Так было с моими компаниями, которые были со-основаны мной много лет назад. Где-то удалось выйти из бизнеса на пике, где-то нет. Спустя много лет я осознаю важность тех решений и то, насколько они были правильными.
Slinky (компания стала частью Sohu Inc. в 2013 году, источник [ 1 , 2 , 3 , 4 ]), Teleport (стал частью Snap Inc. в 2018 году, источник [ 1 , 2 , 3 , 4 ]), Stickeroid (стал частью Naver Corp. в 2019 году, источник [ 1 , 2 , 3 , 4 ]).
Почему так? Что пошло не так? 1] Отсутствие правил
Благоприятная технологическая среда на базе Ton могла бы стать отличной основой для развития новых проектов, но, к сожалению, этого не произошло. Я слежу за развитием экосистемы Ton с 2023 года, когда мало кто знал о потенциале мини-приложений Telegram и еще меньше — об играх на основе Ton-blockhain.
В течение 2024 года мини-приложения в экосистеме Telegram жадно поглощали дешевый трафик и интерес пользователей, монетизируя каждого из них с помощью агрессивной рекламы. Из-за отсутствия правил большинство мини-приложений в экосистеме к 2025 году превратились в скам-машину для раскулачивания игроков, инвесторов и спекулянтов.
2] Глобальное разочарование аудитории
Постоянный перенос листингов многих проектов. Изменение правил в последний момент. Откровенный обман. Все эти способы отъема денег стали нормой для tap and earn проектов в Telegram. Такой проект, как Notcoin, установил высокую планку для всех пользователей и убедил их в том, что они могут получить вознаграждение за игру, а такие проекты, как Hamster Kombat, Blum, Catizen, погрузили людей в казиношную модель восприятия.
3] Неоправданные инвестиции. Марионетки Telegram.
Если внимательно проанализировать пищевую цепочку, то можно выявить как минимум одного бенефициара всех процессов — это сама платформа Telegram. Привлечение новой аудитории к играм позволило повысить вовлеченность и увеличить количество платных подписчиков Telegram premium. Аудитория Telegram во всех вариациях идёт, как пушечное мясо на котлетки для изготовления схематозов.
Последний эксперимент Те, кто следил за моими инвестиционными экспериментами в течение всего 2024 года, знают, что я участвовал в большинстве самых популярных проектов (Notcoin, Dogs, Cats, Catizen, W-Coin, Blum, Major, Hamster Kombat, TonStation, Ducks, Dotcoin, Tomarket, Paws, Goats, Money Dogs). За 2024 год, будучи одним из тех, кто смог выделить достаточное количество времени, опыта, финансов заработал 652341₽ чистой прибыли. Несмотря на то, что эта глава жизни завершается, я все еще держу монеты оставшихся проектов, которые потенциально могут сделать листинг в ближайшем будущем.
Важно.
Мне бы хотелось, чтобы этот контекст был воспринят правильно и без преувеличения. Если бы не ряд важных факторов, а именно опыт ведения бизнеса, опыт управления деньгами, все инвестиционные эксперименты с играми Tap and Earn потерпели бы неудачу. Я никому не рекомендую повторять то, что делал в течение 2024 года. Это приведет к потере денег и разочарованию. Моя цель была полностью реализована и достигнута — определить потенциал роста этого направления и изучить этот вид альтернативных активов на практике.
Редактор: Никита Жигалов
Автор: Виктор Кох Соавтор: Тамагочи 12, Пахом, Алексей Никитов