редакции Выбор
Заблуждения и ошибки до старта проекта и сейчас
1. Когда я начал первый проект лет 6 назад я честно думал, что достаточно крутой идеи, которую никто никогда не делал до тебя.
Так вот, оказалось идеи недостаточно, идея это всего лишь точка в системе координат, а нужен вектор, то есть сдвинутся с места в нужном направление и продолжать двигаться делая какие-то изменения, при этом и само поле для движения должно существовать в достаточных масштабах.
Здесь я имею в виду, что идея сама по себе ничего не значит, способов ее реализовать есть очень много. И сам рынок, спрос на подобный продукт или услугу уже должен быть сформирован, надо понимать, что создавать новый рынок дело не быстрое и не дешевое.
2. Потом я думал, как круто и гениально, что у проекта нет конкурентов. Буду первым на рынке.
Зачастую рынок работает не так, что мол кто первый тот и батя на нем. Такие примеры несомненно есть и их немало, когда проект первый на рынке и выстреливает, но надо понимать что значит первый на рынке, скорее всего идея та же, просто реализация другая(Blockchain, Uber, Slack и тд).
Блокчейн и биткоин был первым на рынке с одной стороны, но тем не менее проблему, которую он решал или ситуации в которых он использовался до этого существовали, только происходили иначе. Зайдя на рынок он просто изменил его правила, добавил фич, в виде анонимности, распределенности и тд.
Другой вопрос когда вы создаете тапочки для хомяка, ну вроде бы вы первые на рынке, вроде бы может быть даже кто-то и будет покупать, но как такового рынка не существует, и менять привычки людей это долго, а значит развивать новый рынок процесс не быстрый, но если ваша цель вырастить проект в течение поколений тогда это уже выбор приоритетов. Например, Илон Маск и общедоступные полеты на Марс, такого рынка не было и сейчас нет, и не известно когда еще появится.
3. Закономерно, что дальше я заблуждался в том, что главное это заполучить инвестора в проект. И от самого факто того, что в тебя проинвестировали думалось, что проект сам по себе уже обеспечен на успех.
Ну ок, инвестор получен, а что дальше. Вы можете сделать продукт, а пользователей, трэкшн не сделать. Примеров много, российский линкедин, поисковик Спутник, всякие уберов для всего и тд(вот тут один из таких списков: https://rb.ru/list/post-mortem-staptups/) Но на самом деле этот момент можно трактовать по разному. И сама по себе инвестиция это не всегда хорошо или плохо, все зависит от конкретной ситуации, и чтобы можно было судить в ключе причина-следствия: инвестор дал дене → успех проекту, то разве, только если это не безызвестный ангел, а какой-нибудь инвестор с sandhill road. Но и тут дело не в самом факте инвестиции, а в том, что те, кому они дали денег либо показали крутой трекшн по метрикам проекта, либо у них топовая команда со связями в каналах дистрибуции, либо что-то смежное. В таком случае инвестиция это показатель доверия и результат анализа топовых аналитиков рынка. Поэтому вывод: не стоит сразу бегать и искать инвестора, как только появилась идея, и ставить это целью или главной метрикой вашей ближайшей деятельности. У таких проектов как правила продукт разрабатывается не под их ЦА, а под инвестора. Просто потому что метрики, которые нужны инвестору не всегда совпадают с метриками, которые хорошо влияют на пользователей продукта. У Andreessen Horowitz в блоге есть статья про 16 метрик стартапа https://a16z.com/2015/08/21/16-metrics/ и http://a16z.com/2015/09/23/16-more-metrics/ Это классная статья и полезные метрики, которые нужно знать каждому стартапу, но по этим метрикам не совсем понятно как развивать продукт дальше и оперировать только ими не правильно.
4. Дальше у меня была история с инкубатором\акселератором. Если мы пройдем и нас возьмут туда, то все пойдет как надо.
Та же история, что с инвестором, если нет продукта и нечего продавать, да и не знаете как продавать, это не будет никакой волшебной таблеткой. И ставить это как цель во главу стола не стоит. Лучше опять же сосредоточиться на продукте и пользователях, а как результат хорошей работы сможете получить акселератор.
5. Наверное дальше со следующим проектом я попал в одно из самых популярных заблуждений: Главное пилить продукт, идея то крутая, сделаем крутой и качественный продукт, а потом пользователи сами собой подтянуться...
Как оказывается пилить продукты месяцами или годами тоже тупиковый вариант. С одной стороны кажется, что это вполне очевидно, что надо как можно скорее валидировать идею, аудиторию, делать продажи, находить ценность и под все это пилить продукт, с другой почему-то и я, и много людей начиная делать продукт поступает именно так. Мне кажется это боязнь того, что твоя крутая идея не будет принята рынком, поэтому ты идешь и пилишь красивую упаковку, отсрочиваешь запуск, делая вид, что продукт еще не готов для рынка.
Вывод: продавай как можно раньше, валидируй как можно дешевле. Сейчас у меня боязнь того, что я впустую потрачу время намного больше, чем то, что если проект окажется не успешным или ненужным и провалится.
6. Ну хорошо, я не жалею потраченных лет и сил на запуски и разбирательства в предыдущих проектах, много уроков я извлек как раз благодаря этому... И теперь если все делать правильно, все равно с первого раза получается не все идеально или даже приближенно к тому, что можно назвать нормальным. Что же тогда делать в этом случае?
Тут может быть очень много вариаций того, что пошло не так, хорошо бы разобраться с вашей юнит экономикой. Посмотреть где и по какой причине не сходится, возможно можно что-то подкрутить или смоделировать пивот. Если LTV > CAC это еще не значит, что все хорошо, в отрыве от всех показателей это не сильно полезно, так как может быть много различных трат в последствие или небольшое кол-во продаж(люкс сегмент). Изучите свои воронки, посмотрите для начала в разрезе AAARRR воронки. Постройте иерархию метрик своего продукта и приоритизируйте бэклог в соответствие с вашей текущей целью.
Эта статья наверное больше для дискуссии и ориентации начинающих, если кто-то дополнит или добавит в комментариях свои ошибки и заблуждения, будет очень здорово.