Основные поинты:
Телевидение продолжает доминировать на рекламном рынке, так как спрос среди рекламодателей значительно превышает предложение. Интернет-реклама стала самостоятельным и эффективным инструментом для малого и среднего бизнеса. Приход крупных игроков на рынок подтолкнул к росту инвестиций в digital-сегмент. Переход на LED-мониторы способствовал значительному росту сегмента наружной рекламы, привлекая больше рекламодателей. Радио удерживает свою долю благодаря росту количества автомобилей в собственности у населения, несмотря на ее невысокие показатели. Печатные СМИ практически исчезли с рекламного рынка, уступив место более современным форматам рекламы. Объем инвестиций в digital-сферу Узбекистана в 2024
году, по прогнозам, достигнет рекордных 406 миллиардов сумов, продолжая резкий
рост, начавшийся в 2022 году. Основными драйверами являются баннерная реклама,
особенно на платформе DV360, и онлайн-видео, которое становится все более
популярным среди крупных рекламодателей. Значительная часть рекламного
инвентаря размещается в мобильных приложениях.
Telegram остается самым популярным ресурсом для
размещения рекламы, причем запуск рекламы через Telegram Ads стремительно
набирает популярность. В сегменте поисковой рекламы доминирует Google,
удерживая 74% рынка. Однако отсутствие монетизации на YouTube и возможности
размещения рекламы в TikTok ограничивает использование этих платформ для рекламных
целей.
Обзор digital-аудитории По данным государственного комитета Республики
Узбекистан по статистике, количество интернет-пользователей в Узбекистане к
концу 2023 года достигло около 30 миллионов, из которых 26,5 выходят в интернет
с помощью мобильной связи. Уровень проникновения интернета среди населения в
возрасте от 7 до 69 лет составляет 91%, а мобильного интернета — 78%. Годовой
прирост пользователей интернета в целом за 2021/2022 годы составил 16%, а
пользователей мобильного интернета — 14%.
56,4% интернет-пользователей Узбекистана проживают в
восточном регионе страны. Самыми крупными регионами по количеству пользователей
являются Ташкент (20% от общего числа), Фергана (12,8%) и Самарканд (9%).
По данным gs.statcounter.com и speedtest.net на
декабрь 2023 г., в 2020 году на рынке Узбекистана произошел переломный момент:
количество веб-трафика с мобильных устройств превысило трафик с десктопов. Этот
тренд сохраняется и по сей день, с распределением 71% на мобильные устройства и
29% на десктопы. Средняя скорость загрузки проводного интернета в стране
составляет 55 Мбит/с, а мобильного — 25,2 Мбит/с.
В 2023 году интересы пользователей выглядят
следующим образом: чтение новостей занимает первое место, привлекая 66% всех
респондентов. На втором месте идет использование социальных сетей, что
интересует 47% пользователей. Стабильный интерес сохраняется к прослушиванию
аудио и видео онлайн (32%) и использованию поисковых систем (29%). А вот
интерес к онлайн-обучению снизился в 2023 году с 24% до 20%, что отмечает
изменение тенденций среди пользователей по сравнению с предыдущими годами.
Основными источниками информации для населения
являются ТВ (94%), интернет (90%), радио (63%) и пресса (43%). Однако за
последние три года наблюдается снижение доли ежедневных зрителей телевидения на
19%, в то время как количество ежедневных пользователей интернета увеличилось
на 21%. Ежедневная аудитория радиослушателей также показала небольшой прирост
(+16% к 2019 году).
В зависимости от возраста предпочтения аудитории по
выбору СМИ для получения информации существенно различаются. Так, по данным
INTERNEWS Media Consumption (сентябрь 2023 г., Узбекистан, выборка: 1018),
молодежь в возрасте 14-29 лет предпочитает искать информацию в интернете и в
социальных сетях. Старшее поколение, 46+, более склонно к чтению газет и
журналов, прослушиванию радио и просмотру телевидения.
Большинство респондентов (50%) положительно
относятся к рекламе в онлайн-СМИ, а также к digital-рекламе (49%). Треть
опрошенных выразили положительное восприятие контекстной рекламы (36%) и
outdoor-рекламы (36%). Самым запоминаемым форматом рекламы 52% респондентов
называли видеоролики.
Языковой выбор при потреблении информации в
Узбекистане показывает, что более 60% случаев информация на узбекском языке
доступна через традиционные каналы (ТВ, радио, пресса). В интернете и
социальных сетях, по информации INTERNEWS Media Consumption (сентябрь 2023 г.,
Узбекистан, выборка: 1018), этот показатель немного ниже, составляет 59% для
сайтов и 62% для соцсетей соответственно. Это говорит о том, что большинство
аудитории предпочитает потреблять информацию на узбекском языке как в офлайн,
так и в онлайн-каналах коммуникации.
Digital-инструменты Telegram является самым популярным мессенджером: им
пользуются 94% респондентов. Несмотря на отсутствие монетизации в стране,
YouTube остается лидером среди видеохостингов, который используют 66%
опрошенных. Среди социальных сетей Instagram* занимает лидирующую позицию.
Пользователи социальных сетей и мессенджеров в
Узбекистане применяют эти платформы для различных целей. Основные активности
включают просмотр видеоконтента, что делают 57% пользователей, и чтение постов
— 61%. Также социальные сети используются для знакомств и наблюдения за жизнью
других людей, оформления заказов на покупку товаров и услуг.
Возрастной портрет аудитории социальных сетей
выглядит следующим образом:
Наиболее активными пользователями являются мужчины,
а аудитория в возрасте до 35 лет преимущественно находится в Instagram*.
10,3 миллиона человек, что составляет 45% от всей
интернет-аудитории Узбекистана, смотрят видео на платформе YouTube. Среднее
время просмотра в день составляет 20 минут, при этом 58% пользователей
находятся в возрастной группе от 25 до 44 лет. Контент в основном потребляется
с мобильных устройств (96%), а самым активным географическим регионом является
Ташкент.
В 2023 году количество пользователей Instagram* в Узбекистане увеличилось на 53%. В то же
время, аудитория Одноклассников и ВКонтакте сократилась на 8%. Рост
пользователей также можно отметить Facebook* (+25%) и LinkedIn (+31%).
Telegram является самым популярным мессенджером
среди пользователей интернета. В стране его используют 18 миллионов человек,
что составляет 78% от общего числа интернет-пользователей. В Telegram также
создано 64,000 узбекских каналов.
Среди локальных сайтов наиболее популярными
являются: Kun.uz (5,5 млн визитов в месяц), Yandex.uz (4,6 млн), Olx.uz (4,45
млн), Gazeta.uz (4,2 млн), Daryo.uz (4,2 млн).
Перейдем
к рекламным платформам. Распределение по ним в стране выглядит так:
Платформа DV360 имеет самый большой объем активных
аккаунтов и является эффективным инструментом для охватных кампаний.
Развитие E-commerce Бизнес в сфере e-commerce в Узбекистане находится в
периоде активного роста, предвещая среднегодовой темп роста до 2026 года на
уровне +47%. Ожидаемый оборот e-commerce к 2027 году составит $2,2 млрд, что
составит 11% от общего ритейл-рынка, по сравнению с 2% в 2022 году.
Среди наиболее популярных приложений для покупок
выделяются Uzum Market, OLX, Alibaba, Wildberries, Taobao и Korzinka. А рейтинг
покупок в интернете в Узбекистане по категориям выглядит следующим образом.
Самые популярные приложения в категории покупки:
Uzum Market, OLX, Alibaba, Wildberries, Taobao, Korzinka.
Молодое поколение играет ключевую роль в развитии
e-commerce: 47% населения Узбекистана составляют люди в возрасте от 15 до 45
лет. К другим факторам роста e-commerce также можно отнести доступность
интернета, скорость соединения, распространение смартфонов и мобильного
банкинга, а также государственную поддержку и социально-экономические изменения,
такие как рост экономики и урбанизация.
Позитивное влияние оказывает также благоприятное
налоговое окружение для e-commerce, включая налог с online-дохода в размере 2%
(по сравнению с 4% для традиционной торговли), а также бизнес-модель Uzum, которая
стимулирует развитие сектора. Каждый третий заказ на Uzum Market оплачивается в
рассрочку от Uzum Nasiya.
Международные
игроки, такие как Wildberries и ZoodMall, уже активно работают на узбекском
рынке, что демонстрирует интерес к региональному потенциалу и возможностям
роста в e-commerce.
Итог
Digital-рынок Узбекистана находится в стадии
активного роста, который обусловлен как расширением онлайн-бизнеса, так и
включением традиционных компаний в использование digital-каналов для
продвижения своих продуктов и услуг. Исходя из описанного обзора текущего
состояния рынка, уже можно начинать строить свою маркетинговую стратегию.
Однако важно помнить, что digital-мир стремительно развивается. Поэтому
успешным компаниям необходимо оставаться в курсе последних тенденций и
изменений, доверяя свое продвижение квалифицированным и внимательным
специалистам, готовым адаптироваться к новым вызовам и возможностям.
* C оциальные сети I nstagram и F acebook запрещены в РФ . Решением суда от 21.03.2022 компания META признана
экстремистской организацией на территории Р оссийской Ф едерации.