Надежный подрядчик. Опыт и ошибки
Время от времени мы прибегаем к услугам сторонних лиц, построить дом, отремонтировать кровлю и т.д.. Проблемы выбора обусловлены тем, что деньги платим сейчас, а результат получаем потом, если повезет:). Это не покупка готового товара. На рынке услуг я выделяю три вида подрядчиков: первый вид - хотят и могут; второй - хотят, но не могут; и третий – НЕподрядчик или попросту мошенник.
Первые ошибки начинаешь совершать, когда ощущение статуса заказчика сносит тебе башку, ты перестаешь мыслить рационально, животные инстинкты или комплексы берут вверх. Это очень любят и ценят НЕподрядчики, они всячески подпитывают эти ощущения, а потом меняют твой статус на лоха. Появилась возможность реализовать мечту? Супер, порадуйся за себя, а затем остуди эмоции. Если не в силах обуздать эмоции, тогда привлеки друга скептика. Выбрать исполнителя это не полдела, не треть и не четверть, это некая часть кропотливой работы. А работа действительно кропотливая и нудная (а еще за нее никто не заплатит), ведь предстоит думать, и не просто находить шаблоны и типовые решения, а формулировать свои, общаться с людьми, с хорошими и не очень, и в конце концов принимать решения. Отвечать за последствия решений придется тебе, не другу (который посоветовал) и не соседке (которой кто-то когда-то сделал хорошо:)). Отвечать придется своими деньгами, временем или своей мечтой (а там и здоровьем эмоциональным)!
Итак, зачем нам нужен этот самый подрядчик? «Я хочу построить дом, мне нужно сделать ремонт». Типовые ответы потенциального лоха. Начинайте с вопроса к себе, «почему я не могу сделать это сам?». Ответы, которые придут на ум, фиксируйте на бумаге. «У меня нет времени, нет инструментов, нет знаний, не умею закупать материалы, не умею управлять помощниками (там, где они нужны)». Теперь эти ответы формулируем как требования к подрядчику. Советы бывалых помогут составить исчерпывающий (не всегда) список требований. Важно подумать об ответах подрядчика, которые позволят оценить соответствие требованиям, ответы не типа «да/нет», а открытые и развернутые. Помогает импровизация диалогов с друзьями или домочадцами. Так у нас в арсенале появляется опросный лист, с вопросами и желаемыми ответами. Это не панацея, и полагаться только на него ой как ненадежно. В общении с подрядчиком следите за поведением, кто говорит, как говорит. Все то что настораживает или не убеждает озвучивайте сразу! Не стесняйтесь! Лучше, чтоб на переговорах вы были не одни. Решения не принимаем сразу, берем паузу на обдумывание! Эмоции и негативный настрой исполнителей не должны влиять на ход ваших переговоров. Настройтесь на общение с 10 - 15 исполнителями, да это утомительно. К моменту принятия окончательного решения дойдут двое – трое. Остальных можно истратить по дороге, получив при этом дополнительную полезную информацию ©.
Отдать исполнителю деньги в обмен на будущий результат можно при наличии уверенности, иначе это абсурд. Когда результат абстрактный и неизмеримый, то и гарантии такие же абстрактные. Описание результата работ еще одна умственная и утомительная задача. Дабы легче понять какой должен быть результат, стоит начать с письменных ответов на вопрос «а для чего он нужен, этот результат?». Эти формулировки закладываются в основу предмета договора, с требованиями и ожиданиями. Без письменного договора работать нельзя! Мы часто забываем или спустя какое-то время по-иному начинаем воспринимать. Поэтому излагаем свои мысли на бумаге в простом виде, дабы снизить вероятность разночтений. И пусть юристы смеются, зато не придется грустить на финише или в зале суда. Друзья и домочадцы тут в помощь.
Когда есть описанный результат, то становится более-менее понятно за что и перед кем отвечает подрядчик. Но нужно помнить, что результат — это не просто ваше ожидание плюс некий продукт на финише, это сумма малых результатов, которые достигаются или нет во времени (часы, дни). «А чем может отвечать подрядчик?». Учитывая реальность, то скорее ничем и даже лично своим не захочет, т.к. был опыт работы с заказчиком-самодуром. Что делать? Отказываться от затеи, либо на авось, либо снижать размер авансов. Снижать до уровня, который не так жалко потерять. Можно обойтись без авансов, в случае финансовой состоятельности исполнителя. А если требуются материалы, дорогостоящие? Закупать и снабжать на сумму, которую не жалко, либо под личную материальную ответственность (расписка), либо контроль доверительным лицом (когда на объекте ваш человек, а ночью нет доступа). В общении с подрядчиком на тему гарантий нужно быть инициатором предложений, поэтому заранее стоит подумать о его ответственности, за что он должен отвечать (качество, сроки, договор). В случае отказов задавать вопросы «почему?».
Отдельно стоит рассматривать гарантийные обязательств после выполнения работ. Гарантийный договор и порядок выполнения работ следует согласовать и подписать до окончания и оплаты подрядных работ. Помните, что подрядчик лицо не вечное и к моменту наступления гарантийного случая его может не быть. Поэтому с осторожностью стоит прибегать к уникальным работам и тем более по инновационной технологии.
На этом повествование прерывается, но не заканчивается. В продолжении я расскажу про формальности ценообразования, правилах ведения учета и контроля. Ведь на выборе подрядчика наша работа не заканчивается:)
Самоуверенность и эмоции при принятии решений – это наши враги (а мошенников друзья).