Правила делегирования ответственности
Все «сгорело», продажи упали, лидов нет... Чаще всего мы начинаем бить тревогу в этих
трех случаях. И тут стартует гонка «кто первый оправдался». Продажи винят
маркетинг, маркетинг винит продукт, а продукт никого не винит, потому что не
умеет. И руководство компании здесь принимает сторону того, кто первый успел
объясниться и к кому исторически больше доверия, что не всегда корректно.
По-хорошему, в каждой компании должна использоваться система
отчетности, которая показывает результаты каждого отдела и каждого сотрудника.
Самый простой вариант — отчеты по воронкам, которые показывают, на каком этапе
и на чьей стороне возникла проблема.
На примере продаж можно увидеть сколько лидов привлечено,
сколько из них квалифицированы как качественные, какое количество клиентов в
работе, какое количество продаж сделано, сколько продаж «отвалилось» и по какой
причине. И только когда мы нашли узкое место, можно дальше более детально
исследовать причины. Очевидно, что, если со стадии «Привлечено» в стадию
«Качественный лид» переходит мало контактов, проблема в маркетинге. Если
проблема в конверсии «Качественные» — «В работе», ответственность на стороне холодных
продаж.
Такая отчетность — базовый инструмент руководителя, который
доступен в любой CRM. При
этом, если прибегать к ней постоянно, можно будет не только найти проблему, но
и способы ее решения. Мы в направлении Битрикс24 СофтСервис используем такую
отчетность ежемесячно, поэтому вопрос с перекидыванием ответственности у нас
решен — против цифр не попрешь.
Повторюсь, что это базовый инструмент, который показывает
общий результат всего отдела. Если речь идет о конкретном сотруднике, здесь
действуют другие правила.
Главный негодяй компании
С эффективностью на уровне отделов разобрались, перейдем к
персоналиям. Разумеется, в том же Битрикс24 есть достаточно обширный
инструментарий и для этих целей. Вопрос в том, что вы хотите там увидеть и
зачем.
Говоря о работе конкретного сотрудника, чаще всего смотрят
на время и результат. Если второе — достаточно разумно, то первое, на мой
взгляд, не только вам ничего не покажет, но и демотивирует сотрудников.
Во-первых, потому что в сознании сотрудника это превращает
вашу компанию в завод, где нужно просто «точить детали». Не важно, как, не
важно, сколько. Просто брать и точить от забора до обеда. Разумеется, ни о
каком качестве результата здесь говорить не приходится.
Во-вторых, потому что работа в таких компаниях в глазах
сотрудника выглядит выстроенной по принципу «я начальник — ты дурак».
Соответственно, чем меньше они сделают, тем меньше будет претензий к их работе.
В итоге в таких компаниях сотрудники просто приходят «выседеть» свои 8 часов и
все.
Конечно, сейчас во многих компаниях, особенно с удаленной
командой, практикуется трекинг начала рабочего дня, конца и перерыва на обед.
Но не стоит забывать, что сотруднику ничего не мешает стартовать рабочий день и
пойти на полчаса пить кофе. Поэтому трекинг рабочего времени вам по сути ничего
не даст.
Время — это в принципе достаточно сложная категория:
сотрудник заинтересован получить как модно больше свободного, а работодатель —
наоборот. Есть кейсы компаний, где менеджеры завершают работу в пятницу в обед,
если выполнили недельный план к этому времени. Это отличная мотивация стараться
для них, т.к. дополнительные полдня выходных для них очень ценны. Поэтому
больше отработанных часов — не всегда лучший результат.
Что до контроля эффективности, тут все достаточно просто:
выставляем KPI в зависимости от позиции и следим за его выполнением. Также
обращаем внимание на количество просроченных задач у сотрудника, если его
работа выглядит подозрительно.
И еще один инструмент, которым мы сами пользуемся в
направлении Битрикс24 СофтСервис — это работа по Скрам. Методология
предполагает ежедневные 15-минутные созвоны все командой, где сотрудники
делятся проделанной за вчерашней день работой, что не успели сделать, какие
возникли сложности и какая работа запланирована на сегодня. Это достойная
альтернатива ежедневным и еженедельным отчетам сотрудников, которые не только
отнимают время, но и сложны в составлении, если задач было много, и могут
ввести в заблуждение руководителя.
Люди
бывают разные Разумеется, есть люди разного темперамента и склада
характера. Не совсем разумно ждать от медлительного и вдумчивого сотрудника,
что он будет обзванивать по 50 клиентов в день. Но здесь уже вопрос скорее к
тому, как распределить роли в команде.
Если смотреть на примере ролей в отделе продаж, где есть
хантер, который сидит на холодных звонках, клоузер, которому передаются только
качественные лиды и его задача — закрыть сделку и key account manager (KAM), который работает с крупными и
долгими клиентами, все становится понятно.
От молодых активных ребят-хантеры не стоит ожидать, что они
смогут провести качественную глубинную консультацию по продукту, а от
вдумчивого и флегматичного KAM,
что он сделает 50 звонков в день.
Поэтому всегда смотрите, кто у вас на каком месте, и есть ли
у него личностная предрасположенность выполнять ту или иную работу. Возможно,
проблема кроется именно здесь.
Часто бывает так, что, когда мы растим сотрудников и
продвигаем их по карьере внутри компании, на новой позиции сотрудник не
справляется со своими обязанностями просто потому что он по типу личности не
склонен выполнять такую работу.
Поэтому всегда тестируйте и определяйте тип вашего
сотрудника, чтобы потом не хвататься за голову.
Дурной пример заразителен
Еще одна важная вещь, которую стоит помнить, говоря о
демотивации сотрудников — это то, что она разносится быстрее любой заразы. Как
только у вас появился «нулевой пациент», скоро привычку не выкладываться на
полную подхватят и остальные.
Поэтому, если вы обнаружили, что кто-то перестал работать, продолжать
наблюдать за ним — не самый хороший план. Лучше сразу назначить разговор «один
на один», выяснить причину, пытаться помочь сотруднику. Возможно, есть какие-то
факторы, не касающиеся работы, которые занимают его мысли, из-за чего он
становится не собранным.
Пригрозить пальцем — самый простой и неэффективный вариант.
Лучше попытаться вместе найти решение. Например, если у сотрудника что-то
случилось в семье, можно дать ему время прийти в себя, посоветовать психолога и
юриста, просто поддержать его в конце концов. Желательно, по возможности, на
время изолировать его от команды, отправить в отпуск или на удаленку, чтобы он
«не расхолаживал» коллектив.
Помните, что одного вылечить намного проще, чем бороться с
эпидемией.
Почему деньги как мотивация не работают
И напоследок, о том, как мотивировать сотрудников. Самый
популярный метод — это деньги. С одной стороны, это, по сути, важнейшая
причина, почему сотрудники вообще ходят на работу. Однако возникает вопрос,
насколько вы конкурентоспособны в этой области. Практика показывает, что
зарплаты везде плюс-минус одинаковые. Конечно, если мы говорим о «звездах» и
ключевых сотрудниках, оплата их труда формируется отдельно. Остальным же платят
«в рынке».
Поэтому сегодня эксперты рекомендую сконцентрироваться на
нефинансовой мотивации: возможностях роста, атмосфере в коллективе и так далее.
При этом, важно, чтобы рост сотрудника был не за выслугу лет, а за достижения.
Это чуть более сложный путь, но куда более правильный.
Пересмотром должности и зарплаты раз в год уже никого не
удивишь. Если же вы будете ориентироваться на результат сотрудника, это
замотивирует его в значительно большей степени. Так он будет понимать, что его
позиция, а вместе с ней доход зависит от него самого и его усилий, а не от
календарного периода.
Что касается атмосферы в коллективе, как уже упоминалось
раньше, важно, чтобы сотрудники чувствовали себя как минимум в безопасности,
приходя на работу, и понимали, что никто не будет придираться к ним за лишние 5
минут, потраченные на обед, а их будут оценивать исключительно за вклад в
работу компании.