Как повысить конверсию сайта с помощью психологии

Необходимость выйти
Предложите пользователям покинуть ваше приложение в нужный момент.
Способ комфортно завершить задачу и выйти показывает уважение к вашим пользователям. Это возможность напомнить им выйти из приложения или закрыть сайт, когда они чего-то достигли или выполнили задачу — так можно избежать усталости от продукта. В противном случае люди будут связывать ваш продукт с нескончаемым списком задач, что может навредить долгосрочному удержанию пользователей.

Что делать:
Проработайте какие-то точки, завершающие этапы в вашем продукте, чтобы пользователи могли сохранить процесс и отвлечься.
Правило пика и конца
Люди судят о работе в приложении по тому, что было на пике и в конце выполнения задачи.
Пользователи оценивают опыт работы на сайте или в приложении, не основываясь на сумме микро-впечатлений — вместо этого они взвешивают впечатления во время пика и в конце работы. Пиком может быть что-то приятное, завершение важного этапа, что дает положительные впечатления во время пути пользователя до результата. Или наоборот неприятное, какая-то неудача.
После того, как вы заплатите за обновление своей учетной записи, Zapier показывает анимированные конфетти как способ отпраздновать и отвлечь вас от того, что вы отдали им свои деньги. Зато вы получили классный продукт!

Что делать:
Завершайте путь пользователя чем-то позитивным, отмечайте успехи и выполнения задач, чтобы у него остались приятные впечатления.
Сенсорная привлекательность
Пользователи больше взаимодействуют с вещами, привлекательными для разных органов чувств.
Запах свежеиспеченных булочек из пекарни повышает аппетит и побуждает зайти за выпечкой. Внешний вид, звуки, ощущения, вкусы и запахи действуют на органы восприятия, а когда задействовано несколько органов чувств, люди с большей вероятностью установят эмоциональную связь с брендом.
Жаль, что запахи, вкусы и текстуры нельзя передать через экран, но остается воздействовать на другие органы чувств. К примеру, показать пользователю внешний вид продукта через изображения и анимации, а не заставлять самому придумывать, как он выглядит. Иногда уместно добавить звуковое сопровождение.

Что делать:
Кроме текста, в вашем распоряжении фотографии, рисунки, видео, гифки, музыка — используйте подходящие мультимедиа, чтобы передать преимущества продукта, создать для пользователя нужную атмосферу, пробудить аппетит, желание купить ваш продукт.
Эффект Зейгарник
Люди запоминают незавершенные задачи лучше, чем выполненные.
Выполняемая задача создает специфическое для нее напряжение, которое снимается, когда задача завершена. Но если задача прерывается, оно остается. Такое напряжение делает актуальную информацию более доступной и легко запоминающейся.
Это служит дополнительной мотивацией, к примеру, на сайтах изучения языков, отслеживания спортивной активности. Пользователь оценит систему мотивации, если ему сложно самому собраться и регулярно заниматься спортом или языками.
Duolingo показывает неполную шкалу прогресса, побуждая скорее завершить урок, чтобы закрыть кольцо.

Что делать:
Используйте мотивацию пользователя, чтобы ваш сайт или приложение стало для него полезным инструментом, в который нужно возвращаться для достижения личных целей. Продумайте систему прогресса, поощрения за успехи и регулярность, «наказания» за пропуски и срывы.
Внезапные радости
Люди испытывают больше радости по поводу того, что получили неожиданно, особенно если оно превзошло их ожидания.
Пользователи оценят, если вы позаботитесь о них и добавите на сайт что-то неожиданное, но приятное, что облегчит их работу на сайте или избавит от каких-то проблем и страхов. Это сработает, если функция или какая-то фишка будут полезными для человека и превосходящими его ожидания.
При настройке отложенного отправления письма почта iOS предлагает выбрать время по часовому поясу. Если ваши партнеры или клиенты рассредоточены по всему миру, эта функция удовлетворит потребность пользователя — он не нарушит рабочий этикет, присылая письма, когда у партнера ночь — и превзойдет его ожидания, поскольку никто из конкурентов не предлагал настройку таймера по часовому поясу адресата. но много партнеров или клиентов по всему миру.

Что делать:
- Подумайте, как вы можете облегчить работу пользователя какой-то небольшой приятной функцией, к которой он не привык и которую не ожидает от вас по умолчанию.
- Поднимите ему настроение: добавьте что-то интерактивное и милое вашим формам и кнопкам, чтобы пользователь улыбнулся.
Подписывайтесь на наш ВК и Телеграм, чтобы узнавать последние новости SEO и подсматривать новые фишки продвижения.
Эффект собственного вклада
Люди больше ценят что-то, если считают, что оно им принадлежит.
Пользователи склонны переоценивать то, чем они владеют, независимо от реальной стоимости объекта. Если что-то им принадлежит, они бы хотели это сохранить, но с меньшей вероятностью купили бы то же самое, если бы у них этого не было.
Чем дольше пользователь работает в приложении и на сайте и чем больше данных вводит, тем сложнее от него отказаться, ведь придется потерять весь прогресс. Многие приложения и расширения поощряют пользователей персонализировать и изменять продукт, чтобы они чувствовали его «более своим». Этот принцип связан с эффектом невозвратных затрат, ведь на настройку они тратят время и энергию.

Что делать:
- Привлекайте пользователей участвовать в развитии продукта и дайте ему чем-то обладать внутри него. Например, настроенным сервисом: когда он выбрал, какие разделы ему интересно видеть, какого вида должно быть отображение контента, какого цвета оформление и так далее, ему будет тяжело отказываться от практически своего творения.
- Начисляйте ему бонусы за работу на вашей платформе, которые можно во что-то конвертировать внутри проекта, заведите рейтинговую систему. Тогда ему будет жалко терять накопления и рейтинг.
Группировка
Пользователи лучше запоминают сгруппированную информацию.
Логически сгруппированные слова запоминаются в среднем на 40% лучше, чем представленные произвольно. За счет ассоциаций люди сводят значение нескольких слов к одному — так мозгу проще вспомнить детали и запомнить больше.
Этот принцип можно использовать в самообразовании и работе, группируя задачи и важные заметки по темам, а также для помощи пользователям, к примеру, объединяя связанные вопросы в FAQ.

На нашем сайте PR-CY множество онлайн-инструментов для оптимизаторов и владельцев сайтов, но они распределены по тематикам — назначению использования.

Что делать:
Применяйте форматирование текстовых блоков и объединяйте сходные элементы, чтобы расположить текст, ссылки и другие элементы в удобном для чтения формате.
Внутренний триггер
Пользователям предлагается выполнить действие на основе их воспоминаний.
Триггер — это побуждение человека к действию. Есть два типа триггеров:
- внешние: электронные письма, мобильные уведомления, рекламные баннеры и прочее;
- внутренние: места, ситуации, эмоции, люди, запахи, мелодии и другое.
Внешние триггеры оповещают пользователей о каком-то событии. Люди взаимодействуют с внешними триггерами и постепенно начинают формировать ассоциации с внутренними, которые привязываются к их текущему поведению и эмоциям. Вскоре у людей возникает внутренний триггер каждый раз, когда они чувствуют себя определенным образом.
Это можно использовать в своих продуктах: постепенно формировать связь какой-то ситуации и вашего сервиса, приложения или сайта.
К примеру, 15-30% студентов Duolingo используют приложение, чтобы увереннее чувствовать себя в путешествиях в других страны. Страх не понять важную информацию на другом языке и в принципе ожидание рейса в аэропорту — триггеры, чтобы побудить пользователей практиковать язык и поэтому меньше волноваться.

Что делать:
Демонстрируйте связь вашего продукта с эмоциями, ощущениями, ситуациями, где ваш продукт мог бы помочь и избавить человека, например, от страха.
И напоследок
В статье невозможно привести полный список когнитивных искажений, которые влияют на восприятие вашего сайта пользователями. Но те пункты, которые были перечислены, существенно влияют на принятие решений, а значит и на конверсии на сайте.
Пользуйтесь ими и делайте контент убедительнее, дизайн привлекательнее, а работу на сайте удобнее.