Тендеры: когда участвовать и на каких условиях

Условия проведения тендеров с тех пор немного модернизировались, но суть та же: тендер — это конкурсные торги. Заказчик объявляет условия, по которым будет покупать товары или услуги. А поставщики или исполнители предлагают свои варианты. Заказчик заключает контракт с поставщиком, у которого условия лучше.
Схема довольна проста. Правда, на деле все немного сложнее.

На основе своего опыта мы хотим дать несколько советов, когда участвовать, стоит ли вообще в это ввязываться, и, если уж решились, то на что обратить внимание.
Какие бывают тендеры?

Если говорить о способах проведения, то обычно тендер организовывается в двух форматах:
- Аукцион. Например, некой компании нужно перевести все процессы в онлайн-формат, а для этого нужны специалисты. Компания назначает начальную максимальную цену контракта и собирает заявки участников — те фирмы, которые готовы этот заказ выполнить. Выбирается день и начинается торг, напоминающий биржи акций. Все участники предлагают свои цены, исходя из обозначенной цены контракта. Победит тот, кто предложит самую низкую цену, которую не перебьют.
- Конкурс. Например, детсаду нужны новые кровати. Детсад — не частное лицо, директору или завхозу просто прогуляться в мебельный магазин и купить кровати не получиться. Закон обязывает детсад объявить тендер и выбрать поставщика в ходе конкурса. Поэтому детсад прописывает требования к кроватям, критерии отбора поставщика и размещает информацию о закупке на специальном сайте для тендеров. Потом выбирает из всех заявок подходящую.
Также тендеры могут быть:
- Открытые. Как в описанных примерах — тендер выкладывается на площадку и собираются заявки исполнителей. Процедура регистрации и подачи заявки имеет свои особенности: авторизация, часто через электронный ключ, проверки систем безопасности.
- Закрытые. Компания предлагает участие узкому кругу агентств, далее каждый из них представляет свое видение вопроса, организатор рассматривает все предложения и выбирает подходящее.
Мы хотим особо отметить еще 1 вид тендеров:
- Платные. Обычно такие тендеры организовывают если не крупные, то серьезные и уважаемые компании, ценящие время и силы своих участников. Компания платит установленную сумму всем участникам тендера, и отдельно победителю — бoльшую сумму. Предоплатных тендеров практически не бывает, обычно постоплатные.
- Бесплатные. Компании принимают участие на свой риск без гарантий оплаты. Довольно неудобно для тех, кто не просто предлагает цену или список услуг, а готовит концепцию, видение проекта, архитектурный план, программу обучения — словом, интеллектуальный труд, который никак не будет оплачен, если вы не выиграете тендер.
Важный момент: если вы подаете заявку на участие в тендере через площадку, то вам придется еще и заплатить за участие. Обычно это около 10% от возможной сделки в случае победы.
Победителя выбирают на основе предложенной цены, портфолио, тестового задания, опыта на рынке.
Где искать тендеры?
Есть два типа площадок для проведения тендеров:
- Государственные площадки (как в примере с детсадом выше), такие как Сбербанк АСТ, Росэлторг, Фабрикант.
- Негосударственные площадки, такие как B2B Center, Bidzaar.
Кроме того, тендер может найти вас сам. Если вы работаете на свою репутацию, компании могут сами предлагать вам участвовать в закрытых тендерах.
Важно! Не все компании-организаторы делают это из честных побуждений. Иногда тендеры организовываются, чтобы собрать информацию по рынку, найти идеи для вдохновения, получить альтернативную точку зрения на свой проект. Как не попасться на такой «липовый» частный тендер, мы рассказываем ниже.
Когда точно стоит участвовать?
- Компания предоставляет предоплату или гарантирует постоплату тестового задания договором. Так вы хотя бы окупите часть издержек.
- Компания открыта для предварительного общения: брифинг, дебрифинг, онлайн-созвоны, предоставление некоторой информации о своей работе, которая может понадобиться при разработке предложения.
8 советов от ICU для участников тендера
Но основе 13-летнего опыта работы на рынке и прохождения «по кочкам» тендерных дорожек, мы сформировали 8 принципов, которые помогут вам избежать траты времени и сил впустую и выбирать только стоящие тендеры: Два главных принципа, которых мы безоговорочно придерживаемся, участвуя в тендере — это выбор тендера, в котором мы можем максимально проявить свою экспертизу и выбор компании, которая легко идет на контакт и готова к брифингу. В конце концов, главное — не только соответствовать требованиям, подать полный пакет документов и сделать лучшее предложение. Важно еще получить гарантии успеха даже без победы: оплату тестового задания или полезные в будущем контакты. Шансы на победу есть у всех, но они больше у тех, кто выбирает организатора так же, как организатор выбирает вас.
