Налог на имущество организаций
Начнем с краткой характеристики налога на имущество организаций:
Налогоплательщиками, в соответствии с п. 1 ст. 373, признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ
Отлично, переходим к ст. 374 НК РФ.
В нашей рассматриваемой ситуации нам потребуется пп. 1 п. 1 ст., 374, в котором говорится:
недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На данном этапе у вас должны сформироваться вопросы:
- Временное владение — это «аренда»?
- Но офис мы просто арендуем и не учитываем у себя на балансе как основное средство!
- Что за налоговая база в п.1 ст. 375?
Я рад, что вы спросили.
Один ответ на вопрос у нас уже сформировался.
Мы арендуем офис, а значит получаем его во временное владение. Не будем углубляться в классификацию данного объекта с точки зрения бухгалтерского учета.
Начинаем читать п. 1 ст. 375:
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Да-да, новые термины. Пристегнуть ремни, выпить глицин.
Налоговый кодекс дает следующее определение:
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Сейчас нужно будет немного погрузиться в бухгалтерский учет.
Есть такие удивительные «книжки» как ФСБУ — федеральный стандарт бухгалтерского учета. Их несколько штук и каждый регулирует свои участки.
Нас интересуют ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 6/2020
- ФСБУ 25/2018 регулирует правила учета аренды.
- ФСБУ 26/2020 регулирует правила учета кап. Вложений
- ФСБУ 6/2020 регулирует правила учета основных средств
Обратимся в первую очередь к ФСБУ 25/2018, который говорит нам о том, что учет арендованного имущества признается как Право Пользование Объектом (ППА).
В рамках данного ФСБУ мы должны определить, в какой промежуток времени идет ремонт офиса.
До момента принятия ППА? (до момента подписания акта приема-передачи) — выдыхаем, все понесенные затраты увеличивают стоимость ППА, налогом на имущество и разрушенными нервными клетками не пахнет.
Ремонт осуществляется после признания ППА? — едем дальше.
Нам нужно определиться, какого рода «ремонт» мы осуществляем. Да, вот такой он российский учет.
Итак. Есть разные классификации, которые имеют одну суть. Будем использовать следующую.
- Текущий ремонт
- Капитальный ремонт
Текущий ремонт — если переводить на бытовой уровень, то это косметический ремонт, поверхностный, устранение мелкий неисправностей и так далее.
Капитальный ремонт — это проведение работ по замене и (или) восстановлению (п. 14.2 ст. 1ГрК РФ):
- его строительных конструкций или элементов этих конструкций (кроме несущих);
- систем и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов;
- замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или те, которые улучшают показатели этих конструкций, а также восстановление этих элементов.
Если у нас текущий ремонт, выдыхаем, налога на имущества не будет.
Если у нас капитальный ремонт, на сцену выходят два брата-акробата ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 6/2020
Согласно ФСБУ 26/2020
Капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
а) понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана) в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
б) определена сумма понесенных затрат или приравненная к ней величина.
*Рубрика «нюанс»
В нашей статье мы рассматриваем ремонт в офисе при сроке аренды свыше 12 месяцев. Даже при условии, что в договоре прописан срок аренды <12 мес., но изначально при заключении договора мы понимаем, что договор будет пролонгирован, то срок аренды считается свыше 12 мес.
Соответственно, мы понимаем, что сумма наших затрат на ремонт признается капитальными затратами, которые в соответствии с ФСБУ 6/2020 превращаются в основное средство.
Осталось ответить на последний вопрос из начала статьи. Мы уже упоминали среднегодовую стоимость, но как понять по какой методике рассчитывать налог: по среднегодовой стоимости ОС или кадастровой.
Давайте дадим определение, что такое кадастровая стоимость
кадастровая стоимость объекта недвижимости — полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке согласно пп. 2 п. 1 ст. 3 273 ФЗ
То есть, другими словами, это всегда «стоимостная оценка» государства объектам недвижимости, которые занесены в кадастровый реестр. Может ли государство дать оценку нашим затратам? Не тот уровень. Мы это делаем сами.
Исходя от обратного, получаем, что исчислять налог на имущество по нашим капитальным затратам принятым как ОС на балансе общества, мы будем по среднегодовой стоимости.
На сегодня все. Перевариваем.
В следующей статье разберем как считать налог на имущество организаций в этом случае. Кейсы по оптимизации налога на имущества. А так же нюансы по выбытию этого ОС
Больше коротких статей и материалов у нас в телеграмм канале https://t.me/BussinesInRussia