Особенности финансового планирования в разработке коммерческого ПО
— Есть ряд причин для объяснения такого инвестирования в компании, разрабатывающих ПО. Одна из причин, с точки зрения финансового управленческого учета — это уникальность разработки тиражируемого программного обеспечения.
Мне приходилось аудировать в качестве операционного директора несколько подобных проектов и неоднократно общаться с инвесторами и владельцами. Я обратил внимание, что большинство из них переносили в область разработки ПО принципы финансового анализа из традиционных видов бизнеса.
— К сожалению, во многих случаях такой расклад ведет к принятию неправильных решений, как с точки зрения отказа от инвестиций, так и с точки зрения легкомысленного предоставления денег. И как ни странно, ключевым фактором непонимания является термин «производство программного обеспечения».Инвесторы, пришедшие из других областей (таких до недавнего времени было 95%, а теперь их почти не стало), воспринимают производство ПО, как разновидность другой производственной активности. Все это непосредственно отражается в анализе основного финансового документа управленческого учета, который в англоязычной литературе традиционно называется P&L statement.
— В России существует несколько интерпретаций этого термина, например, движение денежных средств, отчет о прибылях и убытках и т.д. Причем в отечественных реалиях, надо понимать, что управленческий, бухгалтерский и налоговый учет имеют свои особенности и во многих случаев не совпадают.
Ниже в таблице 1 представлен управленческий учет в его стандартном понимании.
На примере таблицы четко виден принцип: чем выше статья расходов, тем больше ее связь с продажами. Классическое производство товаров и услуг как раз находится в этом случае в верхней части таблицы и непосредственно связано с объемами продаж. Есть проданный товар и его себестоимость, соответственно, расходы на производство линейно зависят от объема продаж. Это дает возможность оперативно управлять расходами, а также значительно сократить финансовые риски. Если товар не продается, то его производство прекращается, оборудование распродается, а значительная часть денег возвращается.
С программным обеспечением все по-другому. Стоимость разработки программы не зависит от объема продаж. Данный продукт является самостоятельным, его стоимость определяется уровнем технологий, квалификацией сотрудников, качеством управления и совершенно не зависит от того, сколько копий программы будет продано. Исходя из структуры таблицы, эта статья расходов должна быть ближе к нижней части таблицы.
И тут уже нет возможности остановить неуспешное производство. Пока программа не готова, продавать нечего, а когда она уже разработана — все деньги уже потрачены. А оборудование, то есть компьютеры и лицензии на средства разработки, почти ничего не стоит.
Если принять все сказанное во внимание, что получается, что у компании-разработчика ПО совсем нет производства. Вряд ли производством можно считать рассылку электронных лицензий покупателям, отдельных компакт дисков или флешек. Себестоимость этого процесса в общей структуре затрат стремится к нулю.Зато у компании есть огромная статья расходов, которая в обычном случае носит называние НИОКР (научно исследовательские и опытно конструкторские разработки). Такие расходы относятся не к переменным издержкам, а постоянным. Что, в свою очередь, меняет структуру инвестиционных рисков и логику принятия управленческих и инвестиционных решений. То есть те затраты, которые для классического бизнеса не являются основными, для программной разработки становятся основополагающими.
Неудивительно, что у разработки программного обеспечения больше общего в плане финансов с кинобизнесом, чем с классическим производством.
Одним из следствий такой структуры денежных потоков для компаний разработчиков тиражируемого ПО является высокая потребность в стабильном инвестиционном финансировании на начальном этапе существования. Причем это финансирование должно иметь значительный запас прочности для того, чтобы начатую разработку можно было довести до коммерческой реализации. Недостроенный дом можно продать, хоть и со скидкой, а программа, разработка которой не завершена, ничего не стоит. Недостаточное финансирование, к сожалению, одна из основных причин неудач на этапе инвестирования в IT стартапы.
Вторая типичная проблема, которая следует из такой структуры затрат — убежденность большинства инвесторов в том, что после создания коммерческой версии программы затраты на разработку можно значительно сократить или вообще аннулировать. Логика человека, далекого от разработки, кажется очевидной: есть программа и ее надо продавать. Зачем тратить деньги на новые версии? К сожалению, изменить укоренившееся мнение инвестора практически невозможно. Объяснять, что увольнение программистов, разрабатывающих продукт, приведет к потере значительной части знаний, которые в полной мере не компенсируются никакими процедурами документирования программных кодов, человеку без собственного опыта решения подобных проблем почти невозможно. Также проблематично говорить о том, что конкуренты не дремлют, и пользовательские интерфейсы подвержены влиянию моды, а мнение первых пользователей и их пожелания невозможно предугадать заранее.
В результате происходит перераспределение финансирования коммерческой деятельности в ущерб технологической.
Следует отметить, что очень часто инвесторы начинают «молиться» на технических гуру, веря в их гениальность и способность создать прорывные технологии. Следствиями подобного эффекта становятся непомерное раздувание бюджета на разработку, которая и так является одной из основных статей расходов, а также бесконечная разработка очередной новой версии, которая «перевернет мир».В результате деньги тратятся на разработки, которые так и не доходят до стадии продажи. Компания оказывается неспособной производить полезный для потребителя продукт. В классическом бизнесе подобная ситуация сразу проявляется в финансовом отчете через непропорциональный рост складских запасов, а в случае программных разработок проблема может маскироваться на протяжении нескольких лет.
Таким образом, для успешных инвестиций нужно привлекать либо независимых экспертов с удачным опытом в организации подобного рода бизнеса, либо специалистов с программистским образованием.
О компании «Протекшен Технолоджи»
Компания «Протекшен Технолоджи» известная на рынке ИБ под торговой маркой StarForce, является экспертом в области защиты цифровой информации от взлома и несанкционированного распространения. Компания с 2000-го года предоставляет комплексный технологический сервис защиты коммерческим, финансовым и государственным организациям. Партнерская и дистрибуторская сеть компании представлена в 89 странах мира, реализовано более 70 000 000 лицензий на более чем три десятка решений различных продуктовых линеек.