редакции
Секрет успешных стартапов. Minimum Viable Product: что это, и как его создают
Для получения обратной связи и понимания того, в какую сторону стоит двигаться (и стоит ли двигаться вообще, или лучше похоронить идею). Сбор информации через MVP — обходится намного дешевле, чем разработка полноценного продукта с большим набором функций. MVP позволяет во много раз снизить затраты и риски, и, при грамотном подходе, в итоге выйти на бизнес-идею, которая работает.

Для примера, возьмем онлайн-планировщик. Сразу мечтать о создании конкурента ToDoist или Trello — нет смысла. На такое не хватит никакого бюджета, и даже с неограниченными финансами (см. Google) победа не обеспечена. Поэтому в соответствии с теорией MVP-тестирования нужно создать основу, «костяк» продукта. Например, простой сервис, способный записывать новые задачи и отмечать их как сделанные, с тегами, возможностью фильтрации и выставления приоритетов.
Когда хорошие стартапы задумываются о выпуске планировщика, они обычно начинают с этого короткого списка. А дальше всё зависит от дизайна, маркетинга и пары-тройки выделяющихся функций. Если пользователям понравится — можно развивать идею, добавлять возможности и постепенно становиться одним из главных игроков. Если MVP себя оправдал.
Термин «минимально жизнеспособный продукт» был придуман Фрэнком Робинсом в 2001 году. И популяризован Эриком Рисом, который в 2009-м в деталях описал его в своём бестселлере Lean Startup (на русский его перевели как «Бизнес с нуля»).
Как видим, концепт родился сравнительно недавно. В России о том, что такое МВП, и о его принципах почти не знают. К большому сожалению, у нас больше укрепились модели «выйдем и сразу всё захватим!», где компании прожигают сотни миллионов, стараясь сразу стать монополистом. А также модели «Яндекса», Mail.ru и «Сколково», когда новые идеи подводят под технологические цепочки существующих крупных компаний. Мы в Rubrain занимаемся разработкой MVP для стартапов из США и Британии уже около пяти лет, и знаем, что если у вас мало денег (и они свои) — это единственный путь к созданию успешного проекта.
Примеры MVP известных компаний
Почти все успешные стартапы на Западе начинают свой путь к успеху с минимально жизнеспособного продукта. Это наименее опасный и затратный подход, об этом хорошо знают жители Кремниевой долины. Другой вариант — «откол» проекта от более крупной компании, или разработка большого продукта после привлечения солидных инвестиций (зачастую — от сооснователей).
Но всё же большая часть известных в США и Европе стартапов начинали с простой версии MVP, которая позволила им протестировать рынок, набрать базу клиентов, освоиться, доказать инвесторам свою идею, а потом — начать добавлять в продукт новые функции и продолжить развивать успех. Вот пять характерных примеров: MVP отличается от раннего релиза проекта с открытым исходным кодом, поскольку релиз учитывает потребности и предпочтения пользователей, но не рассчитан на то, чтобы они напрямую определяли направление развития продукта. Видение проекта зачастую уже существует, и оно будет поддерживаться на протяжении всего жизненного цикла, несмотря на наличие прямой и косвенной обратной связи. MVP призван проверить потребность рынка, а если её нет — попробовать её создать. До вложения большого количества денег и времени. Dropbox стал одним из характерных примеров MVP Стив Бланк считает, что стратегия создания минимально жизнеспособного продукта может быть использована как часть методологии custdev (развития клиента). Это один из принципов движения «Бережливый стартап». Ученик Бланка Эрик Рис и сделал MVP частью дискуссии в кругах Кремниевой долины. Это самая успешная стратегия быстрого тестирования идей, получения обратной связи с клиентами и выбора жизнеспособной бизнес-модели. Кстати, стратегию можно сделать ещё успешнее, если представлять аудитории несуществующие продукты и функции, и проверять свои гипотезы путём A/B-тестирования среди веб-пользователей. В основном стартапы, с которыми сотрудничает Rubrain, до обращения к нам именно так и поступали. А потом приходили к нам с уже оформленным планом: какие возможности должен содержать их MVP, и какие функции (скорее всего) нужно будет добавлять в их сервис или программу по мере получения одобрения от рынка. Конечно, минимальный жизнеспособный продукт имеет свои недостатки. Первый, очевидный — срезание углов не в тех местах. Конечно, целью является создание сервиса с минимумом затрат, и только самыми ключевыми функциями. Но некоторых затрат всё равно не избежать. А некоторые вещи урезать нельзя. В первую очередь это касается пользовательского опыта. Хороший UX — вещь обязательная. Без него весь MVP может показывать, что проект «не взлетает» и не оправдывает ожиданий аудитории. В то время как проблема состоит только в UX, а весь остальной продукт работает вполне достойно. Другая проблема MVP — состоит даже не в таком продукте, а в подходе, который иногда с ним ассоциируют. Рид Хоффман, основатель LinkedIn, как-то сказал: «Запуститесь так рано, чтобы вы были опозорены своим 1.0 релизом». Конечно, он имел в виду, что это потом заставит вас работать сильнее. Но такая стратегия приносит больше вреда и компании, и её пользователям. MVP — это, наоборот, продукт, за который не стыдно. Пусть по нему видно, что он бюджетный, но он показывает потенциал. И не отталкивает, а привлекает аудиторию. Мы в Rubrain не раз замечали, что для многих команд главная проблема с разработкой MVP заключается даже не в самом проекте, а в отношении к нему. Они используют не тот подход. Идея MVP в том, чтобы это был процесс создания крутого продукта. Первый жёлтый кирпичик по дороге в Изумрудный город. Вместо этого разработчики рассматривают MVP как отдельную цельную вещь, и не уделяют должного внимания сбору данных или анализу аудитории. Которые потом позволили бы скорректировать продукт и сделать его успешным. Они выпускают такие MVP, которые скорее похожи на прототипы или концепты. И слишком сосредоточены на своей изначальной идее, даже если рынок намекает на её несостоятельность. Из-за ловушек сознания, к которым иногда может привести MVP, в последние годы появилась другая идея. Некоторые стартапы теперь ставят своей целью не Minimum Viable Product, а Minimum Valuable Product (MVaP). Минимальный ценный продукт. Так становится проще напоминать себе и команде, что задача — не выпуск какой угодно вещи при низких затратах. А создание продукта, который несёт в себе какую-то ценность для пользователей. И позволит вам набрать изначальную аудиторию, поведение которой потом можно будет анализировать. MVaP ставит в приоритет своих пользователей, их потребности и ожидания. Проводит исследования, анализирует юзабилити, оценивает демографию, создает use cases. Всё с целью определения наилучших способов для удовлетворения запросов потенциальных клиентов. Обычно есть несколько разных идей о том, как лучше достигнуть этой задачи. Здесь на помощь приходит тестирование прототипов. Функциональные прототипы представляются реальным пользователям, чтобы увидеть, какой вариант устроит их лучше всего. Это важный шаг в создании MVaP. Но минимально ценный продукт должен приносить пользу не только клиентам. Он создаёт ценность и для самого проекта. Как и MVP, он обязан уметь извлекать полезную информацию о том, как продукт воспринимается рынком. Ценность с MVaP также создаётся для бизнеса в целом. Один из рисков выпуска MVP, минимально жизнеспособных продуктов, — в том, что они могут плохо отразиться на бренде (если сделать это неаккуратно и представить «сырой» вариант). Крупная компания, от которой пользователи ждут определенного уровня, позволить себе такого не может. Поэтому для её лучше выбирать более безопасный путь — MVaP. Такой продукт часто стоит дороже в разработке, зато он гарантированно несёт в себе ценность, и позитивно влияет на имидж бренда, который он представляет. По этой стратегии с нашими программистами сейчас сотрудничают «Яндекс» и Mail.ru. Если вы не крупная компания, и создаете буквально один из своих первых сервисов, концепт простого MVP для вас вполне подходит. Для начала нужно определить проблему, которую продукт будет решать. И создать проект с минимальным набором функций, решающих эту проблему. А дальше — начинать учиться понимать пользователей, и улучшать свой продукт в соответствии с реальными требованиями рынка. Идея в том, чтобы сервис проверил ваши основные предположения. Может ли это быть чем-то, чем люди интересуются? Если да, то дальше стартап может развивать свою деятельность: набирать команду, искать финансирование. Итак, по шагам, нужно: Раньше, на «Диком Западе» интернета, всё было попроще. Но сейчас успех стратегии MVP во многом зависит от продуманного бизнес-плана. В США для этого сейчас любят использовать канву бизнес-модели. Этот полезный инструмент был предложен в 2005 году Александром Остервальдером, швейцарским предпринимателем и бизнес-теоретиком. Почитать о нём подробнее можно в интернете, для этого есть десятки специализированных сайтов. Но если вкратце, такая канва позволяет на одной странице описать все основные бизнес-процессы компании. В том числе: Канва бизнес-модели — простой способ прийти к тому, как должен выглядеть ваш минимально жизнеспособный продукт. В ней есть все модули, необходимые для формирования общей стратегии. Главное — это позволяет лучше понять, на каких функциях сосредоточиться, в чём основная цель продукта, и что будет отличать его от конкурентов. Взять, к примеру, первый iPhone. Все телефоны в то время имели ряд функций, которые Apple специально не включила в свой девайс. В нём не было функции копирования и вставки (!), не было SDK, не было 3G-связи. Даже нельзя было отправлять текстовые сообщения сразу нескольким контактам. Но Стив Джобс знал, на чём сосредоточиться. Он представил MVP, минимально жизнеспособный продукт. С мультитачем и большим экраном. В нём были ровно те основные возможности, которые выделяли его на фоне остального рынка. На отсутствии привычных фич специально не заостряли внимание — ни публики, ни разработчиков. Аудитория этот MVP, как показывает история, приняла, и теперь, на двенадцатой итерации, в смартфоне есть все недостающие функции, и даже более того. Если вы пока что не Стив Джобс, есть некоторые полезные сервисы для начала работы над своим первым минимально жизнеспособным продуктом: Можно обратиться к опытной компании, предлагающей свои услуги по разработки MVP для стартапов. У неё должно хватать дизайнеров и программистов с опытом в этой сфере. Заказчики с идеей и определенным количеством денег сейчас обычно так и делают. Не обязательно искать разработчиков, решать легальные вопросы, с нуля создавать команду. Если есть хорошая идея и вариант её продвижения — найдется достаточно опытных фирм, которые возьмутся за работу за вас. Это будет намного дешевле, чем начинать с нуля, а временные затраты несопоставимы. В следующем материале расскажем о примерах крутых идей для MVP, которые позволили основателям компаний почти из ничего создать бизнесы на несколько миллиардов.

Цели MVP:

Ключевые аспекты MVP:
Недостатки стратегии MVP:

Minimum Valuable Product
Как разработать MVP?


