редакции
Сторителлинг в маркетинге для фрилансеров: как рассказывать истории правильно

Неудивительно, что маркетологи все чаще обращаются к сторителлингу в коммуникациях с покупателями. В новом материале EasyStart.
С чем едят сторителлинг в маркетинге?
Сторителлинг ценен тем, что помогает читателю/слушателю проникнуться мыслями повествователя. Рассказывая про свои удачи и провалы, вы вызываете эмоцию, которая, в свою очередь, «перекрывает» рационализм или скептицизм. Конечной точкой истории выступает «осознание» героя — то, что он узнал/понял.
Первым полноценно это понятие ввел Дэвид Армстронг в книге «Управление путем сторителлинга: новый метод лидерства». Армстронг предположил, что в коммуникации между руководителем и командой банальные функциональные слова недостаточно обучают и увлекают сотрудников — нужны «живые» истории и примеры. Гипотеза подтвердилась: из-за активного сторителлинга продуктивность сотрудников росла, ведь работники смогли проникнуться тем, что им рассказывают и, как следствие, применять знания в своей деятельности.
Эффективность сторителлинга подтверждается и цифрами. Хрестоматийный пример — эксперимент журналиста Роба Уокера и писателя Джоша Гленна, в котором они продали купленные на $130 вещи за $3612. Вещи казались дороже, чем были на самом деле, благодаря историям, которые они написали для каждого лота на ebay.
Если говорить про более формальные исследования, то Scott Magids, Alaz Zorfas and Daniel Leemon опубликовали работу в журнале The New Science of Customer Emotions (2015), где сравнили ценность своего продукта для 9 разных клиентов. Выяснилось, что для эмоционально привязанных к бренду покупателей ценность продукта была выше на 52%. То есть, эмоция делает клиента готовым платить больше, покупать больше и по-настоящему ценить продукт. Благодаря грамотному сторителлингу продукт становится полным и осязаемым в глазах потенциальных клиентов, привлекая новые лиды. Вот далеко не полный список способов применения сторителлинга в маркетинге. Реклама (по радио, телевизору, в социальных сетях). Хотя существует ограничение в виде времени (иногда до 10 секунд), можно максимально ярко передать историю бренда и конечного продукта. Например, вдохновляющая реклама Apple, которая показывает, как с помощью айфонов люди создают и воплощают свои идеи. Публичные выступления (онлайн и оффлайн). Сегодня вебинары и круглые столы превращаются в целое шоу (как минимум, состоят из кейсов и анекдотов на 70%). Но это не значит, что про продукт речи не идет: напротив, через все истории красной нитью проходит именно бренд и его позиционирование. Email-рассылка. Это короткое письмо, которое позволяет получателю остаться с вашим брендом 1:1. Сегодня в Америке, например, создают сразу серии электронных писем, где каждое в лучших традициях сериала оканчивается на самом интересном месте (яркий пример — рассылка от сервиса Grammarly, где в каждом письме герои-персонажи попадают в забавные ситуации, связанные с необходимостью быть грамотными). Сайт. Даже посадочную страницу можно сделать инструментом сторителлинга так, что посетитель не просто захочет купить продукт или услугу, но и узнает про владельца. Устроить сайт можно по-разному: поместить эту информацию в отдельный раздел или посвятить каждый экран части истории компании. Материалы для чтения (лид-магниты, книги). Может показаться, что длинные форматы вроде лонгридов уже не интересны. Безусловно, читают их меньше в общем числе, чем короткие посты. Однако именно длинный формат помогает выстроить образ бренда полнее, рассказать больше. Например, книга Говарда Шульца «Во власти мечты» — это подробная история создания бренда Starbucks с очень высоким тиражом. Социальные сети бренда. Сегодня наличие странички в социальных сетях — обязательное условие для привлечения целевой аудитории. Это один из простейших способов рассказать не только о продукте, но и о причастных к нему людях (советуем YouTube-канал Google for Developers, наполненный историями разработчиков). Хорошая история — это структурированный текст, построенный по законам драматургии. Допустим, нужно продвинуть сервис по подбору нянь. Как это будет выглядеть? Пример: история о Марине, молодой мамочке, которая хочет вернуться на работу после декрета, но не может найти няню для ребенка. Марина мечтает устроиться на высокооплачиваемую работу в престижную компанию, чтобы обеспечить семью. Она надеется, что сервис по подбору нянь поможет ей в этом. Марина сталкивается с проблемой, что все няни, которых она находит, либо не подходят по цене, либо не вызывают у нее доверия. История не раскрывает сразу, удастся ли Марине в итоге найти подходящую няню и вернуться к работе, создавая интригу для читателя. Марина начинает активно искать няню, пробует разные сервисы и агентства, даже идет на собеседования, несмотря на сложности. После использования сервиса по подбору нянь Марине удается найти идеального кандидата, который полностью соответствует ее требованиям. Благодаря этому она может выйти на новую работу. История показывает, что благодаря правильному сервису по поиску нянь даже занятые родители могут успешно совмещать работу и уход за ребенком. Это вдохновляет читателей попробовать такую услугу. И для бизнеса, и для фрилансера весь сторителлинг делится на три вида. Откуда я пришел? Эти истории смотрят в прошлое и помогают читателю узнать больше о том, как начался ваш путь, и как вы стали профессионалом. Истории успеха. Эти истории касаются как настоящего, где вы описываете ваши кейсы, так и прошлого, где вы описываете части пути к профессионализму. Куда я иду? Эти истории говорят про будущее. В них вы можете делиться с аудиторией своими планами и мечтами об идеальном мире. Если ваше видение будущего совпадает с тем, что представляют себе ваши читатели, то вы получите долгожданных клиентов. Любой фрилансер всегда совмещает в себе несколько ролей. Он сам себе и PR-менеджер, и маркетолог, и сейлз. Поэтому сторителлинг — универсальный инструмент, который и привлекает клиентов, и поддерживает личный бренд. На что стоит обращать внимание? Сторителлинг, как правило, подразумевает микс типов историй. Это значит, что ваше повествование должно затрагивать и вашу историю, и кейсы, и будущее, к которому вы стремитесь. Классическая история — это Экспозиция (вот герои), Конфликт (вот что они делают) и Резолюция (вот кто выиграл). Сегодня о сторителлинге написано уже достаточно, так что вместо очевидных советов, вроде «выбирайте слова» и «не рассказывайте все сразу», рассмотрим менее популярные, но не менее полезные техники сторителлинга для фрилансеров. Сторителлинг — это давно известный инструмент в маркетинге. Ошибочно думать, что он доступен только для брендов. Если у вас есть история, то ее можно обернуть в удобный формат и опубликовать для целевой аудитории. Чтобы история была интересной, следует прислушаться к правилам написания этих историй. Люди запрограммированы воспринимать информацию по определенным моделям, поэтому контент, созданный в необходимом формате, вызовет наибольший отклик. Редакция PRslon

Где найти сторителлинг в реальной жизни?

Правила сторителлинга

Где фрилансер может использовать сторителлинг?

Как правильно применить сторителлинг на фрилансе?