Бизнес процессы: давайте разберемся
Особенности бизнес-процесса:
1. Бизнес-процесс состоит из четких этапов, которые регулярно выполняются отдельными сотрудниками в определенной последовательности, и итогом является конечный результат..
2. У каждого бизнес-процесса есть потребитель, который использует результаты процесса. Это может быть как внешний, так и внутренний потребитель.
К примеру, внешним потребителем может выступать клиент компании, а внутренним потребителем — сотрудник, работающий с материалом, предоставленным ему другим отделом компании.
4. Результат бизнес-процесса может отличаться от запланированного, поэтому иногда требуется выполнение дополнительных шагов или изменение всей изначальной стратегии.
Важно отметить, что в бизнес-процессе, в отличие от технологических процессов, нет гарантии, что каждый раз будет получен ожидаемый результат. В этом нет ничего критичного и нужно быть к этому готовыми.
Структура бизнес процессов
Бизнес-процессы имеют определенную структуру, включающую следующие элементы:
1. Входные данные — информация, материалы или события, необходимые для начала процесса. Например, входом для процесса по выполнению услуги может быть запрос от клиента.
2. Выходные данные — результат выполненного процесса. Например, выходом процесса сборки заказа будет готовый к доставке товар.
3. Ресурсы — необходимые элементы для выполнения процесса. Например, для сборки заказа требуется CRM-система, складские товары, сотрудники и т. д.
4. Правила выполнения — подходы, инструкции и требования для успешного завершения процесса. Например, регламент сборки заказа устанавливает этапы выполнения и время исполнения.
5. Владелец процесса — лицо, ответственное за результат и управление процессом. Например, HR-менеджер может быть владельцем процесса подбора и обучения персонала.
6. Исполнители — сотрудники, выполняющие действия на различных этапах процесса.
7. Критерии оценки — показатели оценки результатов и определения проблем в процессе.
Виды бизнес-процессов
Существует несколько основных типа бизнес-процессов. Всего их четыре:
1. Основные — процессы, приносящие прибыль компании и создающие ценность для клиента, например, производство товаров или услуг.
2. Вспомогательные — процессы, поддерживающие базовые деятельности компании, такие как юридическое обслуживание.
3. Управленческие — операции по руководству другими процессами: принятие решений или разработка бюджета.
4. Процессы развития и улучшения — действия, направленные на оптимизацию основных процессов компании, например, обучение сотрудников или замена оборудования.
Бизнес-процессы также могут быть классифицированы по своей направленности внутри или за пределами компании, регулируя внутренние отношения (решение проблем внутри компании) или внешние (переговоры с клиентами, поставщиками, партнерами и т.д.).
Для чего нужно налаживать бизнес-процессы в компании?
Внедрение эффективных бизнес-процессов помогает удовлетворить главный запрос любого бизнеса — увеличить прибыль.
Кроме этого, устойчивые и четко прописанные процессы помогают в выполнении следующих функций:
— повышение качества продуктов и услуг;
— сокращение времени на выполнение задач и упрощение процессов;
— снижение издержек на основные операции;
— увеличение скорости производства и оказания услуг;
— автоматизация рутинных задач;
— создание понятной системы работы и прозрачности процессов;
— четкое определение ответственности сотрудников и эффективное делегирование задач;
— усиление системы контроля;
— планирование расширения бизнеса и выхода на новые рынки;
— быстрый набор и обучение персонала;
— мотивация и сотрудников.
Для того чтобы воспользоваться всеми преимуществами, которые дает эффективное управление бизнес-процессами, необходимо постоянно контролировать их состояние, выявлять проблемы, внедрять улучшения. Это поможет создать более эффективный и успешный бизнес.