Геймификация. Смысл, принципы, ошибки
Существует концепция, не так давно получившая широкую популярность, которая помогает решить проблему как личной эффективности специалистов, так и выводит маркетинговые стратегии на новый уровень.
Геймификация - это применении подходов, характерных для компьютерных игры не в игровых процессах. Геймизация используется на протяжении довольно долгого времени, большинство ее форматов были разработаны как ответ на потребности потребителей или в качестве экспериментальных способов влияния на покупательское поведение.
Пример. Карты лояльности. Они повышают лояльность и количество покупок — за покупку дают карточку, на которую при последующей покупке клеят стикер. Собрав определенное количество наклеек, покупатель может обменять карту на бесплатный продукт.
Карты лояльности приносят удовольствие от вознаграждения и самого процесса сбора стикеров — приятное ощущение при получении очередной наклейки подобно тому, которое возникает при вычеркивании задачи из списка дел.
Еще один распространенный в последнее время пример - онлайн-конкурсы. Вы наверняка конкурсы вроде: «Сделайте репост этой записи и получите возможность выиграть новый iPad».
Подобные конкурсы вызывают стремление к победе, завоеванию статуса среди друзей и получению ценного приза.
Геймификация основана на множестве сложных психологических и поведенческих принципов и среди них есть 4 базовых.
1. Мотивация. Как известно, наиболее мощный стимул к действию - желание получить удовольствие или избавиться от дискомфорта. В качестве первого можно использовать любое вознаграждение, то есть физический приз или возможность получить признание друзей.Что касается второго, для его успешного использования нужно максимально точно описать, что получит и почувствует участник в случае победы — примерив на себя роль победителя, человек не захочет упустить возможность стать таковым на самом деле.
Все сводится к знанию целевой аудитории. Чем лучше вы ее знаете, тем более эффективно можно воздействовать на нее.
2. Неожиданные открытия и поощрения. Бонусный контент, специальные вознаграждения, неожиданная похвала, новые возможности — такие приятные неожиданности вызывают у людей интерес, что впоследствии порождает желание достичь конечной цели конкурса, задания или соревнования.
3. Статус. Стремление к статусу заложено биологически — каждый желает быть лучшим в том, что делает. Хорошо структурированное соревнование, позволяет доказать свое превосходство. Индикаторы прогресса, значки, списки лидеров, публичная похвала — все это и многие другие форматы отображения достижений - стимулам к действию. Также публикуйте информацию о ходе конкурса, чтобы участники могли оценить свои результаты и сравнить их с успехами других
4. Вознаграждения. Работая над геймификацией, большинство маркетологов в первую очередь заботятся о вознаграждении и немногие выбирают в качестве приза именно то, что действительно ценно для целевой аудитории. Вознаграждения могут быть эмоциональными, физическими, персональными или повышающими статус — какое будет привлекательным для вашей ЦА зависит от ее интересов и ценностей.
Распространенные ошибки.
Не торопитесь с внедрением геймификации. Помните, что любые изменения в стратегии интернет-маркетинга требуют рациональных обоснований, и геймизация тому не исключение — эта концепция целесообразна только в тех случаях, когда удовлетворяет определенную потребность ЦА или доставляет ее представителем удовольствие.
Также учтите, что эффективность геймизации во многом зависит от того, кто ваша аудитория и как хорошо вы ее понимаете — одни будут рады поучаствовать в конкурсе, главным призом которого является новенький iPhone, а вторые посчитают таковой неуместным и некомпетентным. Более того, представители вашей таргет-группы должны принимать непосредственное участие в разработке стратегии геймификации. Если вы сфокусируетесь на том, что нужно вам, а не на том, чего хотят пользователи, то получите множество раздраженных, недовольных и введенных в ступор людей.
Геймизация позволяет превратить выполнение целевых действий в увлекательный опыт, тем самым привлекая аудиторию к активному взаимодействию с бизнесом.
Работая над геймификацией, помните, что вы совершенствуете уже имеющиеся процессы, а не создаете вовлеченность из воздуха.