Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
614 7 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как обезопаситься от «кидалова»

Здравствуйте, Друзья! После долгого молчания и долгой работы, я решил поделиться кое-какими кейсами.Множество фрилансеров сталкиваются с проблемными клиентами, которые либо не в полной мере вносят оплату либо вовсе пропадают не заплатив ни рубля. В свое время с такой проблемой столкнулся и я и в конечном счете нашел решение. Это решение кажется вполне очевидным сегодня, но пришел я к нему только после того, как меня «кинули» в третий раз.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Конечно же эти неприятные факты отличались сами по себе как обстоятельствами, так и причинами, по которым я не получил оплату за свои услуги, но тем не менее это никак меня не успокаивало. Поскольку я не привык перекладывать ответственность на других, я задумался над тем, в чем тут моя вина, а она есть, пусть и не очевидна. Другой на моем месте разразился бы обвинениями в сторону заказчика, что тот последний чудак на букву «м» и полез бы на какой-нибудь ресурс спрашивать у коллег, как проучить нерадивого заказчика.

Конечно и мне хотелось проучить этих гадов, но охладив пламя эмоций прохладной водой рассудка, я начал рассуждать, пытаясь понять как в будущем исключить вероятность повторения таких ситуаций. Задав себе ключевой вопрос: «Где тут мой косяк?», я попытался на него ответить. Первым ответом было «Я ему поверил на слово». Мой косяк? Конечно мой.

Во время моих раздумий мне позвонил друг, поделившись своими соображениями, я услышал очевидный совет: «Составь договор, делов-то!». Три раза «ха-ха», что мешает заказчику, даже подписавшему договор, кинуть меня? Да собственно ничего, ну кинул он меня и что? Что мне даст подписанный им договор? В суд не пойдешь, ведь заказчик может быть не только с другого конца России, но из-за рубежа.

Попрощавшись с другом, я вновь ударился в раздумья. Брать деньги вперед? Тоже не вариант, без клиентов окажешься, кто ж захочет оплачивать то, чего ещё нет. Значит нужны обоюдные гарантии и снижение рисков. Здорово, а как это реализовать на деле? И тут я призадумался пуще прежнего. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Чего боюсь я? Того, что меня кинет заказчик. Чего боится заказчик? Примерно того же. Очевидный компромисс - 50% предоплаты. Вариант? Нет, есть риск что кинет хотя бы на 50%. А что если и я сделаю 50% работы? Стоп! А я могу так? И тут меня осенило. Ошибка многих людей в сфере услуг в том, что они воспринимают свою услугу как нечто монолитное и действуют по простой парадигме: 100% работы за 100% оплаты. А если разбить услугу на мелкие «подуслуги», а? Да, мы не исключаем возможности нас кинуть, но мы снижаем риски, я же не буду выполнять все 100% заказа, я всего лишь выполню 5% и если меня кинут, то я рискую гораздо меньше чем если бы действовал «по старинке».

То есть по сути перед нами стоит две задачи:

  1. Получить оплату
  2. Завоевать доверие заказчика

Если с первым мы в принципе справились, то со вторым есть некоторые проблемы. Но проанализировав опыт общения с клиентами,, я нашел решение и этой проблемы. Помните как в фильме ужасов? Самый стремный момент - когда тишина и ничего не происходит. Тут все точно также, надо не только что-то делать, но и делать так, чтобы эта деятельность была видна. Минимум раз в день или два дня задавайте какой-нибудь вопрос, запрашивайте материалы и т.д. Как показывает практика, можно спокойно неделями пинать балду (в моменты прокрастинации) и таким образом создавать видимость кипучей деятельности. Минус в том, что потом придется рвать ***опу.

Собственно как и всегда, решив очередную проблему ты начинаешь вспоминать что подобное уже встречал неоднократно, но почему-то не хватило мозгов применить подобный подход с самого начала.

На данный момент я ушел в сторону предоплаты. Заказчики весьма охотно идут на это, поскольку для выполнения услуги необходимо заключение договора с третьей стороной, таким образом создается «официальный кипишь», заказчик видит что все регистрируется на него и он расслабляется. Сначала конечно же пришлось поработать по принципу пост-оплаты, но со временем я малость задрал ценник и поработал с лояльностью клиентов. Теперь заказчики охотнее соглашаются на большую стоимость и спокойно оплачивают и 50% в качестве предоплаты, а иногда и все 100% несмотря на то, что от них требуется оплатить только 10-20%. Наверняка у Вас в голове пронеслось «Чувак, да ты гонишь!». Прекрасно понимаю Вас. Я сам прифигел когда ко мне обратился клиент и предложил доплатить(!!!) за услугу при том, что у нас уже была договоренность по старым ценам, но об этом и о том, как я этого добился, я расскажу в следующей статье.

Так что подписывайтесь вот тут и ждите, будет убойный кейс.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Куманова Екатерина
Денис, мне кажется любой фрилансер хоть раз да и оказывался обманутым, у меня такое тоже было - писала пробные статьи, затем заказчик испарялся. Сейчас сотрудничаю с порядочными людьми, вообще последний год никто не обманывал, а многие даже сами предоплату предлагали. Но у меня у самой принцип - работаю по постоплате, не люблю брать деньги за текст, пока клиент не одобрит.
Ответить
Arise
Создаем качественную анимацию для интернет магазинов и лэндингов
Колчин Андрей
Денис, хорошая статья. Но вот в заголовок вкралась досадная орфографическая ошибка - поправьте.
Я фрилансил, мне как то везло, никто меня ни кинул ни разу, более того многие перетекли в постоянных заказчиков моей студии. Но тем не менее меры предосторожности я сейчас стал соблюдать больше. Как правило до полной оплаты мы предоставляем не полностью функциональный продукт. Он позволяет убедится в работоспособности, но использовать его в своем бизнесе на 100% не реально. Заказать его "допил" на стороне дороже встанет, чем рассчитаться с нами.
Ответить
Бидюков Денис
Спасибо, поправил. Честно говоря в упор не замечал её )) Зрение, зрение... Скорее всего Вам действительно везло, но многое зависит от продукта. Кидают-то как правило мелкие предприниматели либо вообще серые дельцы. С крупным бизнесом на такое попасть крайне сложно, насколько я могу судить.
Ответить
Arise
Создаем качественную анимацию для интернет магазинов и лэндингов
Колчин Андрей
Кидаловом занимаются реально мелкие нищеброды. Задача менеджера проекта сразу определить таких, и слить сей "подарок" конкурентам. Крупняк как правило не торгуется, деньги переводит сразу. 2 транзакции (пред- и пост- оплата) в крупной компании - это уже гемор, куча людей задействована - от бухгалтерии до службы безопасности, лучше разом разбашляться.
Но в крупняке есть свои ньюансы. От лица компании может выступать какой нибудь "хорек", который в резюме превысил свои навыки, что бы получить высокооплачиваемую работу, и имитирует работу, заказывая свою работу фрилансерам. Я обжегся на этом разок (хотя моя работа была оплачена), но потом столкнулся с аналогичной ситуацией в сети, и понял что мой случай не уникален.
Ответить
Екатерина Петрова
Брать предоплату - единственное правильное решение. Во-первых вы мотивируете себя: я взял деньги значит должен отработать качественно. Чем сложнее задача, тем больше должно быть желание взять предоплату. Во-вторых вы показываете заказчику что вы профи и как говориться "не нашли себя на помойке", он вам больше доверяет. Я скачу вам больше, многие на отрез отказываются брать предоплату если им предложить.
Ответить
Бидюков Денис
Куча случаев когда фрилансер сливается взяв предоплату. Либо кидает, либо прокрастинирует.
Ответить
Максим Данилушкин
Денис, здравствуйте. Начало очень хорошее было для меня, а потом я запутался и перестал читать. Спасибо Вам.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.