редакции
Продавцы не перестанут звонить и их не заменят роботы. Чем хороший специалист лучше ИИ? И какие реальные цели по автоматизации продаж ставит бизнес?

Тем временем доля онлайн-подключений в некоторых IT-компаниях, например в Контуре, составляет лишь 5%, по данным Константина Химича, руководителя отдела продаж в компании. Такой крупный бизнес постоянно нанимает менеджеров по продажам. Возможно, потому что и сам понимает: сейчас ИИ не может достичь уровня человека.
Ситуация в онлайн-продажах сейчас
Согласно отчету международного агентства маркетинговых коммуникаций Wunderman Thompson, 49% всех b2b-покупок в мире происходит онлайн — а это каждая вторая покупка. По прогнозам агентства, доля онлайна за следующие 5 лет вырастет еще на 8% и будет занимать 57%.
Консалтинговая компания McKinsey также в своем исследовании отмечала, что в 2022 году 65% b2b-компаний для сделок выбирали онлайн. В то время как в 2021 году доля онлайна была на 12% меньше — 53%.
В России ситуация похожая — компании тоже наращивают долю онлайна в продажах, но в b2b-сегменте пока не так активно. Однако общий объем интернет-торговли в России растет быстрыми темпами. По итогам 9 месяцев 2023 года достиг 4,3 трлн рублей, а это на 23% превышает показатели того же периода прошлого года. Такие данные приводятся в отчете ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
По прогнозам Константина Химича, руководителя отдела продаж в Контуре, доля онлайна на российском ИТ-рынке будет ежегодно увеличиваться как минимум на 30% в год до 2027 года. У этого есть несколько факторов:
- Омниканальность — структурные изменения в каналах коммуникации с клиентом позволят автоматизировать некоторые из них, если сделки чаще проводятся онлайн.
- Персонализация покупок — нейросети позволят не только настраивать таргетированную рекламу, но и увеличивать cross-sale за счет выявления общих паттернов использования решений.
- Упрощение IT-решений — конечные продукты становятся понятнее для пользователя и реже требуется помощь специалиста, чтобы в них разобраться.
- Цифровизация бизнес-процессов клиентов — например, закупки через b2b-маркетплейсы, а также личные кабинеты компаний, в которых они отслеживают используемые IT-решения и могут управлять ими.

Конфликт: онлайн vs офлайн
В продаже участвуют две стороны: клиент и бизнес. Для каждого из них онлайн по-своему выгоден и удобен, но не во всех аспектах. Где-то офлайн-коммуникация с менеджером сильно выигрывает перед онлайном — и здесь возникает конфликт.
Конфликт для компаний
Развивать онлайн-продажи компаниям выгодно, если это долгосрочная стратегия. В будущем это поможет снизить количество рутинных процессов, а заодно и затраты на штат сотрудников. Некоторые компании уже пытаются заменить линейные роли роботами и оставить только менеджеров и технических специалистов.
С другой стороны, для компаний онлайн — это новый и трудный вызов. Многим пока что сложно предсказывать карту касаний с клиентом, потому что опыта не так много. Инструменты для онлайн-продаж внедрять долго: если это робот, то перед внедрением его нужно обучить и протестировать несколько десятков раз, а потом дообучать уже после взаимодействия с первыми клиентами.
«В Контуре был кейс, когда наш робот почти договорился на сделку. Мы сразу начали использовать его в работе для верификации клиентов. Но, сожалению, структура нашей продажи оказалась слишком разносторонней и сложной для построения всего дерева ответов. Например, на некоторые вопросы могут отвечать определенные специалисты в компании. Когда робот получал вопрос от клиента, он часто путался и адресовал вопрос не тому специалисту. Из-за этого он либо не получал ответ, либо получал некорректную информацию», — делится Константин Химич.
Конфликт для клиентов
Онлайн для клиентов предоставляет больше свободы и выбора: где и когда покупать, продлеваться и обслуживаться. Но здесь возникает конфликт: недоверие к онлайн-покупкам еще сохраняется, особенно у людей старшего поколения. Непонятно, что будет происходить после кнопки «оплатить», к тому же есть страх сделать что-то не так.
Часто встроить онлайн бесшовно и экологично в уже существующие каналы продаж не так просто. Из-за этого клиенты могут спотыкаться о внутренние процессы в компании. Клиенты уже отмечают негативный опыт в онлайн-покупках. Согласно отчету Wunderman Thompson, 46% b2b-покупателей по всему миру говорят, что их разочаровывает покупка b2b-продуктов онлайн.
Также в онлайн-продажах меньше гибкости, чем в офлайн. В онлайне труднее адаптировать тарифы и предложить индивидуальные условия для клиентов и их компаний, а значит и удержать их.
Роботы в онлайн-продажах
Голосовые роботы — популярный инструмент для компаний, который помогает снять рутинные задачи с менеджеров и освободить бюджет на зарплаты. По данным аналитиков IndustryARC [4], мировой рынок голосовых роботов достигнет почти 100 млрд долларов к 2027 году, причем каждый год рынок будет расти на 19%.
Российский рынок голосовых роботов тоже не будет отставать. Согласно мнению руководителя маркетингового направления продукта Контур. Роботы Алексея Шевчука, ежегодный рост (CAGR) будет составлять 22%. А к 2026 объем рынка будет на уровне 12,2 млрд, ежегодный рост (CAGR) будет составлять 22%. А к 2026 объем рынка будет на уровне 12,2 млрд.
«Мы ожидаем уверенный рост, благодаря развитию технологий распознавания речи и повышения доступности роботов для бизнеса и государства: заказать роботов под свой сценарий становится дешевле и проще, а количество интеграций растет. Еще один потенциальный драйвер роста — большие языковые модели (LLM). Они могут сильно упростить создание умных диалоговых роботов, для которых сейчас нужны целые команды специалистов», — рассказал Алексей Шевчук, руководитель маркетингового направления Контур.Роботы.
Почему роботы пока не способны провести весь цикл сделки
Обычно продажа делится на три части. В каких-то из них робот может быть полезен, а в других — никогда не заменит человека:
Этап 1: диагностика. Она нужна, чтобы понять, стоит ли клиенту вообще предлагать покупку. На этом этапе задаются простые и типовые вопросы, которые под силу роботам: сфера деятельности компании, наличие определенных бизнес-процессов. У Контур.Роботов эта задача называется «верификация базы». Если контакт верифицировали, и он оказался целевым — к продаже подключается человек.
Здесь эффективность робота сильно зависит от рынка. Если это сложное IT-решение и нужна многоступенчатая диагностика, то робот может не справиться. Но чаще всего будет достаточно лишь спросить у секретаря, занимается ли компания определенной деятельностью, чтобы понять, можно ли им продать продукт.
Этап 2: мотивирование клиента на покупку. Часто это происходит через презентацию продукта. Например, чтобы замотивировать клиента на покупку строительного материала, может быть достаточно качественных фотографий в коммерческом предложении. А вот продать сложное IT-решение без презентации его функциональности будет тяжело. Сейчас роботы не справляются с презентацией продуктов, им сложно гибко отвечать на вопросы клиента и подстраиваться под изменение диалога. И вряд ли это удастся исправить.
Еще роботам не хватает эмоционального аспекта, а значит они не могут установить доверительную связь с клиентом. Человеку проще устанавливать эмоции собеседника и адаптироваться под них во время переговоров. Отсутствие эмпатии у роботов плохо влияет на переговоры: они не могут отрабатывать возражения и подбирать достаточно аргументов.
«В Контуре много завязано на эмоциональной составляющей продажи. Когда мы разговариваем с клиентами, в их голосе всегда считывается настроение, и мы обращаем на это внимание. Роботы сейчас не способны понять оттенки разговора — им сложно уловить сомнения клиента или его негативный настрой. А это очень влияет на результат продажи», — рассказывает Константин Химич, руководитель отдела продаж в Контуре.
Этап 3: организация сделки. В организацию сделки входит выставление счета на оплату и, например, автоматические напоминания о том, что подходит срок продления. Это процедурный и рутинный процесс, который можно сделать без помощи человека. И роботы уже отлично с этим справляются.
В Контуре мы используем два вида роботов для онлайн-продаж: для уведомлений клиентов о мероприятиях — например, обучающих вебинарах — и для уведомлений о продлении услуги и отправки счета клиенту. Доля онлайн-продлений в подразделении — 18%, а доля подключений — 5%.
Компания каждый год увеличивает обороты на мотивированный и потенциально заинтересованный в покупке трафик через контекстную рекламу на сайт и формирует лиды для отделов продаж. Однако 95% трафика все равно обрабатывают люди. В будущем Контур планирует делать 40% онлайн-продаж, но без офлайн-канала и менеджеров никуда — они все равно будут участвовать в продажах по остальным направлениям.
"Рынок и количество вакансий менеджеров по продажам постепенно сократится, но незначительно. Важные качества для менеджеров, которые роботы не смогут полностью заменить: способность убеждения, бизнес мышление, личная интуиция и харизма. Они позволят людям еще долго доминировать в этой отрасли.
- По прогнозам Wunderman Thompson, доля онлайна за следующие 5 лет вырастет на 8% и будет занимать 57%.
- По прогнозам Константина Химича, руководителя отдела продаж в Контуре, доля онлайна на российском ИТ-рынке будет ежегодно увеличиваться как минимум на 30% в год до 2027 года.
- Онлайн выгоден и удобен лишь отчасти. Конфликты при использовании онлайна есть как у компании, так и у клиента. Компаниям трудно предсказать карту касаний с клиентом в онлайне, а клиентам не хватает гибкости в ценовой политике и доверия к онлайн-каналу продаж.
- Российский рынок голосовых роботов будет расти на 22% ежегодно. А к 2026 объем рынка будет на уровне 12,2 млрд. Такими данным поделились эксперты продукта Контур.Роботы. Компании будут активнее внедрять голосовых роботов для разных задач, в том числе продаж.
- Обычно этап продажи делится на три части. На этапе мотивирования клиента робот не сможет заменить человека, потому что здесь ему не хватит вариативности для презентации сложных сервисов и эмоциональности. А на этапе организации сделки снять рутину с менеджеров будет проще. Робот сможет отправлять напоминания и счета на оплату клиентам.
- Рынок и количество вакансий менеджеров по продажам сократится, но незначительно. Будут выигрывать те специалисты, которые владеют способностью убеждения, бизнес мышлением, личной интуицией и харизмой.