Функциональная роль PR-специалиста в компании
Удивительная вещь - это мониторинг вакансий к PR-специалистам в России. В интернете, в профильных пабликах, уже давно ходят эпохальные скриншоты с HH, где в списке требований к специалистам по связям с общественностью включено всё - SMM, EVENT, дизайн, верстка, поиск партнеров для коллабораций, разработка мерча, проведение корпоративов, поддержание личного бренда руководителя и основы маркетинга. Ну и традиционный KPI - это продажи компании, которые должны расти от каждого из действий этого “многорука”.
Давайте разберемся - чем в компании должен заниматься PR-специалист, а чем не должен. Какие границы стоит провести, для того, чтобы получить максимальную отдачу от PR-специалиста.
Функциональная PR-философия.
Осмелюсь высказать предположение, что главная цель PR-специалиста - это создание и поддержание определенного образа компании в умах целевой аудитории. smm, event, мерч и бла-бла-бла не есть сама цель работы PR-специалиста, а только лишь инструмент, способ достижения ключевой цели. Не путайте цель и средства!
Рассмотрим на примере:
Может ли PR-специалист организовывать Форум? Да, может. Но для чего? Если проведение Форума - это часть коммуникационной стратегии компании, то он обязан это делать. Занимается ли при том PR-специалист своими профессиональными обязанностями? Нет, не занимается. Организация мероприятий - это прерогатива event-специалиста. Задача PR-специалиста здесь - это инициация и координация проведения данного мероприятия. Его задача - с помощью доступных ему каналов коммуникации выстроить в головах целевой аудитории правильный образ компании, в интересах которой он работает.
Форум собрал 2000 человек, были представлены инновационные решения, на него пришли представители крупного бизнеса и власти, и этот форум провели его мы. Контекстное мышление читателя этой новости, на страницах Коммерсанта, даёт ясно понять - эти ребята не промах, с ними можно работать. Это задача PR-специалиста.
Постулаты PR-специалиста:
- Правда - это лишь устраивающая версия.
- Информация - это значимое различие.
- Нет правильной точки зрения, есть монополия на правду.
- Правда - экзистенциальна. Не имеет значения - прав ты или нет, вопрос лишь в том, будет ли твоя точка зрения поддерживаться.
- На парад пришли космонавты и п*****ы. Вроде космонавты не причем, а осадочек остался.
- Сколько бы ни было человек, в объектив камеры поместится не более 500.
продолжать можно долго этот цинизм, однако это те принципы, которые заложены политконсультантами нашей страны, они действительно работают.
Цели PR-отдела в компании (пример):
создание корпоративной индивидуальности и позиционирование;
· завоевание доверия клиентов;
· завоевание расположения правительства, инвесторов и поставщиков;
· поддержка морального состояния сотрудников на необходимом уровне;
· создание долговременных отношений со СМИ;
· создание корпоративного имиджа и создание престижа и положительной репутации компании;
· разрешение кризисных ситуаций в публичном поле;
· принятие мер в отношении неблагоприятных публикаций;
· привлечение и удержание ценных сотрудников (имидж престижного места);
· продвижение продукции компании, помощь маркетологу;
· создание узнаваемости и понимания потребителями заданной концепции компании на новых рынках;
· принятие мер в отношении благоприятных возможностей и спорных вопросов;
· усиление эффекта от проведения спонсорских мероприятий.
Обратите внимание, что цели PR-специалиста не пересекаются на самом деле с маркетологом компании (на практике чаще наоборот). Его действия усиливают эффективность рекламы и позволяют повышать конверсию продаж через формирование доверия потребителя.
Выше были представлены цели, которые достигает PR-специалист в рамках своей профессиональной деятельности. Далее предлагаю рассмотреть какими инструментами для достижения этих целей он пользуется:
Основные инструменты PR.
Средства массовой информации (СМИ): телевидение, радио и печатные издания, пресс-конференции или брифинги, пресс-туры.
Бизнес мероприятия: конференции, презентации, тренинги, форумы, круглые столы и др.
Мероприятия социальной и общественной направленности: спонсорство, благотворительность, празднование государственных и религиозных праздников, участие общественных мероприятиях, например, благоустройство парков, детских площадок.
Специальные мероприятия: церемонии, премии, праздники, фестивали, организация спортивных событий, визиты заслуженных и выдающихся людей.
Электронный пресс-релиз.
Блоги, форумы.
Корпоративный сайт организации.
Социальные сети.
Онлайн-конференции, вебинары.
SMM.
Рассмотрев Цели работы PR-специалиста и представив инструменты, которыми он пользуется для достижения целей, нельзя не упомянуть и такой компонент, как технологии PR-специалиста. Говоря простым языком, это инструкция по использованию инструментов для достижения целей. Про технологии я расскажу позже.
PR в первую очередь, это про создание идеальной картинки, идеи, её донесения её до умов целевой аудитории. В немалой степени это прикладное искусство. О нас должны говорить хорошо люди с большим авторитетом, а другие, должны это повторять и в это верить. В этом максима PR.
Буду рад Вашим комментариям!