Со сборки – в отдел продаж
На завод студенты высших учебных заведений идут неохотно: тяжёлый труд, некомфортные условия, жёсткий график работы — всё это делает перспективу оказаться «у станка» малопривлекательной. Технический специалист с дипломом вуза, как правило, амбициозен и рассчитывает на быстрый и яркий старт карьеры, без лишней пыли и шума. Тем интереснее случаи, когда студенческая практика, воспринимаемая как неизбежная, но временная повинность, перерастает в длительные и прочные отношения с предприятием. Один из таких случаев — история студентов Южно-Уральского Государственного университета Анатолия Арятикова и Тлегена Тлегенова, учащихся кафедры «Электрические станции, сети и системы электроснабжения». Вот уже второй год подряд ребята приходят на Челябинский завод электрооборудования — учатся, работают, зарабатывают и строят планы на будущее.
А
началось всё со встречи с Руководителем инженерного центра ЧЗЭО Дмитрием Путенихиным. Осенью 2023 года
он пришёл на пары будущих энергетиков и рассказал, что предприятие запускает
образовательный проект: студентов приглашают «с нуля» разработать проект комплектной
трансформаторной подстанции (КТП) по техзаданию реального заказчика — под
чутким руководством специалистов завода и с их всесторонней поддержкой. Тлеген
был одним из тех, кто откликнулся на предложение. Мы поговорили с ним и
Анатолием о том, что их привело на производство и что заставило задержаться. —
Почему вы решили участвовать в проекте — это ведь дополнительная нагрузка была? Тлеген:
Мне
было интересно глубже погрузиться в эту сферу, узнать что-то новое. Но,
наверное, главная заслуга в том, что я остался на заводе, принадлежит Дмитрию Путенихину. Было видно, что он
очень увлечен электроэнергетикой. Это меня «зацепило». Я редко встречал людей, настолько
«горящих» своим делом. —
А до этого был опыт выполнения таких проектов? Тлеген:
Маломальский
опыт у нас был — мы знали, как проектировать электрические схемы, были знакомы
с устройством и принципами работы электроустановок (изучали по каталогам). Но
чёткого представления о том, как проектируется подстанция, не было. Оказалось,
что мы оформляли документацию иначе, чем это делают на предприятии. Здесь мы
старались следовать ГОСТам. Если что-то не получалось в однолинейных схемах,
спрашивали у кураторов. Дмитрий Путенихин, кстати, отвечал даже поздно вечером,
после работы. Хотя по телефону было слышно, что он устал. —
И после защиты проекта вы остались на практику? Тлеген:
Да,
я даже других вариантов не рассматривал: я здесь многих уже знал, представлял,
в каких условиях буду работать. Предложил пойти со мной одногруппнику. Анатолий:
Нам сказали, что будут платить (смеётся). —
Заплатили? Анатолий:
Да,
мы официально трудоустроились и работали все лето. Впервые увидели полный цикл
производства: от резки металла, сборки ячеек до монтажа блочно-модульных
зданий. Сами, «руками» прошли почти все этапы, кроме резки и гибки металла. До
вторичной коммутации нас не сразу, но допустили. А вообще мы в основном
занимались первичными схемами. В среднем за месяц выходило около 50 000
руб. Тлеген:
Когда
началась учёба, мы остались. Только работали уже не каждый день, а один или
два-три раза в неделю в свободное время. —
Было сложно вникать в рабочий процесс после университетских пар? Анатолий:
Поначалу
было непросто — всё-таки мы были новенькими на сборке, к нам привыкали, мы
привыкали. Но если что-то было непонятно, нам подсказывали наставники. Тлеген:
У
меня наставником на сборке был Костя Зимин. К нему подойдешь, он сразу же
спокойно всё покажет, объяснит, поможет, даже если у него своей работы полно. —
Бывает, что студенты жалуются, что им на практике не дают заданий, связанных с
профессией. Они подметают, моют, что-то переносят. Вы с этим сталкивались? Анатолий:
Ну,
мне кажется, если ты пришёл на месяц и не имеешь никакого опыта, то тебе и не
могут доверить что-то существенное. За месяц можно только научиться выполнять
какую-то операцию. Ребята же не могут сразу пойти, например, устанавливать ЗРФы
(Заземлитель рубящий фронтальный).
Я устанавливал — это тяжело. Мне говорят: «Вот в этот весь ряд ячеек их можно установить
за один день». В итоге я в одну ячейку устанавливал день или два, а может, три.
Не помню. Помню, что очень долго. Потому что нужно было вникнуть, разобраться,
посмотреть видеоинструкцию. Зовешь Ильнура: «Ильнур, помоги!» (Ильнур Исмагилов
— это мой наставник). Он приходит, говорит: «Так тут делов-то на две минуты».
Но у него опыт есть. —
А каким образом повышался ваш уровень ответственности? Анатолий:
Потихоньку.
Приходишь, тебе дают наставника, говорят: «Сегодня ты работаешь с ним. Ставишь,
например, изоляторы». Он тебе показывает, как это делается, контролирует.
Спустя время — после обеда, допустим, — если справляешься, тебе доверяют
ставить изоляторы самостоятельно. Тлеген:
Если
что-то не получается, можно обратиться к любому из бригады, не обязательно к наставнику
или мастеру. И так шаг за шагом получаешь навыки. —
А что было самым сложным за время практики? Тлеген:
Две
недели на покраске в жару. Вот это было самое тяжелое. На улице + 30 градусов,
у печки стоишь — там уже + 40. —
Все этапы производства энергооборудования вам теперь знакомы. Где больше
понравилось? Анатолий:
Вот
здесь (похлопывает по ручкам офисного кресла, смеётся). —
Честный ответ. Тогда расскажите, чем вы сейчас занимаетесь в офисе, а именно в коммерческом
отделе? Анатолий:
В
этом году преддипломную практику мы проходим в отделе продаж. Ищем клиентов, перспективные проекты, в
которые можем войти. Отправляем «холодные» запросы, отслеживаем B2B Global, Инвестиционные
проекты и другие площадки с тенедерами. —
И холодные звонки делаете? Тлеген:
Звонки
еще не пробовали, это ещё предстоит. Может, после них захочется вернуться на покраску
(смеётся). —
Я знаю, что вы не только проходите преддипломную практику, но и пишите ВКР под
кураторством инженеров завода. На какие темы пишите? Тлеген:
«Электроснабжение
завода по ремонту горного оборудования» и «Электроснабжение группы цехов
электролитно-цинкового завода». Нам повезло, что нас курируют специалисты ЧЗЭО.
Михаил Недоводин, Дмитрий Путенихин очень круто
разбираются во всех областях, связанных с электрооборудованием. Это просто
«ходячие энциклопедии». И всегда помогают. Возник, например, вопрос, что взять
в спецраздел — Михаил подсказал, посоветовал сравнить трансформаторы типа ТМГ и
ТСЛ, проверил, внёс дополнения, замечания. —
Какой совет вы бы дали студентам, которые сомневаются, идти на завод или нет? Тлеген:
Самое
главное — не бояться. Многие думают, что если ты работаешь на заводе, значит ты
«пашешь» в грязи, в пыли, вдыхаешь какие-то вредные пары. К тому же, считается,
что это несолидно как-то...Но может быть и по-другому. Здесь очень чисто, и об этом говорят многие
ребята со сборочного участка, которые раньше работали на других производствах.
Здесь даже окна чистые. Сами мыли (улыбается). Анатолий:
Во
всяком случае намного чище и теплее, чем на заводе, где я проходил практику,
когда учился в колледже. Мы там месяц провели за 8 тысяч. А ещё мне выдали чей-то
старый, грязный бушлат. И в душ мы не ходили, а только чинили. В общем, все
опасения по поводу завода тогда сбылись. На ЧЗЭО оказалось по-другому — новая,
чистая форма по размеру, отдельный шкаф для одежды, тренажерный зал. Душ на
производстве — это вообще здорово. Тлеген:
Дело
не только в условиях. Есть стереотип, что завод — это когда стоишь у станка, дальше
тебе наступает 65 лет, потом пенсия и всё... На ЧЗЭО ребята, с которыми мы
познакомились, говорят: «Здесь можно подняться по карьерной лестнице, если ты соображаешь,
что-то из себя представляешь, чего-то хочешь добиться. И не обязательно для
этого быть чьим-то знакомым». Самое главное, чтобы было желание. —
А какие советы давали вам? Например, на производстве? Анатолий: Как правильно собрать
болтовое соединение: сначала шайба, потом еще одна шайба, потом шайба-гровер и
уже закручивается. Или какие контактные ножи надо смазывать, чтобы был лучший
контакт проводящих частей, а какие нет. —
Практика на заводе как-то повлияла на вашу учёбу? Тлеген:
Безусловно,
мы стали лучше разбираться в том, как производится энергооборудование, как оно
устроено. Настоящее понимание приходит, когда ты видишь процесс изнутри, а не
со стороны. Нам же в вузе больше теории
дают, чем практики. Даже если она есть, её всегда не хватает. Современная ячейка КРУ, например, появилась на
кафедре только в этом году. Кстати, производства ЧЗЭО. А до этого была только советская
электроустановка, 80-х годов. Анатолий:
Я
за время практики получил четвёртый разряд электромонтажника. Более уверенно стал
пользоваться электроинструментами. Всё-таки часы на сборке не прошли даром. Тлеген:
А
для меня самым ценным стал опыт работы в команде. Построить отношения в большом
коллективе, влиться в него, начать работать. Здесь люди, в основном,
доброжелательные и открытые, но поначалу всё равно испытываешь дискомфорт. —
Поделитесь своими планами на будущее? Анатолий:
Я
могу сказать, чего я точно не хочу. Не хочу монотонности. Мне бы хотелось и
руками поработать, и головой. Тлеген:
Ну,
а я сразу знал, что хочу работать в отделе продаж. Еще до практики думал об
этом. Надеюсь, что получится. 



