Как правильно ставить задачу подрядчику, чтобы не потерять деньги и время
4 простых совета
Без ТЗ – результат ХЗ…
Правильно сформулированный вопрос – это уже половина ответа. Так и тут, правильно поставленная задача – уже половина решения проблемы. Если вы не знаете зачем вам сайт и какие задачи он должен решать, не стоит ничего делать пока вы не ответите себе на этот вопрос.
Бывают разные цели и задачи, которые должен решить сайт. Но в основном – это продажа каких-то товаров или услуг, если вы делаете сайт для бизнеса. Вот пример хорошей задачи: «Мне нужен сайт для продажи юридических услуг компании, чтобы клиенты, посмотрев и почитав информацию, оставили свои контактные данные или совершили звонок». Или: «Мне нужен интернет-магазин для продажи обуви моей торговой марки, с удобным и понятным каталогом, простым оформлением заказа»; «Мне нужен одностраничный сайт, на котором будет описана услуга консультирования по открытию визы в США с описанием всех этапов работы и гарантиями для клиентов».
Не стоит переходить к следующим действиям, пока вы не ответили себе четко на этот вопрос. Иначе, в конце вы просто не будете знать выполнена задача или нет.
Записывайте
Никаких устных постановок задач подрядчикам. Постановка задачи исключительно в устной форме — это путь в страдание. Если исполнитель не очень опытный и у него проблемы с заказами, он берется за любые задачи, не уточнив до конца все детали и нюансы проекта. При этом у вас и у него разная степень квалификации в задаче. Для вас сайт – это все, что вы только можете себе представить: и SEO, и настройка контекстной рекламы, и наполнение сайта контентом, и размещение его на хостинге, и покупка домена.
Для него это файлы шаблона, которые он просто сбросит вам на почту. Все эти детали хороший и порядочный специалист должен объяснить вам на старте работы над проектом, если для вас это первый сайт, и вы тяжело себе представляете, чем хостинг отличается от домена. Среди фрилансеров редко кто заморачивается на этот счет, потому что это время. Время на обучение вас, время на составление технического задания. Никто не хочет загонять себя в рамки.
Если вы не прописали в письме или в мессенджере основные условия, доказать свою правоту потом будет невозможно. У людей часто пропадает память, когда нужно выполнять обязательства и делать уже оплаченную работу. Особенно если вы заплатили больше чем 50 процентов предоплаты. Бывает часто, что проект тянется больше чем полгода, даже если вас никто не хочет обманывать, вы сами можете просто забыть, о чем вы договаривались вначале проекта.
Поэтому все, что было проговорено устно на встречах или по телефону, просто дублируйте в почту. Это поможет сберечь вам тысячи своих нервных клеток.
Сроки
Если вы не оговорили сроки, то ваш проект, особенно если он сложный, может тянуться бесконечно долго. Фрилансеры будут все время оттягивать срок сдачи, мотивируя это поломкой компьютера, отсутствием интернета, болезнями, днем рождения детей и остальной кучей отмазок, которые только могут прийти в голову.
Вы для себя должны определить дедлайн проекта. Желательно взять с запасом, если вам нужен готовый проект к какому-то мероприятию или важной дате. Всегда будут проблемы во время работы, ошибки, которые нужно будет исправить. Нужно все проверить и оттестировать. Не надейтесь получить идеальный продукт с первого раза. Вы не глобальная корпорация и не покупаете лучших из лучших, хотя даже у них бывают проколы. Лучше перестраховаться. Особенно с человеком, с которым вы работаете первый раз.
Во время работы над проектом вы должны обязательно видеть промежуточные этапы работы. Сначала макеты страниц, потом дизайн страниц, потом верстку, потом работающий прототип на хостинге. Так вы сможете направить работу в нужное вам русло на каждом из этапов. Если вы увидите в последний день уже готовый проект, а вам не понравиться дизайн, то весь проект нужно начинать сначала. Плюс вы всегда будете понимать степень готовности вашего проекта.
Цена
Тоже самое с ценой, если вы не оговорили ее заранее, вам придётся заплатить намного больше, чем вы планировали. Это, как с ремонтом. Если вам назвали цену, умножайте смету на два смело. Уточните от чего зависит цена, как она формируется. Берет ли подрядчик деньги за весь проект или у него почасовая оплата. Сколько стоит час работы, сколько уйдет часов на работу.
Если вы первый раз заказываете такого рода услуги, вам очень тяжело представить сколько нужно времени на весь проект. Поэтому рекомендую сначала договориться об оплате всего проекта.
Вот один из примеров, как я пытался найти подрядчика для одного из заданий на фриланс-бирже:
Как здесь определить стоимость работ? В итоге могут выставить счет в 300 у.е., хотя работа стоит максимум 50. Если человек по ТЗ изначально не может определить сроки и стоимость, скорее всего он не решал подобных задач или даже не прочитал ваше ТЗ. Лучше сразу отказаться от такого сотрудничества.
Итого
Ставьте четкие и понятные задачи, записывайте их, определяйте точную стоимость и сроки выполнения проекта, контролируйте этапы выполнения - и это намного повысит ваши шансы получить то, что вам нужно и в срок.