Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
163 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как создать IT-стартап с нуля: мой опыт выбора ниши и анализ рынка

Успех стартапа очень тесно связан с правильно выбранной нишей. Однако многие путают такие термины как ниша и сегмент рынка, хотя у них есть два кардинальных отличия. В статье мое видение на такой процесс, как выбор ниши и рынка для открытия стартапа и как я выбрал свою нишу.

Итак, чем отличаются термины как ниша и сегмент рынка? Сегмент — это определенная сформированная значительная часть рынка товаров и услуг, а ниша — это небольшое, обычно узкоспециализированное направление или часть сегмента рынка товаров и услуг, на которые есть спрос, но нет или недостаточно предложения. Таким образом, ниша - это сегмент в сегменте рынка.

Грубый пример: продажа одежды в розницу — это сегмент рынка. Продажа деловой одежды для женщин – это рыночная ниша.

b_5b687ce0530ec.jpg

Ниша становится полноценным сегментом рынка, когда в ней появляется много продавцов. Особенность IT-стартапов связана с теорией, что в сфере технологических рынков в виду их незрелости еще предостаточно свободных или частично свободных ниш, которые могут приносить много потенциального дохода продавцу на таком рынке.

Пример некоторых ниш, которые уже становятся сегментами рынка:

  • Виджеты обратного звонка. Всего несколько лет назад на рынке был известен только callbackhunter, а сейчас в этой нише больше сотни компаний, как самостоятельных небольших узконишевых (которые предлагают только виджет), так и крупных (которые интегрировали функцию виджета обратного звонка в свои ранее выпускаемые продукты и сделали его дополнительной услугой для своих клиентов с других направлений).
  • CRM для малого и среднего бизнеса. Когда-то рынок CRM в России состоял всего из нескольких компаний, которых можно было пересчитать по пальцам одной руки. Предложения были в основном от зарубежных производителей CRM, таких как Microsoft Dynamics CRM, SugarCRM и в России внедрялись только на крупнейших предприятиях вплоть до 2010 года. Появление таких компаний, как Мегаплан, Битрикс24, AMO CRM позволило им занять ранее пустующую нишу в сегменте CRM для среднего и малого бизнеса и даже для микропредприятий. Впоследствии ниша стала обрастать разными разработчиками CRM, которых тоже насчитывается не один десяток. Теперь можно сказать, что эта ниша является уже полноценным сегментом рынка.
  • Есть еще много таких ниш, которые постепенно превращаются или превратились в сегменты: виджет онлайн-консультантов, системы A/B-анализа и тестирования сайтов, Saas-конструкторы сайтов и т.п.

Существует много разных способов и советов, как выбрать нишу под создание своего продукта. Многие из них сводятся к тому, что если вы хотите создать многомиллионный стартап, то должны найти идею и свободную нишу в такой сфере, с которой бы люди пересекались регулярно, и тем самым постоянно бы пользовались вашим стартапом, да еще и чтобы конкурентов там не было или было ничтожно мало. В IT-сфере еще рекомендуют быть “на острие атаки” и открывать стартапы в набирающих популярность сферах, например, блокчейне, виртуальной реальности и т.п. Ну да ладно, как говорится: “Жираф большой, ему видней”.

Мой вам совет - ищите идею в тех сферах, в которых более или менее разбираетесь, интересуетесь, и не 1-2 месяца, а хотя бы пару лет. Если вы вообще не представляете устройство ядерного реактора, то и не надо думать о том, чтобы построить атомную электростанцию с неиссякаемым источником энергии, особенно если по физике в школе у вас была тройка. Пусть этим занимаются другие гении, но не вы.

Какие требования я ставил перед нишей

В поисках новых идей для бизнеса я уже несколько лет регулярно слежу за новостями из мира стартапов. Такие порталы, как vc.ru, Spark, Cossa и другие - это стандартные закладки в моем браузере, которые я при наличии свободного времени несколько раз в неделю просматриваю и читаю то, что мне интересно.

Во-первых, там много полезной информации проскакивает и для планового развития моей веб-студии, а во-вторых, это площадки, которые рассказывают нам о трендах в мире, особенно в сферах digital и IT.

Спустя несколько лет после открытия веб-студии, я начал задумываться о том, чтобы попробовать реализовать еще один бизнес-проект. К тому же положительный опыт моих коллег по рынку положительно мотивировал меня сделать это.

При этом у меня было несколько собственных требований к новому бизнесу:

  • Это должен быть онлайн бизнес в сфере IT (оффлайн бизнес мне на данный момент абсолютно не интересен, хотя я и получал несколько предложений от знакомых, друзей, партнеров реализовать что-то оффлайновое).
  • Это должен быть веб-ресурс, автоматизированно оказывающий какую-либо услугу с минимальной зависимостью от разных поставщиков, то есть это не интернет-магазин, и простая схема “купи-продай” мне тоже не интересна, хочется предложить рынку что-то технологичное.
  • Хотелось бы отойти от сегмента B2B (мне попадалось несколько десятков примеров, когда стартап-проектами веб-студий были CRM-системы или узконишевые продукты для бизнеса, например, решения для сферы недвижимости, платной медицины и т.п.), и в веб-студии мы в 95% случаев работаем с B2B-компаниями. Поэтому сегмент B2B мне слегка поднадоел и хотелось бы попробовать себя в B2C.
  • Я должен разбираться в сфере хотя бы поверхностно, и она мне должна быть интересна.
  • Цикл сделки должен быть максимально коротким. Возможно комбинирование с абонентской схемой.

Как я выбрал свою нишу

Как я писал в прошлой статье, моя идея - это автоматизированная платформа, которая будет продвигать (ретранслировать) стримы с таких ресурсов как Twitch и Youtube путем размещения этих трансляций на разных ресурсах в основном игровой и развлекательной тематики в формате пре-ролла. Основная аудитория - геймеры, киберспортсмены (на этапе MVP). Если писать проще, то моя ниша - это услуги по продвижению и рекламе онлайн-трансляций стримеров. Теперь о том, почему я выбрал эту нишу.

Чтобы оценить перспективу будущего стартапа, нужно как минимум знать емкость рынка и какую-то информацию о его участниках: как конкурентах, так и покупателях. Следовательно, начинаем гуглить.

В наше время рынок гейминга и киберспорта - один из быстрорастущих трендов и рынков. Эксперты маркетинга утверждают, что в них кроется огромный потенциал прибыли для бизнеса и на этот рынок уже пора заходить не только производителям игр и компьютерной периферии. Многочисленные исследования сходятся на том, что в России в среднем от 15 до 17 миллионов человек являются поклонниками киберспорта, а каждый второй пользователь Рунета хотя бы 1 раз в месяц играет в виртуальные игры, в том числе с мобильных устройств. То есть в России более 50 млн. геймеров. 95% киберспортивной аудитории — мужчины. Но среди геймеров только 52% мужчин. Более 60% геймеров старше 18 лет, т.е. относятся к категории платежеспособной аудитории.

b_5b687fa35e4c1.jpg

Более подробно, если вам интересен этот рынок в цифрах, можно почитать в некоторых из найденных мной исследований и аналитических статей:

  1. Игровая индустрия в России и мире
  2. Квартальный отчет о рынке стриминга по данным Streamlabs

Стриминг - видео онлайн-трансляция игрового процесса, в том числе киберспортивных турниров. Это крупный сегмент рынка гейминга, а для многих профессиональных киберспортсменов - способ заработка в процессе тренировок между соревнованиями. В России стримерство - это новый рынок на стадии формирования, который содержит в себе хороший потенциал. С этим сегментом нужно работать, пока он не перенасыщен разного рода предложениями для стримеров, зрителей и других субъектов рынка.

Далее можно уже оценивать ваши идеи относительно выбранного сегмента и искать нишу на нем. На начальном этапе я планирую оказывать услуги стримерам из России и СНГ. На основе аналитики Streamlabs делаем вывод №1:

Twitch - площадка №1 для стриминга. На втором месте пока с огромным отставанием корячится gaming.youtube, но берем на заметку его хорошие показатели роста.

Затем изучаем емкость рынка нашего сегмента на Твиче. Есть много сайтов, которые могут дать нам такую информацию. Например https://twitchstats.net/. Вывод №2:

Около 45 тыс. пользователей стримили в 2017 г. на русском языке. Предполагаю, что это в основном РФ + СНГ. К тому же этот показатель показывает растущую динамику.

Общий вывод по потенциалу выбранного сегмента рынка

Стример - это одна из современных интернет-профессий, которая только начинает развиваться в России. В какой-то степени это одно из ответвлений видео-блоггинга, но со своими нюансами.

Основная тематика: игры.

Основной инструмент: видео-трансляции, а не готовые смонтированные видеоролики.

Основная площадка для ведения трансляций: Twitch.

Поиск ниши на выбранном сегменте рынка

Вот мы и нашли сегмент. Теперь нужно найти нишу на этом рынке, исходя из имеющихся ресурсов.

Тут как ни странно, на помощь пришел мой хороший знакомый-программист, который на данный момент является полноценным со-основателем стартапа. Он последний год до начала работы над нашим проектом работал на таком направлении, как продвижение youtube-роликов, накрутка зрителей, интеграция youtube-видео в другие плееры через pre-roll. Поскольку он уже получил технологические навыки по такому продвижению, и у него была собрана своя небольшая база сайтов, на которых можно размещать рекламу в pre-roll, то было решено опробовать эту технологию и на рынке стриминга. В итоге мы решили, что это будет сервис продвижения / рекламы стрим-каналов, в первую очередь, Twitch-каналов.

b_5b6884e47f85f.jpg

Таким образом, мой MVP на выбранной нише - это автоматизированный сервис продвижения Twitch-каналов путем интеграции стримов в пре-ролл на игровых и развлекательных сайтах с видео-контентом для стримеров из России и СНГ.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Популярные за неделю
Показать следующие
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Комментарии