Помогла предпринимателю выйти на доход в два миллиона рублей за 20 дней, который он не мог достичь два года: рассказываю как
Я — Юлия Комарова: бизнес-психолог, основатель консалтингового агентства KOMARO Group. Помогаю предпринимателям и собственникам компаний выстраивать систему управления бизнесом, которая влияет на рост доходов, эффективность команды и возможность масштабирования.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Немного контекста
Ко мне обратилась Мария — владелица сети ортопедических салонов. Основная ее проблема заключалась в управлении командой: сотрудники не выполняли план продаж, но при этом требовали повышения заработной платы. Из-за недопонимания с менеджерами по продажам Мария постоянно нервничала, начала сомневаться в себе и своем деле.
За 20 дней после начала моего наставничества Мария выполнила план продаж, к которому компания стремилась, но не могла выполнить в течение двух лет. Еще за полгода — поменяла команду, прокачала управленческие навыки и уверенность себе и вышла из операционного управления. Рассказываю, как мы этого достигли.
О клиенте и его подходе к бизнесу
У Марии два ортопедических салона в соседних небольших городах. В штате работают менеджеры по продажам — консультируют клиентов, продают ортопедические изделия. Сайта нет, основной источник трафика клиентов — жители города, которых направляют за специальным медицинским оборудованием в салон Марии врачи местных поликлиник.
Мария — предприниматель-самоучка. Бизнесом управляет интуитивно: процессы не автоматизированы, отчетность по продажам ведется в тетрадях, работа продавцов никакими инструментами не регулируется. Мария даже сама привлекает клиентов — ходит по медицинским учреждениям и оставляет у врачей визитные карточки салона, вместо того, чтобы делегировать задачи и следить за их выполнением.
Продавцы не выполняют план продаж, но требуют повышения зарплаты
Уровень вознаграждения сотрудников салона зависит от выполнения плана продаж.
В течение двух лет этот показатель был зафиксирован на 2 млн рублей. Данная сумма дохода позволила бы не только покрывать расходы, но и вкладываться в развитие бизнеса.
Система мотивации у отдела продаж построена следующим образом: если план продаж выполняется на 100%, продавцы получают повышенный коэффициент. Если план на 100% не выполняется, менеджеры получают только зарплату согласно мотивации, без повышенного коэффициента.
До наставничества сотрудники выполняли ежемесячно ~80% плана продаж, однако им не нравилось, что повышающий коэффициент в этой ситуации к ним не применяется. Они возмущались, так как считали план завышенным, а достижение 80% — уже очень хорошим результатом. Изменить систему мотивации было не лучшим способом, потому что соотношение фонда оплаты труда (далее — ФОТ) и прибыли являлось оптимальным для бизнеса. При увеличении объема затрат на ФОТ при тех же продажах Мария рисковала бы работать себе в убыток. При этом, рост зарплаты продавцам не решил бы проблему с низкими продажами.
Увольнять старых и нанимать новых продавцов, чтобы выполнять план продаж, не было выходом в ситуации Марии. Во-первых, ортопедия — достаточно узкая ниша бизнеса, поэтому новых продавцов пришлось бы обучать специфике продаж, а Мария не умела этого делать, не было навыков.
Во-вторых, даже если бы Мария сразу нанимала более компетентных продавцов, а не новичков, то ей пришлось бы платить им большую зарплату. На тот момент средств на увеличение объема затрат на ФОТ у нее не было.
В-третьих, особенность продаж в бизнесе такова, что любой новый продавец, какого бы Мария не наняла, не начнет выполнять план продаж с первого дня работы. Потому что все равно потребуется время на адаптацию, изучение товаров, особенностей покупателей.
Получается замкнутый круг: слабые продавцы не выполняют план продаж → нанять сильных продавцов не получается, потому что их сложно найти ввиду небольшого городка, а если и нанять таковых, придется платить им больше → возможностей платить больше более компетентным продавцам нет → продолжают работать слабые продавцы → не выполняется план продаж.
Из-за того, что продажи не растут, владелица стала сомневаться в себе, задумалась уйти из бизнеса
Проблемы в бизнес-процессах отрицательно повлияли на мотивацию Марии как предпринимателя и руководителя. У нее пропало желание заниматься бизнесом и руководить командой, встречаться и разговаривать с сотрудниками. Мария не понимала, как преодолеть бизнес- и личный кризис, вывести компанию на новый уровень дохода и улучшить качество жизни.
С чем обратилась ко мне
У Марии было два основных запроса.
Первый связан с психологией управления: как стать более спокойной и уверенной в себе, научиться управлять командой и коммуницировать с сотрудниками.
Второй связан с бизнес-процессами: как увеличить прибыль компании и выйти из операционного управления, чтобы сконцентрироваться на масштабировании бизнеса.
Решение
Мы начали работать с Марией по программе «Check-Up Лидера». Поставили себе три основные задачи на ближайшие полгода:
увеличить доход компании;
внедрить рабочие инструменты управления командой и научиться делегировать;
выработать психологическую и управленческую устойчивость к любым изменениям в бизнесе: позитивным и негативным.