Как оставаться конкурентоспособным на рынке труда в течение всей жизни или что такое «lifelong learning»
Почти все мои знакомые программисты, которые выбрали программирование как “одну профессию на всю жизнь” рано или поздно ушли в стартаперы, а после того как стартапы были основаны, им пришлось стать маркетологами — самим продавать свои продукты и в случае успешных продаж — они становились уже управленцами и бизнесменами. Иногда этот цикл люди проходили за год, а то и меньше. Главное преимущество такого подхода в том, что оно позволяет специалисту выйти в междисциплинарный формат.
Все ключевые инновации за последние 100 лет появились именно в междисциплинарной плоскости. Это значит, что в будущем специалисты, способные работать на стыке предметных областей и сфер деятельности, будут более востребованы, чем остальные.
В то же время последние 100 лет можно охарактеризовать максимально глубоким разделениям труда, то есть увеличением количества профессий и видов деятельности. Например только в рамках маркетинга можно выделить более 15 позиций: smm-специалист, seo-специалист, специалист по контекстной рекламе, аккаунт менеджер — и это только часть профессий в рамках интернет-маркетинга. И такое разделение труда в рамках каждой сферы деятельности будет только продолжаться. И для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, вы должны быть компетентны в узкой проблематике и развивать свои навыки в решении конкретных задач . Это вторая категория специалистов, которая будет востребованна в будущем.
Что будет с рынком труда в будущем
Стоит отметить, что в течение следующих 20–30 лет исчезнут более 30 существующих сейчас интеллектуальных и более 20 рабочих профессий, таких как копирайтер, журналист, аналитик, оператор call-центра, почтальон, инспектор ДПС, билетер и многие другие. (Подробнее в “Атласе будущих профессий”)
Миграция рабочей силы, в свою очередь, приведет к тому, что те специалисты, которых сегодня мы называем “дешевой рабочей силой”, начнут развивать свои компетенции и совсем скоро смогут конкурировать в таких областях, как гостиничный и ресторанный сервис, продажи, строительство и т. д.
На самом деле будущее уже здесь, просто пока оно наступило неравномерно. Это позволяет многим проживать жизнь по старинке. Им так комфортнее.
Но совсем скоро молодое поколение специалистов будет вынужденно от этого комфорта отказаться и начать менять свою жизнь.
Почему люди не меняют свою жизнь
Как правило, люди ничего не меняют в своей жизни не потому не могут, а потому что не хотят. Им комфортно и удобно в том состоянии, в котором они находятся. Поиск себя в жизни — дело непростое, потому что оно подразумевает изменения. А изменения — штука вообще неудобная и вызывающая у большинства людей только стресс. Но придется привыкнуть.
Иногда, когда вы пытаетесь найти свое место в жизни, вы делаете несколько шагов назад и вам кажется, что вы начинаете отставать от тех, кто вас окружает. Это нормально, на самом деле это позволяет вам самоопределиться и скорректировать вашу траекторию развития. В будущем вы получите гораздо больше тех, кто не стал менять свою жизнь и оставил все на самотек.
Иногда на самоопределение у человека уходит 10–15 лет сознательной жизни. И говоря о самоопределении, я говорю в большей степени о предназначении человека, чем о его окладе и перспективах профессионального развития. Люди, которых интересует собственное предназначение, мало беспокоятся о “тухлых” гарантиях. Им куда интереснее шанс на победу в соревнованиях куда более высокого уровня, чем битва за оклад на месте обычного рабочего.
Но строить жизнь, согласно внутреннему предназначению, непросто. Это требует от человека большой смелости и умения отказываться от вещей привычных, но на самом деле не нужных.
О концепции «lifelong learning»
Ключевой концепцией, которая поможет человеку самоопределиться в жизни и деятельности и быть конкурентоспособным на постоянно меняющемся рынке труда, является концепция «lifelong learning», что означает «обучение через всю жизнь». Главное преимущество этой концепции в том, что она обеспечивает человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста.
В концепции «lifelong learning», на мой взгляд, можно выделить 4 этапа.
Первый этап — это самоопределение.
В моем случае этот этап занял 8 лет, за которые я освоил более 10 профессий и запустил 3 собственных стартапа. Только после всех этих попыток я смог самоопределиться.
Второй этап — это постановка долгосрочных целей с горизонтом 10–15 лет и описание траектории профессионального развития.
Моя траектория развития имеет 10-летний горизонт и описывает 3 целевых состояния (совокупность компетенций и навыков) и, соответственно 3 траектории профессионального развития.
Третий этап — это определение точек приложения усилий. Например, такими точками могут быть компании, в которых нужно обязательно поработать, люди с которыми нужно познакомиться и компетенции, которые нужно приобрести.
В 2010 году я впервые проанализировал рынок труда Калининградской области, я поставил перед собой задачу поработать в группе «Вестер» как в одной из самых крупных региональных компаний, в состав которой входит больше 10 бизнес-направлений. И именно этот факт стал для меня решающим и превратил эту компанию в точку приложения усилий. Я понял, что поработав там всего полгода, но сразу в нескольких бизнес-направлениях, я смогу составить необходимое мне рекламное портфолио (аналитические и бизнес-статьи, рекламные видеоролики, пресс и пост релизы и т.д.). А это является одной из задач в моей профессиональной траектории развития. В течение следующих 5 лет я отправлял резюме в группу «Вестер» 3 раза, где –то с разницей в 1,5 года, параллельно развивая свои компетенции. Когда я прислал резюме в 2016 году в 3 раз, мне было 25 лет, меня пригласили на собеседование и после нескольких тестовых заданий, меня приняли на работу. В течение следующих 6 месяцев я справился с поставленной задачей — портфолио было готово.
Четвертый этап — корректировка траектории, которая вновь включает в себя самоопределение, постановку новых целей и определение новых точек приложения усилий.
Больше 4 лет я собирался получить степень доктора экономических наук к 30 годам, но отказался от этой идеи, так как понял, что прежде всего мне нужен практический, а не теоретический бэкграунд.
Самое главное преимущество концепции «life long learning» в том, что она экономит наш самый главный ресурс — это время. Если у вас есть траектории профессионально развития на 10–15 лет вперед, вы не будете тратить время на ненужные вам вещи, а значит будете более продуктивны в своей жизни и более конкурентоспособны на рынке труда.
Вот только ряд наиболее важных социально-экономических причин, которые подтверждают необходимость использования этого подхода уже сегодня:
- ускорение темпов глобализации,
- стремительный научно-технический прогресс, ведущий к развитию общества знаний,
- изменение характера труда, вызывающее необходимость постоянного совершенствования и обновления компетенций,
- повышение мобильности и гибкости рынка труда, иммиграционные потоки,
- растущая поляризация между интеллектуальными работниками и лицами, не имеющими достаточного уровня знаний.
Если ваша траектория профессионального развития соответствует ощущению вашего внутреннего предназначения — то это главный фактор успеха. Все остальные выводы вы сможете сделать только после того как 10–15 лет, обозначенные в вашей траектории, останутся позади.
Вместо заключения
Я бы хотел закончить эту статью по-другому, но объективности ради, придется именно так.
В 1990 годах была большая демографическая яма — показатели рождаемости в стране были на предельно низком уровне. А это значит, что когда это малочисленное поколение вырастет и станет ключевым на рынке труда — им всем хватит на нем места в независимости от их навыков и компетенций. И вот, что получается, те кто строили свои компании в 90-ые не конкурировали, потому что конкуренции тогда и не было, рыночная экономика только зарождалась. А мое поколение так и не научится конкурировать, потому что, очевидно, в силу демографических проблем прошлого, нам всем хватит места на российском рынке труда.
Выводы делайте сами.