Почему все продуктовые интернет-магазины убыточны
1) Низкая стоимость 1 позиции в заказе. В моем проекте (несколько лет назад, крупнейший региональный интернет-магазин продуктов Простоудобно, Екатеринбург) средняя цена 1 позиции в заказе была около 60 рублей. Под позицией понимается 1 пакет молока, 1 упаковка подгузников, 1 весовой товар.
2) Полная средняя стоимость обработки одной позиции складом от входа ко мне до выхода — приемка, размещение, хранение в разных режимах, товарным соседством, сборка, контроль, отгрузка составляла около 9 рублей. (Соотнесем 9 к 60).У Утконоса только операционные расходы на обработку 1 позиции были 6 рублей. То есть издержки были сопоставимы, а значит, цифры достаточно объективны.
3) Низкая маржа ~20-25% и цена, при этом, выше рынка. В крупных сетевых продуктовых дискаунтерах маржа еще меньше при более низкой входной цене. А значит, о ценовой конкуренции с ними можно забыть сразу, если вы не сын владельца Ашана, например.
4) Доставка: если вы можете ждать ноутбук несколько дней, и потом договориться с курьером на удобное время. То для того, чтобы ждать продукты больше суток, а потом еще обязательно сидеть дома 2 часа (интервал доставки) вам нужна очень веская причина. Ведь у вас около дома почти гарантированно есть пара сетевых магазинов, в которых вы можете купить все то же самое прямо сейчас. И там точно будет дешевле.Такие веские причины есть у следующих категорий клиентов:— ограниченные возможности ходить в магазин (в первую очередь, мамы, сидящие дома с детьми), магазины далеко, и пр— те, кому по барабану, что им привезут зеленые бананы, хотя они любят желтые, или наоборот, готовые за это переплачивать. Например, те, кто раньше самостоятельно ездил и покупал продукты для офиса в Метро, Ашане, сейчас экономят время и затариваются в Утконосе.
При этом очевидно, что себестоимость такой доставки ВЫШЕ, чем, например, себестоимость доставки ноутбука по понятным причинам: веса, объема, режимов и сроков хранения.
5) Пожалуй, одна из наиболее убийственных причин, почему этот бизнес у нас не работает: высокий out of stock. Если собирать заказы в произвольном оффлайн супермаркете в произвольный момент времени, то из 100 позиций матрицы вы найдете около 80 (+/- 10%).
Что это значит для покупателя? Например, то, что ему привезут все для фарширования гуся без самого гуся. Или заменят его на курицу. Или ему все равно придется идти в магазин.
Сразу предостерегу «экспертов» от предложения выгружать на сайт остатки в онлайне. Это самый часто-предлагаемый и бессмысленный вариант решения задачи. Проблема заключается в том, что клиент будет складывать в электронную корзину товары, которые находятся в пределах торгового зала в данный момент. Но, во-первых, сборка будет осуществляться не в данный момент, а несколько позже. А значит, ситуация с наличием изменится. Во-вторых, если товар находится в пределах магазина, это еще не значит, что он не лежит в корзине покупателя. Просто он еще не прошел через кассу.
Она решается либо отдельным складом с хорошо поставленным учетом (например, в системе молоко есть, а оно прокисло, пакет порвался и пр.). Либо регулярной избыточной поставкой в магазин сборки с такой же системой учета, где есть онлайн-остатки и автозаказ. Каждый вариант стоит приличных денег и имеет свои нюансы. Можно частично нивелировать эту проблему относительно дешево с помощью IT, алгоритмов, автозамен и прочего.
В итоге вместо решения проблем клиент получает кучу свежего, неизвестного доселе геморроя по более высокой цене.