редакции
Digital-рынок Беларуси 2024: что учитывать и чем пользоваться бизнесу сегодня

Состояние медиарынка
По оценке экспертов инновационного digital-хаба Wunder Digital рекламный рынок Беларуси начинает постепенно расти после кризисного 2022 года. Тогда его объем сократился со 109,2 до 80,3 миллиона долларов. В 2023 году появились новые игроки и на 17-20% увеличились рекламные инвестиции. Это свидетельствует о восстановлении сектора. Прогнозы на 2024 год также оптимистичны: ожидается рост объема медиарынка на 15-20%, до 112,7 миллионов долларов, несмотря на прогнозируемую инфляцию в 10%.

К слову, в 2023 году медиарынок Беларуси столкнулся с умеренной инфляцией, которая составила 5%. Прогнозы же на 2024 год предполагают дальнейший рост цен на рекламные услуги на уровне 7-10%. Причем это повышение коснется всех каналов одинаково, как в digital, так и в non-digital секторах.
Тем временем digital-каналы продолжают
быть основным драйвером роста рекламного рынка. Доля non-digital инструментов в
медиамиксе снижается, уступая цифровым технологиям, которые уже занимают 54-55%
рынка. Этот тренд подтверждает, что digital-инструменты будут ключевыми для
маркетинговых стратегий в ближайшие годы, определяя будущее рекламного сектора
Беларуси. Лидерами в товарных категориях стали
фармацевтика, продукты питания, ритейл и e-commerce, которые обеспечили основной
рост рекламных инвестиций. Доля этих топ-5 сегментов распределилась следующим
образом: 19% занимает фармацевтика, 17% приходится на продукты питания, 12% —
на ритейл, 11% — на сотовую связь, и 6% — на e-commerce. Хотя категория сотовой связи единственная
показала сокращение бюджетов, остальные продемонстрировали значительный рост,
превышающий 49%. Особенно выделяется сегмент e-commerce, который увеличился на
впечатляющие 118% по сравнению с 2022 годом, став самым быстрорастущим среди
всех категорий. В топ-5 рекламодателей 2023 года вошли
такие компании, как PepsiCo, ООО "Рубикон«, МТС, A1 и «5 элемент», которые имели примерно одинаковые доли
на рынке, что подчеркивает разнообразие лидеров в различных секторах экономики. Интернет-аудитория Беларуси продолжает
расти. Уже сегодня она достигла 8,48 миллионов пользователей, что составляет
89% населения. В стране зарегистрировано 11,42 миллиона сотовых мобильных
подключений (120,5% от общей численности населения). Социальные сети становятся все более
популярными: число их пользователей выросло до 5,63 миллиона, увеличившись на
31,8% по сравнению с 2023 годом. Наиболее популярными социальными
сетями являются TikTok и Instagram* с аудиториями 5,3 миллиона и 3,9
миллиона пользователей соответственно. Важно отметить, что только каждый 1000-й
пользователь является уникальным для большинства платформ, что означает
значительное пересечение аудитории. Это требует от брендов и рекламодателей
тщательного подхода к созданию контента: активность в разных социальных сетях
должна либо исключать дублирование, либо варьировать формат и содержание, чтобы
эффективно охватывать и удерживать аудиторию. Google — с долей в 66% остается самым
популярным поисковиком в Беларуси. Яндекс, однако, занимает треть — 32,16% всей
аудитории. Среди популярных сайтов: каталоги товаров, новостные ресурсы и
маркетплейсы. Что касается распределения по
возрасту, то в Беларуси наиболее молодая аудитория сосредоточена в TikTok, где
41% пользователей — в возрасте 18-24 лет, в то время как Instagram* и VK популярны среди более
широкого возрастного диапазона, особенно в группах 18-34 года. Одноклассники и
Facebook* привлекают старшую аудиторию с наибольшей долей пользователей в
возрасте 45+ лет, особенно в группе 55+, где 33% приходится на Одноклассники и
23% на Facebook*. Покупательские тренды показывают, что при выборе
товаров в категориях продуктов питания, одежды и бытовой техники/электроники
люди в первую очередь обращают внимание на качество и цену. В продуктах питания
качество важно для 84%, а цена для 82% покупателей, также значимы репутация
(69%) и акции (51%), при этом бренд имеет значение для 36%. В одежде на первое
место выходит цена (85%), затем качество (82%), акции (43%) и бренд (30%). В
бытовой технике и электронике главные факторы — цена (80%) и качество (77%), с
равной важностью акций и бренда (48%). Интересно, что бренд особенно важен в
категории продуктов питания (для 30% аудитории). Однако здесь следует
учитывать, что данная цифра относится к категории «продукты питания» в целом,
но в различных подкатегориях данный показатель может отличаться от среднего. Основными источниками информации о товарах и услугах
являются социальные сети и блоги (74%), новостные сайты в интернете (59%) и
мессенджеры (47%). Меньше всего потребляют информацию из ТВ, радио и печатных
изданий. Больше всего в 2024 году респонденты планируют
тратить на отдых и отпуск (33% от планируемых трат), на товары для детей (26%)
и на одежду и обувь (23%). Потребители планируют тратить меньше на сигареты и
алкоголь, что указывает на стремление к более здоровому образу жизни. Рынок электронной коммерции в Беларуси демонстрирует
устойчивый рост, становясь все более значимой частью экономики. Ожидается, что
к 2028 году годовой темп роста выручки составит 9,5%, а прогнозируемый доход на
2024 год достигнет 3,1 миллиарда долларов. На 2023 год в Беларуси зарегистрировано около 30 000
интернет-магазинов, что на 3,7% больше, чем годом ранее. Маркетплейсы занимают
значительную долю интернет-продаж (40%), а доля интернет-торговли в общем
объеме розничного товарооборота страны составляет 6%. Ключевые категории по
доле выручки включают хобби и отдых (26,4%), электронику (20,5%), моду (16,8%),
а также мебель и товары для дома (11,7%). Что касается игроков, то доминирующее положение
занимают Wildberries и Ozon, при этом активно развиваются и свои собственные
e-commerce площадки. Обостряется конкуренция между российскими маркетплейсами и
белорусскими интернет-магазинами. Самыми активными локальным игроками является
каталог Onliner и онлайн-гипермаркет 21vek.by. Категории товаров могут иметь разную динамику спроса
у каждого отдельного ритейлера. Однако ситуативные акционные периоды
(международные праздники, «Черная пятница», сезонные скидки) создают значительные всплески
общего потребительского спроса по интернет-магазинам. При подготовке маркетинговых кампаний в Google все
чаще применяется стратегия Google Fuel the Funnel, которая помогает подобрать
лучшие инструменты для каждого из видов спроса: от потенциального до теплого. В свою очередь воронка на платформе YouTube для достижения маркетинговых целей выглядит следующим образом. И все эти действия подкрепляются технологиями
искусственного интеллекта. Симбиоз же YouTube и Google помогает еще больше
увеличивать продажи. 70% пользователей утверждают, что купили бренд после того,
как увидели его на YouTube, а вероятность покупки товара, увиденного на
YouTube, в два раза выше, чем на других видеоресурсах. В целом, Video
Action-кампании способствуют увеличению поисковых запросов и объема конверсий
на 8%, снижая целевой CPA на 4%. Что касается работы с Яндексом, то инструментарий
для различных этапов выглядит следующим образом: ЕПК — инструмент для создания универсальной
кампании, которая подходит для размещения рекламы большинства товаров и услуг в
разных форматах. Объявления показываются в результатах поиска и в Рекламной
сети Яндекса, Товарной галерее, на десктопах, планшетах и мобильных телефонах. Еще одно нововведение «Продажи
на маркетплейсах» — новый тип рекламной
кампании. Система автоматически создает объявления для товаров, а показывает их
в Поиске и РСЯ. Причем селлеры могут указывать ссылки сразу на несколько
маркетплейсов. Нововведение со стороны Meta* — Meta Advantage+*. Набор инструментов для автоматизации рекламы.
Основан на технологии машинного обучения платформы. Система собирает данные
пользователей и дальше ищет максимально похожую на них аудиторию для дальнейших
совершений целевых действий на сайте. Что приводит к более быстрому обучению
рекламных кампаний с последующим снижением цены за конверсию. Еще один полезный инструмент — Meta Experience*. Формат, при котором можно создавать
альтернативную посадочную страницу. Пользователь кликает по кнопке «Подробнее»
и попадает не на внешний ресурс, а на мини-лендинг на платформе Facebook*. На этом лендинге можно создать сайт с помощью
конструктора со всей информацией, которая необходима клиенту. Если говорить о TikTok, то можно отметить следующую
тенденцию: пользователи в 1,5 раза чаще вспоминают бренд из TopView, чем из
других типов рекламы. В исследовании Kantar рекламы на различных платформах 70%
пользователей заявили, что они с большей вероятностью будут делиться контентом
о брендах, которые они обнаруживают в TopView, по сравнению с другими
форматами, а 68% пользователей заявили, что они с большей вероятностью нажмут
на рекламу TopView по сравнению с другими форматами. Также в TikTok появился новый формат лидогенерации,
помимо классического макета, «карточка с вопросами». Это тип мгновенной формы,
которая позволяет представить вопросы более интересно и оптимизировать их для
мобильных устройств. * Социальные сети
Instagram и Facebook запрещены в РФ. Решением суда от 21.03.2022 г. компания
Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.



Обзор digital-аудитории Беларуси




Поведение интернет-пользователей


Тренды на рынке электронной коммерции


В целом на рынке
е-commerce мы можем наблюдать 5 основных трендов:
Инструменты и тренды на белорусском digital-рынке
Google и YouTube
Яндекс
Meta* и TikTok
Ключевые выводы