Уровень безумия, или как развить еще один сервис такси
Вступление
Для начала мы хотели для своего небольшого таксопарка иметь возможность самостоятельно принять заказ от клиента, оставив ему визитку или попросив записать его наш номер. Но пассажиры не торопились звонить нам. Рынок такси перенасыщен - есть как и голосовые службы такси, так и всем известные мобильные приложения. Тогда мы решили попробовать предложить пользователю самому установить стоимость перевозки - ведь все уже примерно знают, сколько стоит поездка в популярных службах такси. Это вызвало живой интерес у некоторых пассажиров, потому что оказалось, им нравится управлять стоимостью поездки.
Технология
Мы с самого начала хотели обойтись без живого диспетчера, иначе бы мы проиграли в конкурентоспособности другим службам и внедрили решение на базе синтеза и распознавания речи от Google. Получился такой сценарий разговора с клиентом:
Собственно, он сейчас и реализован на базе телефонного номера +7 (812) 603-777-3. Почему мы выбрали именно голосовое решение, а не создание мобильного приложения? Во-первых, оказалось, создать голосовой сервис проще. Во-вторых, он лучше подходит для тестирования - мы можем в любой момент изменить алгоритм. С мобильным приложением сложнее - нужно выпускать обновления и контролировать, обновилось ли приложение у клиента. В третьих, записать номер или попросить пользователя установить приложение - две разные просьбы. И наконец, не у всех еще есть смартфоны :-) Мы не против мобильных приложений, но мы хотим придти к ним позднее, когда четко будет понятно, будет ли работать эта идея или нет.
Маркетинг
А вот тут начинается самое интересное. Лезть в рекламные бюджеты, которыми оперируют крупные бренды у нас нет возможности. Поэтому мы сделали ставку на вирусность - задай свою стоимость и на своих водителей - они выполняют такие заявки с комиссией 0%.
В структуре заработка водителя такси комиссия за стоимость заказа является ключевой. Посудите сами, как выглядит ежемесячная структура расходов водителя:
Если водитель работает на своем автомобиле, то с одной стороны, он не платит аренду автомобиля, но с другой, не все понимают, что он инвестирует тогда свои собственные активы (автомобиль) в бизнес такси, и это фактически премия за инвестиции. Казалось бы его заработок тогда повышается до 60 000 рублей, но на практике, водители на своем автомобиле не "выкатывают" такую ежемесячную выручку, как профессиональные таксисты. Плюс "частным" водителям необходимо получать лицензию на таксомоторные услуги, что не все хотят делать.
Соответственно, чтобы развить свой сервис заказа такси мы стали искать водителей, которые понимают экономику такси, и разделяют с нами мнение о том, что возить заказы большой тройки операторов уже не имеет никакого экономического смысла. Что водителю нужно научиться самому привлекать заказы от клиентов, уметь убедить их пользоваться другим сервисом, например, с помощью возможности назначить свою цену взамен рекомендованной. Взамен того, что водитель привлек клиента на свою сторону, он возит такие заказы без комиссии, чем существенно повышает свой заработок.
Заключение
Но, наверное, мы многого не учли. Инертность водителей, не мгновенный эффект от раздачи рекламы (неизвестно, когда пассажир воспользуется этим сервисом), нечеткая мотивация (не факт, что размещенный заказ будет рядом с этим водителем и он будет на линии). Цель этой статьи - вынести на общее обсуждение данную проблему, но просим не писать комментарии, мол, ребята, у Вас ничего никогда не получится, забудьте про это. Просто так скучно жить :-)