5 лучших русских фильмов в жанре фэнтези
Последний богатырь (2017)

Жанр: Комедийное приключенческое фэнтези
Познавательная ценность: Фильм знакомит зрителей с персонажами русских народных сказок, переосмысленными на современный лад. В картине присутствуют Баба-Яга, Кощей и другие знаковые фольклорные герои.
Визуальная привлекательность: Критики и зрители высоко оценили визуальную составляющую фильма — красивые локации, качественный грим и костюмы, достойные спецэффекты.
Сюжет и интрига: История рассказывает о современном городском жителе, который неожиданно попадает в сказочный мир, где считается потомком богатыря и должен справиться с неожиданной для себя ролью. Интересный сюжетный ход — переосмысление традиционных злодеев, которые оказываются положительными персонажами.
Экспертное мнение: «Последний богатырь» стал настоящим прорывом для российского фэнтези, собрав около 30 миллионов долларов в прокате и получив статус самого кассового отечественного фильма 2017 года по результатам опроса на «Кинопоиске». Это первый совместный проект Disney Russia и киностудии Yellow, Black and White, давший начало успешной трилогии. Режиссёр Дмитрий Дьяченко сумел создать фильм, одинаково привлекательный как для детей, так и для взрослой аудитории.
Гоголь. Начало (2017)

Жанр: Мистический детектив с элементами фэнтези
Познавательная ценность: Картина представляет альтернативный взгляд на биографию молодого Николая Гоголя, вплетая элементы его произведений в повествование и создавая предысторию написания знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Визуальная привлекательность: Фильм отличается впечатляющей атмосферой, выразительными декорациями и костюмами, качественной операторской работой. Особенно критики отмечали «прекрасную сцену в конце фильма, когда юная Параська плывет на лодке по реке, словно бы олицетворяющей Стикс».
Сюжет и интрига: Молодой Гоголь, служащий писарем в канцелярии, страдает от странных припадков и видений. Расследуя серию таинственных убийств, он сталкивается с мистическими силами и событиями, которые впоследствии лягут в основу его произведений.
Экспертное мнение: «Гоголь. Начало» стал первым российским сериалом, который был выпущен в кинотеатральный прокат. Проект продюсерской компании «Среда» и режиссёра Егора Баранова изначально задумывался как серия фильмов, которые позже были объединены в телевизионный формат. Александр Петров в главной роли создал неоднозначный, но запоминающийся образ писателя-визионера.
Он — дракон (2015)

Жанр: Романтическое фэнтези
Познавательная ценность: Фильм основан на романе «Ритуал» известных писателей-фантастов Марины и Сергея Дяченко, знакомя зрителей с их творчеством и оригинальной интерпретацией легенд о драконах.
Визуальная привлекательность: Особого внимания заслуживает дизайн дракона, который создавался с учетом физиологии актера Матвея Лыкова, исполняющего главную роль. «Мы стали адаптировать получившийся образ под него... в итоге он получился достаточно изящным, сохранив при этом все черты классических драконов»6.
Сюжет и интрига: История о девушке, похищенной драконом во время собственной свадьбы, и развитии необычных отношений между пленницей и ее похитителем, скрывающим тайну своего происхождения.
Экспертное мнение: Фильм «Он — дракон» режиссера Индара Джендубаева с бюджетом 18 миллионов долларов стал одним из наиболее успешных российских фильмов в международном прокате, войдя в тройку лидеров 2016 года. Особенно тепло картину приняли в Китае, где она собрала значительную кассу. Это редкий пример отечественного фэнтези, ориентированного преимущественно на женскую аудиторию.
Конёк-горбунок (2021)

Жанр: Семейное фэнтези, экранизация классической сказки
Познавательная ценность: Фильм знакомит современного зрителя с классическим произведением русской литературы — сказкой Петра Ершова «Конёк-горбунок», написанной в 1834 году.
Визуальная привлекательность: На визуальные эффекты в фильме был выделен значительный бюджет в 800 миллионов рублей. «Конек получился великолепно — он и правда почти как живой. И вообще из 800 миллионов на экране виден каждый рубль». Особенно впечатляют сцены с волшебными существами: Жар-птицей, чудо-юдо рыбой китом и самим Коньком.
Сюжет и интрига: История об Иване-дураке, который с помощью волшебного конька-горбунка выполняет сложные поручения царя и в итоге сам становится правителем.
Экспертное мнение: В фильме использовалась технология захвата движения — роль Конька исполнял Павел Деревянко, как ранее «Бенедикт Камбербэтч играл дракона Смауга в „Хоббите“». Несмотря на впечатляющую визуальную составляющую, некоторые критики отмечали, что диалоги Конька не соответствовали ожиданиям: «его Конек — меланхоличный зануда... в какие-то секунды он вообще становится больше похож на Иа-Иа, чем на обаятельного героя Ершова».
Домовой (2023)

Жанр: Фолк-хоррор, семейное фэнтези
Познавательная ценность: Картина знакомит зрителей с одним из ключевых персонажей славянской мифологии — домовым, духом-хранителем жилища.
Визуальная привлекательность: Фильм «выполнен в соответствии со всеми канонами жанра. Визуально она отсылает к западным хоррорам». Напряжение поддерживается «при помощи стандартных приёмов: обилия затемнённых сцен и крупных планов, выхолощенной картинки с отсутствием ярких цветов, уместной замедленной съёмки».
Сюжет и интрига: Подростки Варя и Арсений после гибели родителей переезжают в новую семью, но вместе с ними в новое жилище перебирается и таинственное существо, связанное с их прошлым домом.
Экспертное мнение: Режиссер Андрей Загидуллин имеет необычную историю прихода в кинематограф — не сумев поступить ни во ВГИК, ни на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, он «решил изучить все премудрости профессии самостоятельно» и добился успеха: «его короткометражные работы заметили и высоко оценили, а затем он оказался на телевидении». «Домовой» — его третий полнометражный фильм, соединяющий традиции славянского фольклора с современным киноязыком.