Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
5 313 29 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Все знают, как сделать логотип и название — все, кроме меня

Спросите у любого вашего знакомого, а если рядом никого нет, спросите у себя "Каким должен быть, логотип?". И тут начинается река из подслушанных слов и фраз. Простым, запоминающимся, вызывать ассоциации, давать понять с первого взгляда о деятельности компании. Ой всё, прекращайте, уже подташнивает.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Сейчас читаю много про нейминг и про логотипы, так как имею необходимость в этих знаниях. Очень много похожих друг на друга статей, много рерайта и заученных фраз. Последняя прочитанная статья (пожалуйста, ознакомьтесь с ней, я буду упоминать её) буквально вынудила меня написать комментарий, и когда этот комментарий начал расти, а останавливаться я и не планировал, то решил вынести его в отдельную статью.

Усомниться

Я не соглашался много с чем. Всё дело в том, что я каждый раз проецировал предложенные советы и пытался обосновать их сам. Это когда хочешь решить и доказать теорему самостоятельно, а не прочитать готовое решение.

В прочитанных мной материалах советы повторяются из статьи в статью. И не смотря на то, что это советы от опытных и крупных агентств, которые хорошо зарабатывают именно разработкой логотипов (названий), создаётся ощущение, что учитель всех этих компаний один и тот же человек. Давая советы, авторы материала не обосновывают их, а объясняют на существующих примерах, что на мой взгляд ошибочно. А порой и вовсе советы выдаются за истину, только происхождение этой истины, как в опыте про обезьян и бананы, когда несколько обезьян не трогают банан и не дают к нему прикоснуться любой новой обезьяне, потому что просто так принято в комнате, в которой они находятся. Но на деле никто из них не знает почему так. Я попробовал не доверять, а усомниться в предлагаемых советах и своей статьёй хочу предложить вам попробовать сделать тоже самое.

Критерии "хорошего" логотипа

Простой и понятный, Запоминающийся, Универсальный, Оригинальный — в качестве примеров в последней статье привели Mars, Nike, Mitsubishi, McDonalds.

b_58465c8bf41ee.jpg

Приводя в пример эти да любые другие названия и логотипы компаний гигантов, профессионалы разливаются красочными речами, аксиомят принципы создания логотипов. И все эти речи и советы звучат правдоподобно настолько, насколько готов доверять авторитету слушающий (читающий).

Логотип должен однозначно восприниматься клиентом в цветном и черно-белом исполнении, должны быть выдержаны в лаконичном стиле. Тогда их невозможно будет перепутать. Логотип должен вызывать эмоции и ассоциации, связанные непосредственно с чем-то хорошим, и, конечно же, они должны совпадать с образом компании. Он должен быть универсальным и актуальным даже через 5 лет, и даже если вы расширите сферы деятельности. А при коротком взгляде на логотип должно быть понятно, чем занимается ваша компания. Оригинальный логотип выделяет вас среди конкурентов и формирует в голове клиента нужный образ. Придумайте легенду о бренде и отобразите ее в логотипе...

Бла-бла-бла, *зеваю* Но во всём этом есть рациональное зерно, и с этим сложно поспорить.

Параллельная вселенная

Но давайте на какое-то время забудем о том, что это Шоколадный батончик, Кроссовки, Автомобиль и Гамбургеры. Если воспринимать название на слух, то это название планеты, имя богини, три водяных ореха и фамилия. На самом деле, только логотип Митсубиси наиболее близко визуально соответствует названию — буквально мицу — «три», хиси — «водяной орех» по форме плодов и листьев напоминающий ромб (по правилам рэндаку читается — биси). Марс — это фамилия, Nike — богиня, McDonald — фамилия.

А в это время где-то в параллельной вселенной существуют аналогичные компании, занимающиеся тем же самым, с подобными логотипами и историями возникновения названий.

HAUMEA — четвёртая по величине карликовая планета Солнечной системы. Ну вот фамилия у человека такая, что делать?

AURA — древнегреческая богиня женская персонификация лёгкого ветра. Что может быть легче и свободней чем ветер. Отличное название для спортивной фирмы и логотип за 35 долларов.

SHIBOPURA — появился благодаря слиянию двух фамильных гербов название от двух слов shi — «четыре», popura — «лист тополя» (который по правилам рэндаку читается - бопура)

ИбнХотабы — фамилия двух братьев, которые начинали с ресторана шавермы.

Вот я набросал логотипы для этих названий по аналогии.

b_58465f247f22c.jpg

Пол Розенбаум

Я потратил на это лишь 10 минут. Конечно, их можно доработать до максимального подобия компаниям из нашей вселенной. Но даже после этого они не выдержат никакой критики. И уж тем более не пройдут Семишаговый тест логотипа от Пола Рэнда. Несомненно, этот человек икона своей эпохи, титан дизайна и арт-директор от бога. Я не имею никакого права противоречить его опыту. Но вот автору той статьи, где тесту подвергается логотип поисковика Bing, я попробую противостоять.

Не стану углубляться и проходить по всем шагам, но хотел бы обратить внимание на 1 и 4 шаг теста от Рэнда.

b_5846623c65ab4.jpg1. Это отличается? В первом шаге автор обращает внимание на хвостик буквы g, в котором смог разглядеть "голову лысого человека с дико торчащими волосами". Зато в новом (последнем) логотипе в этой же букве он разглядел улыбку

4. Это запоминаемо? Автор, оценивая запоминаемость, предлагает поиграть в словесные ассоциации — это упражнение для выявления первого слова, которое приходит на ум, когда вы слышите или видите что-то. На примере предлагает логотип Budweiser, Doritos и Lexus. Не пришлось махать волшебной палочкой, как у автора появились ассоциации Пиво, Чипсы, Автомобиль.

b_584660dcc0e77.jpg

А после этого он попытался вытащить ассоциацию "Поисковик" из логотипа Bing — естественно, у него это не получилось.

Действительно ли Пол Рэнд именно так затевал свой тест? На мой взгляд, автор статьи надевает носки вместо перчаток и шарф на ногу мотает. Я полагаю, надо показать логотип на несколько секунд группе из 10 человек и через некоторое время (сутки или более) попросить их нарисовать то, что они смогли запомнить. Вот это, скорей всего, больше скажет о запоминаемости логотипа.

То, как Пол сделал логотип NeXT для Стива за 100 000$ — это чистой воды дерзость, вызов и умение себя продать. Именно то, что сумел оценить Джобс и согласился нанять Рэнда.

Стотыщдолларов!

b_58466454416e1.jpgНо в то же время я не нахожу ничего революционного в его рекламном постере для IBM. Этой работе восхищались многие, несмотря на первополкость этой идеи (очевидная идея, вот она, только руку протяни).

Наверное, действительно нужно быть Полом, чтобы суметь выдать очевидное и найти золото под носом у золотоискателя. Буква i и слово eye (глаз), для англоговорящего звучит одинаково — ай. Тоже самое и с пчелой — Би. На русском IBM звучало бы как ГлазПчелаЭм.

В тоже время никто не вспомнит великого мастера кто создал логотип и название сети продуктовых магазинов — 7я.

Тест Пола Ренда это очень крутой тест и в теории правильный, но чтобы применить его на практике, надо быть Полом Рэндом, или, как минимум, одним из его лучших учеников.

Когда люди заказывают дизайн логотипа на выходе, скорей всего, они выберут не тот вариант, который им понравится, потому что работы хорошего дизайнера могут понравиться все, а выберут тот вариант, о котором будем максимально складно и сладенько говорить создатель (маркетолог или арт-директор).

Моя статья является заключением моего сложившегося мнения о том, что нужно делать, чтобы создать логотип. Я не собираюсь становиться Полом Розенбаумом и не планирую создавать логотипы для новых ай-би-эм, но могу сказать точно, что несколько логотипов я точно создам, для себя или друзей. Я не буду проводить тест из 7 шагов, я не буду набирать фокус группы и спрашивать мнение у друзей. Мой логотип будет оригинальным или обыденным, простым или сложным. Я сделаю логотип и название такими, чтобы они нравились мне, а в дальнейшем буду нацелен создавать такой продукт, который спустя время сделает мой логотип примером в обучающих статьях маркетологов.

Ну и напоследок, поддайте критике первый логотип одной ныне очень крупной компании.

b_584665ceb2c31.jpg

P.S. Я не имею серьёзной компетенции в нейминге и создании логотипов, и, вероятно, моя статья полнейший бред. Пожалуйста, прошу, прокомментируйте, что вы думаете по этому поводу.

+10
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Автоматизация бизнеса.
Разработка ПО на платформе 1С:Предприятие
Нагибович Константин
Нейминг и логотип нужны когда у вас много клиентов и их создание целесообразно. Пока клиентов мало разумнее сосредоточиться на их поиске, конверсии и удержании.
Именно поэтому на счет логотипа пока не заморачиваюсь.
Ответить
Weissfl 44387
Это смотря как далеко вы нацелены, бренд платформа является идеологическим фундаментом будущей крупной компании. Для "быстрых" бизнесов и "наебизнесов" конечно оно не нужно.
Ответить
Perezvoni.com
Callback виджет с безлимитной связью и сквозной аналитикой
Виталий Ягодкин
Все верно, в начале пути стоит обратить внимание на более важные вещи, чем логотип и название. Всегда можно будет сделать ребрендинг и т.д., если проект взлетит
Ответить
Александр Мосолов
Сейчас людьми управляют симулякры (Бренды). И с брендом искать клиентов гораздо легче, потому что доверие к компании выше. Конечно все зависит от сферы деятельности, если это компания однодневка или какой-нибудь продуктовый магазин во дворе, то может и я бы не стал заморачиваться
Ответить
Автоматизация бизнеса.
Разработка ПО на платформе 1С:Предприятие
Нагибович Константин
Согласен. Хочется понять с какого момента есть смысл заниматься брендом? Очевидно, что когда нет продукта и клиентов бред не поможет и тратить на него время не стоит.
Ответить
Михаил Добрый День
А как грамотно и правильно сделать ребрендинг, когда скажем у твоего проекта название, например, "Штукатурка Форевер" (на старте было пофигу название, лишь бы запуститься и набрать клиентов через прямое ключевое вхождение). И вот у тебя полно клиентов, есть узнаваемость, топы выдачи и всё такое, но при этом ты уже разросся так, что помимо штукатурки у тебя уже и ламинат, и обои, и даже услуги по ремонту?)
Ответить
Weissfl 44387
Написано хорошо, понравилось. Только немного путаница в понятиях, то что вы приводите в первом примере (марс, найк, митсубиши, макдональдс) - это не логотипы. Точнее марс - это логотип, а остальное это фирменные блоки (лототип + фирменный знак).
Ответить
Shima 57688
А попробуйте подобрать метафору своего бизнеса /
продукта. Ответьте на вопрос: "Мой бизнес как что?" Твёрдый как алмаз? Быстрый как вспышка? Пунктуальный как атомные часы? Вкусный как личи?
Вот вам и нейм, и с логотипом долго не придётся мучиться.
Удачи!
Ответить
Рига Регардос
Боюсь такой подход, наплодит очень много стереотипных и глупых вариантов.
Ответить
Александр Мосолов
для шаурмы сойдет такой подход
Ответить
KOLORO
Брендинговое агентство полного цикла - создание бренда, брендинг, стратегия, UI
Ляшко Ксения
Обычно мы занимаемся неймингом в несколько этапов.
Первые варианты (около 100 штук) от 7 человек всегда стереотипные. Они часто повторяются. Но к 3-му кругу у нас получается придумать что-то стоящее.

На счет того, каким должен быть логотип. Я всегда думала, что в одном лого сложно уместить сразу всё. Однако для себя выделила, что он должен быть простым и универсальным. И да, хорошо смотреться в монохроме. А на счет того, что он должен быть метафоричным, и раскрывать род деятельности компании - скорее нет. Если вы станете успешными - то и лого тоже.
Ответить
AgriChain
AgriChain - комплексная онлайн система IT-решений для управления агробизнесом
Панченко Андрей
Один из вариантов, создать конкурс на нейминг и лого.. например, dizkon.ru - тут... не в целях рекламы, аналогичных ресурсов много =)
Ответить
Рига Регардос
конкурсы на лого или название это злейшее зло.
я недавно участвовал в одном из конкурсов на название. После оглашения результатов, я проанализирую итоги и напишу здесь пост, обязательно.
Ответить
AgriChain
AgriChain - комплексная онлайн система IT-решений для управления агробизнесом
Панченко Андрей
Где проводили конкурс? Там где 10 школьников-фрилансеров?

Вы создайте конкурс на годизигне, с бюджетом в 20-30к руб на нейминг, получите такой результат... что устанете читать ))) А если создадите с бюджетом в 50к конкурс на лого ))) 300-400 эскизов!!! минимум за 2 первых дня... https://www.godesigner.ru/ - можно проанализировать денежные конкурсы...

А если нищебродно житие, малюй сам в пеинте, пиши статью на спарк "Я Дахтарьян, а все пи...сы", полайкают школьники из Усть-Кузминска )))
Ответить
Миша Хосс
Офигенски! Прочитал на одном на одном дыхании ))
Ответить
Астерикс Обеликсов
Слишком большое значение придают логотипу. Для бум-эффекта нужен либо ахрененный продукт, либо обезбашенный продажник. Все. Просто хороший логотип принесёт только фиг с маслом. Хотя, нет - масла вам не видать.
Ответить
Рига Регардос
Логотипу порой не только значение придают, а ещё и платят за его создание $100к. И кстати, почему не видать мне масла?
Ответить
Астерикс Обеликсов
Как же, тут прямая связь. У вас есть ахрененный логотип, но нет хорошего продукта.
Нет хорошего продукта - нет клиентов. Нет клиентов - нет денег. А масло, нынче, даром нигде не достать :)
Ответить
Виктор Жолнеровский
по мере работы с логотипом, а не разговоров о том какой он должен быть приходит на мысль всего лишь три параметра:
1) чтобы в целом не раздражал
2) пригодность для работы - чб версия, мастшабируемость, легкость нанесения на предметы и так далее
3) минимальные шансы исполнителя запороть логотип при нанесении.
остальноев целом от лукавого
Ответить
Михаил Волосовский
Отличная статья, прям с языка сняли. Однозначно плюс)
Ответить
Рига Регардос
Я сейчас всё больше узнаю про Пола Рэнда и пробую представить, каким мог быть итог событий если бы Стивен отказался от созданного логотипа NeXT. Совершенно точно поднялся бы шум во всех новостных изданиях. Отдать такую сумму и остаться разочарованным самим "мастерье" логотипов!? Я пока не нашёл нигде упоминаний о фиаско Пола Рэнда, но в свои молодые годы, уже будучи известным, он создавал обложки для журнала без какого либо гонорара. Это напоминает любого талантливого, начинающего дизайнера, который делает иллюстрации для какого-нибудь интернет издания, просто потому что ему это нравится.
Ответить
Пётр Зайцев
Спасибо за подборку!
Ответить
Jane Doe
>предложить вам попробовать сделать тоже самое.

Пишется "то же самое" в данном случае.
А статья крутая. Спасибо!)
Ответить
Рига Регардос
Спасибо, я понимаю, что мне нужно сначала подумать о правилах русского языка, а уже потом обо всём остальном, но с русским как-то менее интересно.
Ответить
Катя Левик
прикол в продукте же. если продукт запоминается, то картинку к нему привязать несложно
Ответить
Вячеслав Ефремов
Любая творческая разработка должна оцениваться. В своей практики работы с клиентом варианты нейминга предлагаю оценивать не на уровне "нравится" - "не нравится", а по максимальной сумме набранных оценок (по 5-ти бальной системе) из 10-ти показателей:1) Благозвучность и легкость произношения; 2) Отсутствие нежелательных фонетических ассоциаций; 3)Отсутствие нежелательных семантических ассоциаций, двусмысленности; 4) Отсутствие плавающего ударения; 5) Образность названия: провоцирует конкретный визуальный или звуковой образ, легко нарисовать; 6) Запоминаемость; 7) Сходство с названиями из той же товарной группы; 8) Присутствие связи с продуктом; 9) Интуитивное восприятие слова на слух как названия или слышимость кавычек; 10) Рекламопригодность при брендирование. Вывод: срабатывает на 100%.
Ответить
Виталий Андреев
Открою вам секрет-на логотипы никто не смотрит. Если не будет годного продукта, вряд ли вас спасет логотип
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.