С развитием медиаиндустрии ситуативный маркетинг становится эффективным инструментом для брендов, которые стремятся укрепить отношения с аудиторией. Этот подход к маркетингу подразумевает быструю реакцию на текущие события и создание актуальных и своевременных сообщений, которые находят отклик у потребителей.
Эффективный ситуативный маркетинг опирается на следующие принципы
Быстрая реакция на события Ситуативный маркетинг предполагает быстрое реагирование на любые изменения, которые могут касаться компании или ее целевой аудитории. Бренды должны быть готовы к тому, чтобы оперативно отслеживать возникающие тенденции и находить возможности для проведения соответствующих маркетинговых кампаний.
Актуальность и своевременность Ситуативный маркетинг должен быть актуальным и своевременным. Инфоповоды должны затрагивать текущие интересы и проблемы целевой аудитории, создавая ощущение вовлеченности.
Например, на следующий день после победы Трампа на выборах в США, круизная компания Villa Vie запустила пакет «Skip Forward» . В пакете — кругосветное путешествие на 4 года, чтобы «убежать» от политики. Компания быстро и своевременно обработала инфоповод, чем привлекла к себе внимание.
Взаимодействие с целевой аудиторией Чтобы эффективно использовать ситуативный маркетинг, необходимо иметь глубокое понимание своей целевой аудитории. Бренды должны понимать, какие темы и события будут важны для их аудитории и как им следует взаимодействовать со своими потребителями.
Например, во время пандемии, компания Fitmost совместно с Олимпийским комитетом России запустила проект по бесплатным онлайн-тренировкам с олимпийскими чемпионами. Таким образом, бренд отработал инфоповод и создал полезный продукт для своей целевой аудитории.
Использование общедоступных событий События, которые напрямую не связаны с брендом, например, праздники, спортивные мероприятия или культурные явления, могут быть использованы для эффективного ситуативного маркетинга. Вовлечение в эти события позволяет брендам показывать свою осведомленность и устанавливать связь с целевой аудиторией в важном для них контексте.
Например, Heinz к выходу второй части «Джокера» выпустил рекламную кампанию, которая была вдохновлена образом главного героя фильма. Так, бренд отработал инфоповод выхода нового фильма и привлек к себе внимание.
Как делать ситуативный маркетинг?
Ситуативный маркетинг не должен быть ситуативным, он должен быть постоянным.
Ситуативный маркетинг — это не единичное действие, это процесс, который требует четкой системы. Он должен стать неотъемлемой частью маркетинговой кампании.Денис Сигутин — CEO агентства PENA
Компания должна осознать, что ситуативный маркетинг — это важная составляющая её маркетинговой стратегии. Примером постоянного ситуативного маркетинга является бренд Авиасейлс. Компания отрабатывает все подходящие инфоповоды и придерживается такого подхода постоянно.
Однако стоит помнить, что у ситуативного маркетинга есть свои последствия, которые бизнес должен быть готов принять. Компаниям, не готовым к этому, лучше воздержаться от подобных стратегий.
Ситуативный маркетинг — не для всех, он всегда на грани риска. Это происходит потому, что быстрая реакция на события не всегда дает возможность брендам тщательно проверять всю информацию. В таком подходе на первый план выходит скорость действий, а не их продуманность. В ситуативном маркетинге сроки принятия решений измеряются часами: нужно оперативно все согласовать и выпустит контент.
Инфоповоды — как отслеживать и откуда их брать? Успешный ситуативный маркетинг зависит от способности выявлять и использовать актуальные инфоповоды. Инфоповоды — это важные события, новости или тренды, к которым бренды могут привязать свои маркетинговые кампании, чтобы привлечь внимание потребителей.
Чтобы оперативно отслеживать и реагировать на инфоповоды нужно постоянно быть в курсе всех событий.
Например, бренд Arny Praht выпустил серию сторис в ответ на новость о выходе закона, который запрещает использование иностранных слов. Бренд быстро отреагировал на новость и использовал ее в своем контенте, чем привлек внимание аудитории.
Источники для отслеживания инфоповодов:
Нужно постоянно следить за новостями и хорошо ориентироваться в повестке. Важно читать как традиционные, так и онлайн-СМИ. Только в таком случае может сложиться полная картина новостной повестки.
Также важно уметь выделять значимые и второстепенные события. Например, выход нового закона — важное событие, а вот открытие очередного фитнес-клуба в Москве — не очень. Однако, не всегда стоит придерживаться этого правила. Иногда даже самые незначительные события получается превратить в масштабные.
Например, сотрудники Авито узнали о том, что пара, которая собирается пожениться, познакомилась на Авито, когда молодой человек продавал гирю. Казалось бы, вполне банальная новость, но компания решила рассказать всем об этой счастливой истории. Сервис также помог с организацией свадьбы, которая прошла в главном офисе Авито. Таким образом компания использовала небольшой инфоповод и привлекла к нему много внимания.
Лидеры мнений и социальные сети Важно отслеживать публикации авторитетных блогеров и экспертов. Также не забывайте следить за популярными хэштегами и темами, которые активно обсуждают в социальных сетях. Насмотренность и наслушанность — очень важны в ситуативном маркетинге.
Еще один популярный источник для поиска актуальных тем — телеграм-каналы. Сейчас телеграм-каналы ведут все: фрилансеры, топовые эксперты, крупные бренды, поэтому важно за ними следить и черпать новые популярные темы. Например, в телеграмме-канале MVP всегда есть свежие digital-тренды и экспертные мнения по актуальным вопросам лидеров индустрии. Таким образом, можно найти новые актуальные темы и тренды и использовать их в своей стратегии.
Обращайте внимание на маркетинговые кампании конкурентов и их использование инфоповодов для привлечения внимания. Не обязательно повторять их действия, но наблюдать и следить за их ситуативным маркетингом можно. Это поможет лучше ориентироваться в информационном пространстве.
Важно не только отслеживать инфоповоды, но и оценивать их соответствие ценностям бренда и целевой аудитории. Только в таком случае можно эффективно использовать инфоповоды.
Как внедрить ситуативный маркетинг в стратегию? Чтобы внедрить ситуативный маркетинг в стратегию, необходимо следовать основным принципам.
1. Глубина
Ситуативный маркетинг не должен быть самоцелью для брендов. Он должен органично вписаться в общую стратегию компании. Вернемся к компании Авиасейлс. Бренд включил в свой ДНК ситуативный маркетинг. Теперь, когда происходит любое событие, все ожидают реакции Авиасейлс.
2. Ошибки
Компания должна осознавать, что работа с ситуативным маркетингом связана с определенными рисками. Чем более активно мы реагируем на инфоповоды, тем выше вероятность возникновения ошибок. Поэтому все участники процесса должны быть готовы к этому. Если компания не готова к ошибкам — ситуативный маркетинг ей не подходит. В таком случае стоит рассмотреть другие инструменты.
3. Риски
В разработке ситуативных стратегий должны участвовать специалисты, готовые к принятию рискованных решений. В отработке инфоповода важна скорость — увидел, принял решение, отреагировал. Если каждый пункт согласовывать с руководством, все обсуждать и устраивать созвоны — инфоповод попросту пройдет.
Например, сотрудники КБ оперативно отрабатывают актуальные инфоповоды. Летом в СМИ появились сообщения о том, что в сервисах доставки еды обнаружена кишечная палочка. В ответ на это КБ в своём аккаунте в социальных сетях опубликовали пост, в котором разъяснили, где точно не может быть этого вируса.
Сегодня ситуативный маркетинг — это способность бренда оперативно реагировать на изменения, происходящие вокруг. В условиях современной турбулентности невозможно предугадать события завтрашнего дня, к ним можно лишь адаптироваться. Бренды, которые могут быстро перестраиваться и реагировать на все изменения, получают значительное преимущество на рынке.
А чтобы быть в курсе всех трендов, заходите к нам в телеграм-канал MVP. Это комьюнити digital-специалистов, где мы обсуждаем актуальные новости и делимся инсайтами от топовых экспертов.