiaomi «Black light factory» Он способен работать 24 часа без
присутствия человека. Большинство из более чем 200 процессов создания
мобильного телефона с нуля выполняются смарт-устройствами. Каждые 40 секунд
материнская плата с нанесенными на нее более чем 1500 компонентами извлекается
из установочной машины и транспортируется беспилотным мини-шаттлом AGV на
испытательную линию, а манипулятор, в свою очередь, отправляет материнскую
плату в точку тестирования. Промышленная производственная база
колесных кранов компании Xugong Group Здесь стальные листы толщиной от 5 до 30
мм обрабатываются с помощью интеллектуальной сортировки, автоматической
сборочной сварки и беспилотной обработки. Кран, состоящий примерно из 5200
деталей и весом 34 тонны, может собираться на производственной линии каждые 25
минут. Фабрики Haier Они производят стиральные машины и при
этом активно используют технологии 5.5G, а также передовые алгоритмы и автономные
цифровые системы для отслеживания и планирования всей технологической
траектории тысяч тележек с материалами в режиме реального времени. Там также внедрены решения автоматизации с возможностью
самоконтроля и самопроверки эффективности сборки и рекомендациями по оптимизации
эффективности для достижения снижения затрат и повышения продуктивности. Высокая
скорость принятия решений — залог выживаемости Еще один важный момент: никто в
Поднебесной не может позволить себе долго идти к новым решениям. В такой
сверхконкурентной среде, как китайская, промедление равноценно проигрышу. Темпы,
с которыми жители страны внедряют новейшие технологии, просто поражают. В декабре 2023 года интеллектуальный
индустриальный парк Impai Battery Intelligent был введен в эксплуатацию. Завод
по производству электроприводов Ruipai был запущен уже 30 января 2024 года.
Чуть больше месяца! Ожидается, что графики производства трех основных
технологий — аккумуляторов,
электроприводов и электронного управления — в индустриальном
парке сформируют более тесное и эффективное взаимодействие с производителями
оборудования GAC Aian. В настоящее время, имея в качестве ядра
поставщиков из ряда OEM-производителей, компания может осуществлять производство
и поставку основных компонентов, таких как аккумуляторы, электронные элементы
управления, шасси и кузова, в кратчайшие сроки (за 3 часа), поскольку система
поставки комплектующих организована так, что в пределах 50 километров их производится
порядка 60%, а около 100 километров —
более
80%. Компания BYD со штаб-квартирой в Шэньчжэне
произвела около 3,04 млн новых электро- и гибридных автомобилей в 2023 году,
что на 62% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почти вся
цепочка комплектующих объединена в концерне BYD полностью. То есть она включает
собственное производство всех основных компонентов, таких как аккумуляторы, электроприводы,
системы электронного управления, а также автомобильные чипы, новые материалы и
полупроводники. Независимая, контролируемая, безопасная и
надежная промышленная структура является необходимым условием и стратегической задачей
новой индустриализации. Министерство промышленности и информационных технологий
КНР заявляет, что в 2024 году оно полностью создаст все необходимые условия по
развитию ключевых цепочек обрабатывающей промышленности, консолидирует и
укрепит позиции для доминирующих отраслей, ускорит и пополнит цепочки поставок,
что повысит конкурентоспособность всей перерабатывающей сферы. Новые
технологии в сфере поддержки потребителей Но все не ограничивается только
инновациями в промышленности. Китай также активно работает и в сфере поддержки
потребителей. Все больше и больше компаний не только производят более
совершенную продукцию, но и используют новые технологии для улучшения качества
предоставляемых услуг. Компания Sany
group (ведущий производитель экскаваторов и спецтехники) провела
уникальную демонстрацию, хорошо это подтверждающую. 1 декабря 2023 года на
экране «Платформы управления большими данными клиентского оборудования Sany
Group C-terminal customer Equipment» в режиме реального времени отображалась
работа одновременно 158 000 строительных машин и оборудования. Платформа
накопила доступ к данным с более чем 900 000 устройств. Репортеры увидели, что
в 12:27 того же дня в Сунъюане, пров.Цзилинь, на карте загорелся желтый огонек.
· Запрос
на ремонт подал местный заказчик экскаватора в 12:27; · в
12:28 дежурный инженер принял заказ; · в
13:10 после устранения неполадок оборудование заказчика возобновило работу. Каждая единица техники Sany оснащена
контроллером, что позволяет тысячам строительных машин вступить в эру больших
данных. Информация, полученная в ходе использования оборудования, применяется для
улучшения обслуживания предприятия, инноваций в области НИОКР и развития
бизнеса. Таким образом, масштабы автоматизации в
Поднебесной просто уникальны, как и их рыночная эффективность. Рынок
промышленной автоматизации достиг 311,5 млрд юаней в 2023 году, увеличившись
примерно на 11% в годовом исчислении по сравнению с 2022 годом. Аналитики
Китайского института торговли и промышленности прогнозируют, что размер
китайского рынка промышленной автоматизации увеличится до 353,1 млрд юаней в
2024 году. Итоги Рынок автоматизированных производственных
линий в КНР продолжит сохранять тенденцию быстрого развития. Технологические
инновации, интеллектуальность и гибкость станут важными факторами,
способствующими этому. В то же время, сталкиваясь с вызовом конкуренции других
стран, китайским компаниям, производящим автоматизированные производственные
линии, придется постоянно наращивать собственные силы и активно осваивать
международный рынок. В этом, конечно же, окажет помощь правительство КНР созданием
мер господдержки. Кроме того, скорость принятия решений и быстрота их
реализации, судя по всему, в среднесрочной перспективе сделает Китай мировым
лидером систем автоматизации.

