Анатомия лэндинга от Григория Ситнина: основные ошибки стартапов
Григорий консультирует стартапы по построению лэндингов в рамках акселерационной программы ФРИИ, а также запускает полноценный курс по лэндингостроению.
Чем ты занимался до Акселератора и как попал сюда?
С 2006 года я периодически открывал и закрывал свои бизнесы с перерывом на наемную работу. В самом первом своем бизнесе я наделал всевозможных ошибок — сразу зарегистрировал “ООО”, снял офис, взял кредиты, заказал визитки и прочее. Впоследствии у меня были веб-студия, студия мобильной разработки, несколько проектных команд, немного полиграфии и тд. На технических должностях, от помощника программиста до архитектора приложений, я работал аж с 1994 года, в том числе в проекте, который принадлежит АФК Системе, в немаленьком международном стартапе, мюзикле, полиграфии, учебном заведении и других компаниях. В общей сложности около 18 лет. В тот период, когда у меня была веб-студия, мы познакомились с Мишей Корнеевым (мы были конкурентами). Спустя несколько лет мы встретились, и он пригласил меня выступить на одном из первых Harvest от Greenfield Project, сооснователем которого он был. Я стал завсегдатаем Харвестов и Фидбеков, на первых я рассказывал о мобильной разработке, но довольно быстро переключился на лэндинги. В общей сложности через мои тренинги на эту тему прошли десятки команд и сотни людей.
Я периодически начал появляться и на командных встречах Greenfield Project, помогать им планировать мероприятия. Проводили тестовые курсы мобильной разработки для обычных людей. У меня хорошо получается рассказывать сложные вещи простым языком. Теперь это моя работа — переводить с языка бизнеса на технический, и наоборот. Я присутствовал при зарождении проекта #tceh, созданного командой Greenfield Project, и в этом пространстве я находился с самого его открытия. Акселератор ФРИИ же всегда манил из-за стенки. После того как я поучаствовал во множестве Харвестов и экспертных сессий, на меня вышел руководитель трекинга ФРИИ Артем Азевич и пригласил поработать трекером. С 5-го Акселератора я — трекер очного акселератора ФРИИ, читаю мастер-класс про лэндинги в рамках учебной программы, а также консультирую проекты.
Давай поговорим о лэндингах для зарождающегося бизнеса. Когда стартапу вообще нужен лэндинг?
Вся деятельность стартапа должна строиться исходя из подхода Customer Development, который используют в Акселераторе ФРИИ. Обычно лэндинг необходим, когда предприниматель уже провел не только проблемные, но и решенческие интервью. Когда люди частенько спрашивают “где посмотреть” — самое время дать им ссылку на лэндинг.
В момент, когда уже подтвержден спрос и сделаны первые ручные продажи, для тех, кого стартап собирается привлекать из каналов, верстается второй лэндинг (ну или меняется первый). В этом случае посадочная страница уже является инструментом продаж.
В некоторых случаях с помощью лэндинга можно создать прототип продукта или даже MVP. Классический пример — dropbox. Его основатель на лэндинге рассказал о будущем продукте так, будто он уже на тот момент был. Причем видео было фейковым. Такое видео о продукте (или даже просто его описание) кладут на лэндинг, делают CTA вроде “подпишись и узнай, когда это будет доступно”, или собирают предзаказы за деньги, например, с помощью какого-нибудь CloudPayments (быстро встраиваемая на сайт система платежей с карточки). Предзаказы подтверждают цикл custdev’a. Таким образом, с помощью лэндинга проверяется спрос на продукт. Если же лэндинг является инструментом продаж в каналах, последовательность действий следующая. Когда мы делаем Customer discovery, первые ручные продажи — это продажи на харизме, когда фаундер отчасти “убалтывает” клиента, хоть конечно ему и важно выяснить, что пользователям продукт действительно нужен. Ручные продажи нужны, чтобы переходить ко второй части customer development, — работе в каналах, и лэндинг как раз на этом этапе уже необходим. На него основатель стартапа переносит свой опыт, но дальше лэндинг работает без участия предпринимателя, и процессу продажи уже никак нельзя помочь. Лэндинг — это автоматический инструмент.
Что такое эффективный лэндинг, из чего он состоит?
Эффективной посадочная страница будет в том случае, когда на нее приходит ровно столько человек, сколько тебе надо, и они со 100% конверсией переходят в покупателей, но я такого никогда не видел. Считается, что идеал недостижим. Однако бывают очень высокие цифры, если лэндинг спроектирован верно, на нем нет ничего лишнего, и на него приходит только целевой трафик.
В Акселераторе я рассказываю о схеме построения лэндингов, которую перенял у Глеба Тертычного, а он — у Ольги Павловой. Она называется “алгоритм построения логичного лэндинга”, Глеб уже описывал ее здесь. Этот алгоритм потрясающе работает, когда ты вообще не умеешь делать лэндинги.
Однако сегодня мне бы хотелось просто рассказать об “анатомии лэндинга”: типичная посадочная страница состоит ровно из трёх блоков, перемежаемых “побуждалками” (мы их называем CTA — Call-To-Action блоки).
Для начала — вот схема лэндинга.
Чтобы было понятнее, почему лэндинг должен быть именно таким, я говорю, что в основе этой схемы лежит деление людей на три типа.
Первый тип людей лэндинг цепляет в самой первой зоне, которую я называю “зона возбуждения желания”. Чаще всего именно в ней находятся ярко выраженное (газетно-заголовочным стилем) ценностное предложение, большая картинка, доносящая ЦП в визуальной форме, описание основных выгод продукта и большая кнопка “Хочу”. Это первая часть любого эффективного лэндинга. Она рассчитана на людей, для которых решаемая продуктом “боль” актуальна: они уже хотят наше решение и для себя уже определили, что это именно то, что они ищут. Они готовы сходу купить. Это эмоциональная покупка, которая — фактически — совершается в первые секунды после того, как они заходят на лэндинг. Таких людей мало, это энтузиасты и частично — ранние последователи. Большинство хотят все-таки понять, что им предлагают.
Для тех, кого яркий слоган не зацепил, есть вторая зона, которую я называю “зона рационализации желания”. В ней должны быть данные, которых достаточно мозгу человека, чтобы принять рациональное решение. Там обычно рассказывают, что человек получит, если согласится на предложение и приобретёт продукт, и чего он лишится, если не будет этого делать. Там приводятся стоимость, процесс получения, тарифные планы, полный список выгод и так далее. Эта зона хорошо работает с оставшимися ранними последователями и частью аудитории, которая называется “раннее большинство” — именно они принимают решения, основываясь на рациональных аргументах.
Есть еще третья категория людей и, соответственно, третья зона. Это большинство людей, как раннее, так и позднее. Им может нравиться слоган, они могут быть согласны с аргументами и искать такое решение, но быть первыми покупателями такие люди не готовы. Для них имеет значение, что кто-то уже попробовал продукт и доволен, и что они — не первые потребители предложения. Их логика такая: у всех есть, значит и мне надо. А если все пока терпят без этого продукта/услуги, то и я потерплю. Так рассуждает большинство людей. Энтузиасты и ранние последователи нужны, чтобы доказать большинству людей, что предлагаемое решение — не профанация, а на самом деле существует и решает проблему конкретных людей. Третья зона — это зона “социализации желания”. В ней важно показать опыт людей, которые согласились на это предложение. Чаще всего это отзывы, виджеты соцсетей, описанные кейсы использования продукта.
Зоны обычно разделены блоками с CTA. Сегодня это чаще всего выглядит как широкая контрастная полоса с кнопкой “Дайте две!”. Как минимум, на этих границах CTA должен быть, чтобы как только пользователь решился, он мог тут же выполнить то самое целевое действие. Если какой-то блок достаточно длинный, не возбраняется призвать посетителя к целевому действию дополнительными кнопками и блоками CTA.
Перечисли основные ошибки при создании лэндингов?
Основное отличие посадочной страницы от сайта: сайт носит информационную функцию, его задача — донести до человека какой-то объем информации. Единственный смысл существования посадочной страницы — побудить человека совершить одно простое понятное действие, за которое можно потом зацепиться и довести посетителя лэндинга до покупки. Это важно, так как из нарушения этого принципа и возникают все нижеперечисленные ошибки.
Первая и самая распространенная ошибка, которую совершают владельцы сайтов, — они делают из главной страницы информационного сайта посадочную страницу. Это так называемые сайты-одностраничники: на них висит огромная куча информации для всех и ни для кого одновременно. Контакты, описания товаров, видео, биография гендиректора, схема расположения офиса, и прочее. Люди почему-то считают это посадочной страницей: там же есть кнопка купить. Это ошибочно. При этом на таком сайте обычно висит куча разных CTA, а это расфокусирует посетителя сайта. А если такая главно-посадочная страница выполняется ещё и в точном соответствии с “дизайном сайта”, тогда всё становится совсем плохо. Посетитель получает возможность отвлечься на такое большое число факторов и уйти от предложения, что конверсия практически никогда не бывает хоть сколько-нибудь рабочей. Но об этом я ещё скажу.
Вторая по частоте ошибка: человек выполнил действие, а мы возвращаем его обратно на лэндинг. По правилам хорошего лэндингостроения с посадочной страницы нельзя уйти иначе, кроме как совершив целевое действие или просто закрыв окно. И вот человек заполняет форму, регистрируется, а его возвращает обратно. Он только что был здесь, все это прочитал, нажал на CTA. Зачем его обратно отправлять? Его нужно благодарить и рассказывать, что произойдет дальше. Например, “Спасибо, что оставили ваши контакты, мы позвоним вам в течение пяти минут, а пока вы можете почитать информацию на сайте, посмотреть группу ВК”, и т.д. То есть мы уводим пользователя на информационный сайт, группы в социальных сетях, или, например, на другой лэндинг с сопутствующим предложением.
Третья ошибка: копировать дизайн сайта на лэндинг, несмотря ни на что. Лэндинг вовсе не обязан повторять дизайн сайта. Если отход от канонов дизайна сайта лучше позволяет побудить человека совершить действие, лучше отбросить эти каноны в сторону. Ещё раз: лендинг создан с единственной целью — побудить посетителя стать клиентом, выполнив одно простое понятное целевое действие.
Четвертая: делать один-единственный лэндинг для многих продуктов/услуг. У одного проекта может быть десятки и сотни разных лэндингов, это нормально. Огромная портянка для всех и вся работает так же плохо, как и лекарство “от всего”.
Пятая: слишком много вариантов одного продукта на лэндинге. Часто хочется показать потенциальным клиентам сразу все и сразу: огромное число тарифов, цветов, размеров и прочее. Слишком широкий выбор расфокусирует человека, и после этого побудить его совершить какое-то действие куда сложнее. Три тарифа — максимум, который рекомендуется делать. Если же можно обойтись без тарифной сетки, лучше обойтись без нее.
Шестая: отсутствие технического тестирования. Представь, что у тебе подарили шикарный автомобиль, скажем, Астон Мартин. Тебя приводят в него в повязке на глазах, ты садишься, открываешь глаза, заводишь ее, трогаешься с места, а оказывается, что колеса спущены. Машина испорчена. То же самое происходит, когда люди забывают о техническом тестировании. Это может быть красивый лэндинг, хороший продукт, но работает он, скажем, исключительно в safari, на маке. Лэндинг просто никто не увидит, а его владелец даже поймет это не сразу. Еще пример: часто люди полагаются на внешний сервис при обработке формы заполнения с лэндинга и не проверяют, нормально ли он работает. В этом сервисе ведь надо тоже прописывать поля формы, чтобы на них реагировали, а также проверять после того, как были внесены изменения. Допустим, сначала на лэндинге в форме заполнения были поля Имя, Фамилия, Е-мейл и Телефон, а затем их сократили до двух: Имя и Фамилия, Е-мейл и телефон. Владелец лэндинга поправляет это на лэндинге, а в сервисе, которая эту форму обрабатывает, — забывает. Вместо данных человека, который прошел весь лэндинг, все ввел и уже ждет ответа, приходит письмо об ошибке. Вот к чему приводит отсутствие технического тестирования. Хорошо, если владелец лэндинга быстро узнал об этом. Чаще всего же они не знают и думают: почему лэндинг не конвертирует? А он бы и рад, да не может.
В каком случае нужно a/b-тестирование лэндинга?
Только когда удалось добиться того, что лэндинг сам по себе работает сносно, его характеристики устраивают предпринимателя, и последний умеет нагонять статистически значимое количество людей на лэндинг. Если весь лэндинг для ста человек, на них эксперимент не проведешь — они быстро закончатся. Если же речь идет о массовом продукте и мы приземляем на лэндинг 100 тысяч пользователей, можно взять 10 тысяч из них, чтобы провести a/b-тестирование, чтобы на основании его результатов выбрать более эффективные формулировки, поменять местами блоки и прочее. И в результате повысить конверсию для остальных 90 тысяч посетителей.
Какова разница между b2b и b2c лэндингами?
Есть люди, которые не верят в b2b-лэндинги. Я в целом к ним отношусь. Основная функция b2c-лэндинга — это транзакционная мгновенная продажа. Если кратко, то b2c-лэндинг показывает продукт, возбуждает желание обладать, продает продукт и награждает (или благодарит) за интерес и покупку. Суть работы в b2b-сегменте — это выстраивание сделки через отношения, это длительный процесс, не транзакция. Если мы используем лэндинги в b2b-сегменте, то единственный возможный CTA — тот, который побуждает устанавливать эти отношения. Например, “скачать КП”, “оставить e-mail/телефон”. Нужно понимать, что b2b-лэндинг должен привести к встрече. На первой встрече вы и начинаете выстраивать отношения. Резюмирую: b2b-лэндинг начинает отношения, побуждает к рассмотрению возможности сделки, организует первую встречу и формирует сообщение для передачи ЛПР-у.
Если в b2c-сегменте лэндинг может быть полезен на любом этапе работы и для любого вида продажи, то в b2b-сегменте лэндинг очень ограничен по степени полезности. Например, он нужен, чтобы прорваться через первую секретаршу или кого-то другого, кто является заходом в компанию. Соответственно, его необходимо таргетировать на того, с кого начинается Pain chain - “цепочка болей” (про это у нас в Акселераторе очень хорошо рассказывает Лёня Валь).
А если это простой b2b-продукт?
Тут надо разбираться, но на мой взгляд, в таком случае это b2c-продукт, который пытаются продавать в b2b. Возможно, команде просто не удалось понять, как продавать его в b2c, это уже вопрос customer discovery. Бывает, что есть энтузиасты в компаниях, которые со своей личной карточки оплатят инструмент для компании, но это все же b2c-продажа: человек делает это для себя. B2b-продажа будет выстраиваться по-другому: человек пойдет к начальству, расскажет про инструмент, попросит возместить его стоимость и покажет, что инструмент дает. Это значит, что лэндинг все равно работает в начале pain chain. И после этого придется еще делать второй лэндинг для ЛПР, которые решили продукт приобрести.
Каждый раз, когда b2b-проект делает лэндинг, нужно понимать: они делают его, потому что у всех нормальных парней есть, или точно понимают цель лэндинга. B2b-продукт не продается с лэндинга, иначе это b2c-продажа, — вот мое мнение.
Может ли стартап сам улучшить результативность лэндинга, без участия специалистов Акселератора или каких-то других?
Может, но для этого основателям надо перелопатить гору информации о лэндингах, которая есть в интернете. У меня на это ушло несколько месяцев. Мало того — все пишут разное, у всех свой опыт, который приводит к различным результатам. И очень мало в этой куче информации от тех, кто на практике на больших массивах данных проверял лэндинги. Беда всех “сработавших” хаков в том, что мы часто не можем быть на 100% уверены в причине, по которой это сработало. Мы можем быть уверены только в причине провала. Причиной успеха может быть что угодно, в том числе везение. Невезения в лэндингостроении не существует, это всегда какая-то недоработка. Чтобы понимать, откуда ноги растут, нужно не забывать о чистоте эксперимента: если мы изменили сразу три переменные и не знаем, как эти переменные между собой взаимодействуют, вычислить, что стало причиной изменения конверсии, мы не можем. Поэтому если меняешь цвет кнопки, не меняй ее местоположение. Если меняешь размер кнопки, больше ничего не трогай. В том числе поэтому для хороших экспериментов нужна огромная база пользователей, а это тысячи и десятки тысяч людей на одно крошечное изменение. Это возвращает нас к вопросу, почему а/b-тестирование мало кому пригодится: оно хорошо только для массового продукта, когда ты можешь “заправить” на тест 10 тысяч человек и твой рынок при этом не иссякнет. Когда весь рынок — 5 тысяч человек, a/b-тестирование даже уже на 1 тысяче будет ощутимо болезненным: да, останется еще 80% аудитории, но 20% уже мы так или иначе потеряем.
Как же немассовым продуктам улучшать конверсию своего лэндинга?
Тут как раз помогает Customer Development и в частности Customer Discovery, когда можно делать много интервью с клиентами и получать информацию не количественного характера, а качественного: много текста, разговоров, слов, из которых можно сделать выводы. Тогда потребуется опросить всего 200 человек вместо того, чтобы провести 1 эксперимент на 20 тысячах. Хотя замечу, что это уже игра в “предпринимательские”, то есть сниженные, вероятности — это повышенные риски, данные не будут точными на 100%. Я почти уверен, что немассовым продуктам посадочные страницы совсем не нужны. Просто нужен небольшой информационный сайт для указывания на визитках и выкладывания туда разной информации справочного характера для клиентов по их просьбе.
_____________________________________________________________
Интервью: Мария Любимцева, контент-маркетолог Акселератора ФРИИ.
Акселератор ФРИИ — это программа ускоренного развития бизнеса с возможностью получения инвестиций для интернет-компаний от стадии готового продукта до стадии месячной выручки около 5 млн руб. С 2013 года в программе уже поучаствовало более 170 команд, с компаниями работают более 160 экспертов.
UPD Прием заявок в 8-ой Акселератор окончен, но уже можно подать заявку в следующий набор. Теперь каждый проект получает skype-консультацию эксперта ФРИИ, который даст развернутую обратную связь и объяснит, что нужно доработать, чтобы повысить шансы пройти отбор. Ближе к дедлайну по набору вы сможете обновить заявку.