История толкования снов: от шумеров до современной психологии
Толкование снов
Сны сопровождают человечество с самого начала истории — ещё задолго до появления письменности люди верили, что ночные видения несут в себе послания свыше. Для одних это были пророчества и предзнаменования, для других — встречи с духами, богами или умершими. Толкование снов становилось искусством, ритуалом, а позднее — предметом научного интереса.
Со временем любопытство к сновидениям не только не исчезло, но и получило развитие в самых разных областях: сны изучают нейробиологи, нейрофизиологи, историки, а порой даже физики задаются вопросом о том, как законы природы влияют на наши ощущения во сне, не говоря уж об интересе к психологии сновидений среди психологов и психотерапевтов — врачевателей душ.
«Зачем мы видим сны? Как их понимать и толковать?», — давайте разбираться, что на эти вопросы отвечали в древности, и о чем говорит современная наука.
1. Толкование снов в древних культурах
Сны как послания богов: от Месопотамии до Поднебесной
Во всех древних цивилизациях — от Шумера до Китая — сны воспринимались не как личный опыт, а как пророческие послания, приходящие от богов, духов или высших сил. Сновидения влияли на политику, религию, медицину и выбор личного пути. Разные народы создавали свои системы толкования снов, но объединяло их одно: глубокая вера в то, что сон — это больше, чем просто образ воображения.
Шумеры и зарождение толкования снов: как трактовали сновидения в древней Месопотамии
Культура шумеров — жителей Южной Месопотамии, сформировавшаяся ещё в IV тысячелетии до н.э., считается колыбелью письменности. Именно от них дошли первые древнейшие трактовки снов, запечатлённые на глиняных табличках, выполненных клинописью.
Центральную роль в интерпретации сновидений играли шаманы и храмовые жрецы. Эти специалисты обладали сакральными знаниями и могли расшифровывать символику снов, опираясь как на устные предания, так и на письменные источники. Некоторые таблички содержат своеобразные «каталоги» снов и их значений — например, если снится река, это означает изобилие; если человек во сне умирает — напротив, это может быть предвестником долгой жизни.
Особенно интересен шумерский царь Гильгамеш — герой одного из древнейших эпических произведений, «Эпоса о Гильгамеше». На раннем этапе повествования Гильгамеш рассказывает своей матери, богине Нинсун, о двух снах, которые его потрясли. Один из них — сон о метеоре или упавшей звезде.
Он видит, как с неба падает массивный камень (или метеор), такой тяжёлый, что его невозможно сдвинуть. Люди в городе собираются вокруг и восхищаются им, а Гильгамеш ощущает к нему сильное влечение, хотя и не может его поднять. Он обращается к своей матери с просьбой объяснить значение сна.
📜 Цитата из эпоса (в переводе И.М.Дьяконова):
"Мать моя, сон я увидел ночью:
Мне явились в нем небесные звезды,
Падал на меня будто камень с неба.
Поднял его — был меня он сильнее,
Тряхнул его — стряхнуть не могу я,
Край Урука к нему поднялся,
Против него весь край собрался,
Народ к нему толпою теснится,
Все мужи его окружили,
Все товарищи мои целовали ему ноги.
Полюбил я его, как к жене прилепился.
И к ногам твоим его принес я,
Ты же его сравняла со мною"
Нинсун объясняет, что это знамение прибытия Энкиду — будущего друга и спутника Гильгамеша. Падающая звезда символизирует силу, тяжесть судьбы и притяжение, которое он почувствует к этому человеку. Несмотря на внешнюю грубость и дикость Энкиду, между ними завяжется глубокая дружба, способная изменить судьбу обоих. Кстати, если вам приснился удивительный сон, и, если вы хотите с кем-то его обсудить, то можете обратиться ко мне, скачать методичку по толкованию снов или записаться на мой углубленный курс по анализу сновидений. Все по этой ссылке. Хотя первые упоминания толкований действительно встречаются в шумерских текстах, большинство систематизированных сонников относятся к более поздним аккадским и вавилонским источникам (XVII–VII вв. до н.э.), куда вошли и переработанные шумерские сюжеты. Историки и ассириологи — в частности, Jeremy Black и A. Leo Oppenheim — подтверждают, что шумерские и аккадские цивилизации рассматривали сновидения как форму откровения. Эти представления впоследствии перешли к вавилонянам и ассирийцам, а позже — к грекам, римлянам и даже к религиозным традициям Ближнего Востока. Одним из наиболее полных памятников этого жанра считается аккадский «Iškar Zaqīqu» («Серия „Zaqīqu“»), или «Книга снов». Коллекция состояла из нескольких десятков глиняных табличек с клинописными надписями, содержащих сотни формул вида «Если человеку снится X — произойдет Y». Часть табличек была найдена в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.), ныне хранящейся в Британском музее. По данным ассириолога А. Л. Оппенхейма, до нас дошло около 80 % текста серии, включая как шумерские сюжеты, так и оригинальные аккадские разработки. Сны в Месопотамии были не просто личным переживанием, а важной частью коллективного мировоззрения. Они определяли судьбы, влияли на политические решения и служили связующим звеном между человеком и потусторонним миром. Вавилон стал прямым наследником шумерской традиции. Здесь развилась особо системная культура пророческих снов, и их интерпретация имела уже институциональный характер. В крупных храмах и при царском дворе существовали жрецы-дивинаторы, специалисты по расшифровке сновидений. Один из самых известных источников — «Сонник Ашшурбанипала» (VII век до н.э.), найденный в библиотеке последнего великого ассирийского царя в Ниневии. Это условное современное название корпуса табличек из библиотеки царя. На самом деле это не единая книга с толкованиями сновидений, а собрание предзнаменований (Mesopotamian Dream Omens), сгруппированных по темам. В этой работе сны классифицируются по структуре, персонажам и последствиям: Система была настолько точной, что жрецы вели летописи снов правителей и основывали на них политические решения. В Египте сны были тесно связаны с культом богов и применялись как инструмент божественного руководства и исцеления. Самый известный источник — «Книга снов», обнаруженная на папирусе Честер Битти III (ок. XII в. до н.э.). Она хранится в Британском музее и представляет собой список снов с краткими трактовками и пометками «хорошо» или «плохо». Примеры: «Папирус Честер-Битти III» представляет собой своеобразный справочник снов, где каждый сюжет помечен иероглифами «хорошо» или «плохо» и сопровождается кратким толкованием. Текст разделён на две части: на лицевой стороне приведены благоприятные сны, на оборотной — неблагоприятные. Папирус был создан в Фивах и, по всей вероятности, использовался жрецами бога Амуна для ритуальной диагностики. Кроме письменных источников, в Египте существовали ритуалы храмового сна — практики, при которых человек ночевал в храме, надеясь на сон-откровение от бога. Особенно такие ритуалы практиковались в храмах Имхотепа (бога медицины) и Сераписа. Подобные инкубации сна использовались как часть диагностики и лечения болезней. У греков сны были неотъемлемой частью медицины, философии и религии. В V–IV веках до н.э. широкое распространение получили асклепиионы — храмы бога Асклепия, где практиковались лечебные сны. Больные проводили ночь в храме, а жрецы наутро трактовали их сновидения, чтобы понять, как лечить тело и душу. Философы также интересовались природой снов: Сновидения также включались в оракулы: считалось, что боги могут направлять человека через образы во сне. Китайская культура развила уникальную традицию толкования снов в рамках даосизма, конфуцианства и традиционной медицины. Ещё во II тысячелетии до н.э. (династия Шан) правители придавали значение снам и заказывали жертвоприношения для изменения предначертанного сценария. Позже, в эпоху Чжоу (XI–III вв. до н.э.), стали появляться трактаты, где сны объяснялись через понятия инь и ян, пяти стихий и энергетических дисбалансов в теле. Если человеку снились кошмары, это считалось признаком нарушения потока энергии ци, и требовалась коррекция образа жизни или приём трав. Философ Чжуан-цзы в IV веке до н.э. в своём знаменитом парадоксе «Сон бабочки» поставил вопрос: где заканчивается сон и начинается реальность? «Однажды мне приснилось, что я бабочка. Я летал, наслаждался — и не знал, что я Чжуан-цзы. А теперь я проснулся — и не знаю: я Чжуан-цзы, которому снилась бабочка, или бабочка, которой снится Чжуан-цзы?» В древних культурах сны были неотъемлемой частью жизни — их принимали всерьёз, записывали, анализировали и даже ставили в центр государственных решений. От шумеров до китайцев, от фараонов до философов — все стремились заглянуть за завесу сна, чтобы понять волю богов, судьбу или самих себя. 🔍 Краткий вывод по разделу: Во всех древних культурах сны имели сакральное значение, но акценты различались: Помимо Евразии, важные традиции толкования снов существовали и в других регионах. У народа догон (Мали) сны считались прямыми посланиями предков, а у зулусов — предупреждением о грядущих событиях. В культурах Центральной и Южной Америки сны часто воспринимались как путешествия души в другие миры, где можно встретить духов-хранителей. В иудаизме, христианстве, исламе и мифологиях древних народов сновидения служили способом откровения, предсказания и духовного наставления. Их интерпретация была частью не только мистики, но и официальной духовной практики. В Ветхом и Новом Заветах сны неоднократно выступают как инструмент Божьего откровения. Один из самых известных эпизодов — история Иосифа, сына Иакова (Бытие, главы 37–41). 🔹 Пример 1: Сны Иосифа о власти Иосиф рассказывает братьям сны, в которых снопы их пшеницы кланяются его снопу, а солнце, луна и звёзды склоняются перед ним. Это вызывает зависть и предательство, но позже сны сбываются: Иосиф становится вторым человеком после фараона в Египта. 🔹 Пример 2: Толкование снов фараона Фараону снятся семь тучных и семь тощих коров, а затем — семь полных и семь иссохших колосьев. Иосиф, по воле Бога, толкует сны как предвестие семи лет изобилия, за которыми последуют семь лет голода. Это позволяет Египту подготовиться — и спасает целый народ. Также сны играют роль в историях о: В библейской традиции сны были не столько «личными переживаниями», сколько богооткровениями, влияющими на судьбы не только отдельных людей, но и целых народов. В исламской традиции сны (ру’я) делятся на три типа: Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон — это 1/46 часть пророчества» (аль-Бухари, Муслим) 🔹 Ибн Сирин (VIII в.), табиин и исламский учёный, считается автором одного из первых систематизированных трудов по толкованию снов — «Тафсир аль-Ахлям» (Интерпретация снов). Он классифицировал образы по категориям: животные, еда, действия, цвета, числа. Каждое значение сопровождалось примерами и хадисами. Примеры: Учёные отмечают, что многие версии книги «Тафсир аль-Ахлям» дошли в позднейших редакциях, а подлинное авторство Ибн Сирина оспаривается. Тем не менее, именно это имя стало символом исламской науки о снах. В мусульманской культуре и по сей день сны считаются источником духовного наставления, особенно у суфиев. Многие традиции перед сном включают молитву с просьбой о праведном сне. Во многих дохристианских и внеавраамических традициях сны ассоциировались с духовными путешествиями, архетипическими образами и взаимодействием с потусторонним миром. Кстати, в современной работе под моим авторством «Как научиться толковать сны. Самая легкая методичка по толкованию снов» приводятся примеры того, как рассматривать сновидения через призму мифологии, о том, как мифологические образы и архетипы героев появляются во снах не только из личного опыта, но и как универсальные для всех людей символы (как проявление коллективного бессознательного). Рекомендую к прочтению — работа очень легкая, и там даются практические рекомендации к анализу сновидений. В религии и мифах сны не были чем-то случайным или второстепенным — они считались ключом к пониманию воли Бога, духовного пути и глубинной сути мира. Сновидения не только направляли пророков и героев, но и формировали моральные, культурные и религиозные ориентиры целых цивилизаций.Во всех традициях сны считались важным источником знания, но отличались по акценту: С наступлением Средневековья (V–XV века) отношение к снам радикально изменилось. Если в античные времена и в религиозных текстах сны воспринимались как божественные откровения, то в христианской Европе они всё чаще становились объектом подозрения, страха и подавления. Христианская церковь, усилив контроль над личным опытом и духовной жизнью людей, начала рассматривать толкование снов как потенциальную ересь. Идея о том, что Бог напрямую говорит человеку во сне, могла быть воспринята как опасное отклонение от церковной доктрины, особенно если сны противоречили каноническому учению. Во многих монастырях и богословских трактатах сны классифицировались как искушение от дьявола, особенно если они были яркими, плотскими или вызывали страх. Святой Августин в своих трудах писал, что многие сны — не более чем продукт «нечистых страстей» и плоти. 📌 В итоге: С XIII века, с формированием инквизиции, всё, что выходило за рамки официальной доктрины, попадало под наблюдение — включая собственные толкования сновидений. В некоторых случаях людей обвиняли в колдовстве или связи с нечистыми силами лишь потому, что они придавали значение своим снам или делились ими публично. Толкование снов как практика перекочевала в подполье: его продолжали использовать знахари, травницы, деревенские мудрецы, но в рамках народной магии, а не официальной культуры. Оно стало частью околорелигиозной, но маргинализированной традиции. 📚 Исключения: монахи, мистики и трактатыНесмотря на общий упадок интереса, отдельные монахи и мистики продолжали размышлять о природе сна. В некоторых монастырях вёлся сонный дневник, особенно в бенедиктинских общинах. Визионерские сны могли быть приняты, если они были «морально чистыми» и подтверждали библейскую истину. Например: Но в целом, в период Средневековья сны перестали быть инструментом познания, как это было в древности, и стали восприниматься с подозрением или страхом. Таким образом, Средневековье стало временем, когда официальная церковь отделила сновидения от духовной жизни, превратив их в опасную зону, где легко спутать божественное с дьявольским. Толкование снов из инструмента откровения превратилось в практику на грани ереси, потеряв свой прежний статус. Но вместе с этим оно обрело новую форму — народную, мистическую, интуитивную, которая позже снова выйдет на поверхность в эпоху Возрождения, Просвещения и гораздо позже — в трудах Фрейда и Юнга. После мрачного Средневековья, когда сны часто считались наваждениями дьявола или божественными испытаниями, эпоха Возрождения принесла новый взгляд на человеческую природу. Интерес к искусству, науке и внутреннему миру человека вновь сделал сновидения достойным объектом внимания — не только духовного, но и творческого. Художники и поэты XVI века видели в снах источник образов, метафор и символов, способных пробудить воображение. Леонардо да Винчи писал, что случайные формы и образы — будь то тени на стене или ночные видения — могут подсказывать неожиданные идеи для картин и изобретений. Микеланджело, Петрарка и поэты позднего Возрождения нередко включали в свои произведения мотивы сновидений как аллегории поиска истины или личного откровения. XVII–XVIII века стали временем, когда философы и учёные начали рассматривать сны через призму разума. Учёные того времени стали искать физиологические причины сновидений. В медицинских трактатах упоминались влияние питания, темперамента и здоровья на содержание снов. Появились так называемые «рациональные сонники» — книги, пытавшиеся объяснять сны без мистики, через логику и наблюдение. Хотя в эпоху Просвещения многие отказались от мистических интерпретаций, сны всё же оставались частью духовной и культурной жизни. Этот период стал мостом между древними и религиозными представлениями о снах и будущей научной революцией, которую принесёт психоанализ конца XIX века. Примечательно, что в медицине эпох Возрождения и Просвещения врачи, такие как Томас Уиллис, пытались объяснить сны через работу мозга и нервной системы, предвосхищая так открытия XIX–XX веков. В 1900 году австрийский врач и психоаналитик Зигмунд Фрейд опубликовал одну из самых влиятельных работ в истории психологии — «Толкование сновидений» (Die Traumdeutung). Он популяризировал отношение к сновидениям как к предмету научного анализа, рассматривая сны не как пророчества, а как символическое выражение подавленных желаний. «Сновидение — это королевская дорога в бессознательное» — писал Фрейд. Основные идеи Фрейда: Пример: Сон о ключе, открывающем замок, по Фрейду может символизировать половой акт, но значение зависит от контекста и личных ассоциаций. Фрейд создал метод интерпретации сна как терапевтический инструмент, а не мистическую практику. В популярной культуре подход Фрейда часто сводят к сексуальной символике, но в его работах также много внимания уделено тревогам, агрессии и детским впечатлениям. Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, сначала ученик, а позже оппонент Фрейда, предложил альтернативное видение сновидений. Если Фрейд видел в них вытесненное, то Юнг считал сны путеводителями к целостности личности, наполненными архетипическими образами и мифологическими структурами. Отличие подхода Юнга: Пример: Женщина видит змею во сне. У Фрейда это может быть фаллический символ. У Юнга — проявление архетипа трансформации или страха перед тенью. Отмечу так же, что центральное место в юнгианской работе со сновидениями занимает процесс индивидуации — движение к целостности личности через интеграцию бессознательного и сознательного. После Фрейда и Юнга тема сновидений продолжала развиваться: 🟢 Эрих Фромм 🟢 Мари-Луиза фон Франц 🟢 Джеймс Хиллман Так XX век стал эпохой, когда сны вернулись в науку, но уже в новом качестве — не как пророчества или ересь, а как психологические послания от глубинных слоёв личности. Фрейд и Юнг положили начало двум разным подходам: один искал подавленное, другой — символическое и универсальное. Их ученики расширили поле интерпретации, открыв сновидения как пространство терапии, творчества и духовного развития. Сегодня интерес к сновидениям переживает новый виток развития — но уже в контексте науки, психотерапии и осознанной работы с психикой. После эпохи Фрейда и Юнга область сновидений стала пересечением нейробиологии, когнитивной психологии, телесно-ориентированных и гуманистических подходов. Теперь сны воспринимаются не как пророчество и не только как вытесненное желание, но и как информационный канал между сознанием, телом и глубинной частью личности. Современные исследования сна, особенно после открытия REM-фазы (Rapid Eye Movement) в 1953 году, значительно продвинули понимание нейрофизиологии сновидений. Именно во время этой фазы — когда мозг активен, а тело парализовано — мы видим наиболее яркие, сюжетные сны. Хотя сны возникают и в фазе NREM (они обычно менее яркие и фрагментарные, но могут быть важны для эмоциональной переработки). Что показали исследования: 🔍 Вывод: сны не случайны — это нейропсихологическая форма адаптации, восстановления и внутреннего «разбора полётов». Современные психотерапевтические подходы к сновидениям С развитием психологии появилось множество методов, в которых сны рассматриваются не как загадка, а как рабочий материал для изменения жизни человека. 🧠 Когнитивные и поведенческие подходы: 🔷 Гештальт-терапия: Пример: если снится автобус, в котором ты не успел уехать — терапевт предложит «стать автобусом» и проговорить от его лица: «Я уезжаю, потому что ты боишься перемен». 🔶 Транзактный анализ: 🧘 Телесно-ориентированные подходы: 🔶 Современный мультимодальный подход в анализе сновидений: В последние десятилетия большую популярность получили самостоятельные методы работы со сновидениями, особенно среди тех, кто занимается психологическим развитием, практиками осознанности, духовным поиском. 🔹 Ведение дневника снов: 🔹 Работа с вопросами: Осознанные сны (lucid dreams) — это сны, в которых человек осознаёт, что он спит, и может управлять происходящим. Этот феномен активно исследуется как в науке, так и в духовных практиках. А существование феномена подтверждено лабораторно — участники опытов подавали согласованные глазные сигналы из сна, что фиксировалось приборами. Применения: Научная база: Исследования с использованием ЭЭГ и фМРТ (Dresler et al., 2012; Voss et al., 2009; Baird et al., 2018) показали, что фазы осознанных сновидений сопровождаются повышенной активацией передней префронтальной коры и усилением γ-ритма (~40 Гц), что связано с метакогнитивной активностью. Практику можно развивать через техники MILD, WILD, ведение дневника снов и регулярные тесты реальности (Stumbrys et al., 2012; Aspy et al., 2017). Современное понимание снов объединило научные открытия, глубинную психологию и инструменты самонаблюдения. Сновидения больше не рассматриваются как загадочная мистика или лишь остаток дня — это живой материал для понимания себя, интеграции чувств, изменений в жизни и даже духовной практики. От Фрейда к МРТ, от Юнга к гештальт-подходу — сны прошли долгий путь, чтобы вновь стать инструментом осознанности, развития и смысла. Несмотря на тысячелетия изменений — от шумеров до нейронауки — одно остаётся неизменным: сны продолжают быть важнейшей частью нашей психической и духовной жизни. Они остаются местом, где раскрываются скрытые смыслы, подавленные эмоции, внутренние конфликты и глубинные истины, которые мы не всегда готовы увидеть наяву. Современный человек живёт в мире информационного шума и внешних отвлечений. Сновидение — это редкая зона тишины, где говорит сама психика. Анализ сна позволяет: Это не просто любопытство — это практика осознанности. Сновидения часто работают как ранняя диагностика внутренних процессов — задолго до того, как проблема проявится в теле, поведении или отношениях. Например: Психика «говорит» с нами на языке образов. И научиться понимать этот язык — значит научиться слышать себя по-настоящему. Практическое применение анализа снов А главное — это интимный и честный диалог с собой, который не подменяется чужими мнениями, трендами и контентом. Хочешь научиться понимать свои сны?Если ты чувствуешь, что сны — это больше, чем просто фантазия, если тебе интересно научиться анализировать их без мистики, но с глубиной, я приглашаю тебя пройти мой авторский курс по анализу сновидений.
Наиля Ерусланова


Вавилон: сны как государственные сигналы
Толкование снов в Древнем Египте: магические сонники и сны в храмах
Древняя Греция: сны как диагностика души и тела
Древний Китай: сны как отражение Дао и энергии ци

2. Сны в религии и мифологии
Сны в Библии: пророчества, наставления и выбор пути
Ислам: толкование снов как духовная наука
Сны и мифология: архетипы и символы в образах

3. Средневековье: от мистики к запрету
Сны между небом и адом: как церковь изменила отношение к сновидениям
Сны как ересь и искушение
Инквизиция и недоверие к сновидениям

4. Сновидения между разумом и вдохновением: эпохи Возрождения и Просвещения
Возрождение: сны как источник вдохновения
Просвещение: от мистики к рациональности
Первые научные гипотезы
Баланс между мистикой и наукой

5. Фрейд, Юнг и последователи: эпоха революции в понимании сновидений
Зигмунд Фрейд: сны как «королевская дорога в бессознательное»
Карл Густав Юнг: сны как язык архетипов
Последователи: от Фромма до Фон Франц
6. Современные методы анализа сновидений
Как сегодня анализируют сны: от нейрофизиологии до практик самопознания

Нейронаука и фазы сна: сны как продукт мозга
Техники самонаблюдения: дневники снов и работа наедине с собой
Осознанные сновидения: контроль и исследование сна изнутри

7. Зачем сегодня толковать сны: сновидения как зеркало души
Сны как инструмент самопонимания
Сны как диагностика состояния