Туристический стартап: опыт построения, проблемы и планы
Основное отличие ресурса от существующих платформ – наличие живой мультиязычной круглосуточной поддержки, а также собственной В2В-платформы, с помощью которой турагенства и порталы могут продавать туристические продукты своим клиентам. Сейчас в каталоге проекта более 2000 туристических продуктов, которые поставляют 150 партнеров – туристических агентств и операторов. За первый год активной работы проекта услугами приложения воспользовались более 20 000 туристов. В планах на ближайшие 2 года – открыть офисы в 35 странах и покрыть мировой рынок индустрии туристических развлечений во всем мире, а также запустить криптовалютный мобильный банк и платежную систему CryptoTravelBank.
Бэкграунд
Ядром стартапа стали действующие бизнесмены. Люди с разными компетенциями и различным, но успешным, опытом. Первым инвестором проекта стал его основатель Максим Жадобин, он вложил 250 тысяч долларов личных средств, что стало весомым аргументом при поиске внешнего инвестора. «Я – серийный предприниматель, занимаюсь бизнесом с 20 лет, - говорит Максим. - Мой опыт такой: энергосервисный, проектный, строительный бизнес, розничные продажи и продажа бизнеса (компаний). Я открывал и развивал бизнес с нуля. Один из них захватил региональный рынок энергосервиса и энергоаудита на 70%. Также я закрывал сделки по продаже бизнеса на сумму 20 млн долларов за 1 год без опыта. Можно сказать, что я всю жизнь шел к тому, что я делаю сейчас».
Главный актив – люди
Основатели стартапа уверены: бизнес – это синергия людей, тех, которые его строят и тех, которые пользуются продуктом. Команда и клиенты несут идеологию проекта далеко за пределы своего окружения. «Без ставки на постоянное развитие в бизнесе сегодня лучше не выходить на рынок, - считает Ашот Арутунян, операционный директор must2go.com. – Работа для меня - это реализация собственного потенциала и трансформация своей внутренней энергии во благо общего дела. Работа должна быть удовольствием, а коллеги – настоящими партнёрами».
Обязательства – прежде всего
Развитие событий в туристической отрасли часто сложно спрогнозировать. Так, причиной невозможности выполнить запланированное может стать человеческий фактор, погода или технические проблемы. В любой форс-мажорной ситуации интерес клиента - на первом месте. «В спорных ситуациях мы делаем все возможное, чтобы путешественники остались довольны, - делится Partner Manager must2go Юлия Шмелькова. – Мы понимаем, что люди доверили нам организацию отпуска, времени, за которое они должны как следует отдохнуть и набраться сил для новых свершений. И взаимодействие с компанией должно оставить только самое приятное впечатление».
Готовность к трудностям
Несмотря на тотальную диджитализацию, туриндустрия менее развита технологически. Этот фактор повлиял на стратегию развития проекта. Ее изменение повлекло за собой изменения в софте – программировании продукта без прямых аналогов, у которых можно было бы скопировать функционал. И это не единственная проблема, с которой столкнулись основатели: «Часто в работе мы видим нежелание агентств развиваться, – делится Александр Морозов, руководитель В2В-направления в России и Казахстане. - Они находят свою комфортную среду и не хотят двигаться дальше, не смотрят на изменения рынка, на применение новых технологий в своей работе. В основном, это обусловлено страхом или ленью. А как мы знаем из практики, в бизнесе, если ты остановился – ты труп, поэтому приходится вдохновлять наших партнеров на новые подвиги».
Смотреть вперед
Бизнес MUST2GO развивается в жестком соперничестве с американским, европейским и китайским капиталами и их экспансией. На данном этапе стартап хорошо зарекомендовал себя на высокофрагметированном туристическом рынке развлечений, опираясь на опыт команды, технологии и обширную партнерскую сеть.
«Я люблю свою работу за возможность построить с нуля что-то великолепное, отраслеобразующую компанию в отдельно взятой индустрии в масштабе всего мира, - делится планами Жадобин. – Наша стратегия достаточно проста. Мы с гораздо меньшими затратами ресурсов планируем стать лидерами на второстепенных рынках в следующие два года. Когда наши конкуренты перейдут к этапу экспансии на этих рынках, они вынуждены будут договариваться с нами на наших условия и либо входить в капитал, либо выкупить нас. А если наша бизнес модель покажет себя как более эффективная, по сравнению с нашими конкурентами, мы сможем соперничать за следующие раунды финансирования, которые будут исчисляться в 200-500 миллионов долларов в одни руки».