Какие выгоды получает малый бизнес от экосистем
Финтех и облака
Экосистемы — один из длинных трендов, которые сегодня выделяются экспертами. По прогнозам консалтинговой компании McKinsey, к 2025 году на них может прийтись около 30% глобального ВВП — $60 трлн.
Что представляет собой экосистема? Это, как правило, совокупность платформ с различными продуктами и услугами. Помимо онлайн-сервисов, сюда могут входить и офлайн-предложения — например, офисное обслуживание.
Экосистемы нужны их создателям в том числе для того, чтобы составить единый профиль клиента — кто он и что покупает, а затем использовать эту информацию для адресного предложения товаров и услуг. Это удобно и для самого покупателя. Ему не нужно регистрироваться в каждом сервисе в отдельности, так как применяется сквозной идентификатор пользователя.
Самые известные в мире экосистемы созданы на базе больших технологических компаний, которые обладают значительными массивами данных и широкой клиентской базой. Это, прежде всего, американские Google, Apple, Facebook и Amazon, а также китайские Alibaba и Tencent.
В своем докладе для общественных консультаций «Экосистемы: подходы к регулированию», опубликованном в апреле 2021 года, Банк России отметил, что развитие экосистем ускорила пандемия коронавируса. Из-за всеобщего режима самоизоляции потребители переориентировались на дистанционные способы заказа товаров и услуг, благодаря чему многие «доски объявлений» стали постепенно превращаться в технологических экосистемных гигантов, все больше и больше определяющих правила игры в экономике.
В России, как замечают в ЦБ, в создании экосистем определяющую роль играет финансовый сектор. Прогрессивные игроки этого рынка трансформируются в технологические компании и расширяют спектр услуг, привлекая инноваторов и разработчиков. Другой вариант развития событий — рождение экосистемы из технологической компании, которая, масштабируясь, начинает предлагать клиентам и финансовые услуги тоже.
Крупнейшими экосистемами в нашей стране являются Сбер, Тинькофф, ВТБ, Яндекс, Mail.ru Group, МТС.
Сейчас МТС представляет собой цифровую платформу сервисов, построенных на сетевых преимуществах компании. В нее входят такие бизнес-вертикали, как МТС Банк, облачный сервис #CloudMTS, МТС Медиа, Спутниковое ТВ, стриминговая платформа WASD.tv, направление искусственного интеллекта, IoT и многие другие. Причем каждая из вертикалей — это еще набор сервисов и решений. Экосистема постепенно дополняется. Мы видим развитие в увеличении скорости внедрения новых продуктов и в привлечении в экосистему сильных партнеров-лидеров в своих областях
Согласно своей стратегии, МТС намерена ежегодно инвестировать в новые направления до 20% от основных капитальных затрат и развивать клиентоцентричный подход, который повысит продолжительность нахождения клиента в экосистеме.
— Каждый продукт экосистемы поддерживает развитие бизнеса МТС и, соответственно, влияет на его доходы. Одним из ключевых показателей эффективности мы рассматриваем увеличение доли пользователей экосистемных продуктов до 40% в общей доле пользователей к концу 2022 года. На начало 2021 года она составляет 20% от общей абонентской базы.
Главная цель внедрения экосистемного подхода — помогать пользователю и бизнесу работать, отдыхать, развиваться, организовывать процессы. Ни одна экосистема не способна самостоятельно и в короткий срок создать широкий спектр собственных продуктов под все потребности клиентов. И это нецелесообразно, когда можно привлечь в партнеры уже сформировавшихся лидеров в отдельных направлениях. Приоритетными для нас являются направления финтеха, медиа и облачные сервисы.
Как отмечает директор МТС в Ульяновской области, российский рынок платформ только в начале своего развития. По прогнозам компании, в конечном итоге останется две-три экосистемы, которые также будут взаимодействовать между собой.
Вырасти вдвое...
Большие клиентские базы и инновационные технологии работы с ними притягивают к именитым брендам небольшие предприятия. Работа в составе гиганта дает ряд конкурентных преимуществ.
При вхождении малого бизнеса в экосистему крупной компании достигается возможность обращения со своим продуктом к широкому кругу потребителей, а также повышения доверия к товару или услуге, на которую переносится доверие к экосистеме и ее основному владельцу. Для потребителя услуга или товар становятся понятнее, ими проще пользоваться или заказать, меньше барьеров и посредников на пути
Как отмечает генеральный директор ITкомпании Omega Алексей Рыбаков, вхождение в digital-платформы дает возможность неизвестной компании с качественным продуктом расти как минимум в два раза быстрее, чем без партнерства. В частности, хороших результатов можно достичь по таким параметрам, как привлечение новых клиентов, рост узнаваемости бренда, автоматизация бизнес-процессов, доля успешных инноваций и скорость их внедрения, продуктивность персонала, доступ к новым рынкам, финансовые показатели, гибкость управления и понимание ситуации на рынке
Если компания становится частью экосистемы, она передает ей решение проблем безопасности передачи данных и в целом становится на одной волне с самыми свежими трендами цифровизации. При этом если один из партнеров терпит финансовое фиаско, то это слабо влияет на стабильность всей системы и остальных партнеров. Скорее всего, это значит, что отдельный продукт устарел и должен быть заменен на новый «кирпичик». Например, Яндекс постоянно отправляет в архив устаревшие сервисы и заменяет их на более эффективные.
Преимущества для нахождения стартапа в корпорации можно сравнить с трудоустройством в крупной компании, где все процессы отстроены как часы. Основные плюсы для стартапа в том, что можно заниматься самим продуктом, а все организационные процессы переходят во внутренний аутсорс корпорации. Проекту не нужно заморачиваться с юридическими, бухгалтерскими, маркетинговыми и другими направлениями, для которых обычно выделяются отдельные сотрудники. Репутация и вес корпорации дают сильный импульс для развития проекта, делают более привлекательным позиционирование на рынке.
...потеряв уникальность
Помимо новых возможностей, партнерство с платформой приносит поставщикам и новые риски.
Основной риск — потеря уникальности продукта. Он перестает нести свою персональную марку, рассматривается не как отдельная единица, а как нечто, принадлежащее к огромной корпорации. Когда небольшая компания входит в состав крупной, часто руководство и топ-менеджмент второй диктуют свои условия по развитию и продвижению продукта. Если взаимопонимания не возникнет, велика вероятность того, что владельцам малого бизнеса придется отказаться от производства продукта и искать другую нишу.
История знает немало ситуаций, когда бренды рушились по разным причинам. Это в полной мере касается экосистем. Например, после того, как ФАС завела дело против Яндекса, акции компании резко упали. Проблема заключается в том, что вслед за падением экосистемы удар получат и продукты, входящие в нее.
Дело, о котором говорит эксперт, было возбуждено в апреле 2021 года. За два месяца до этого антимонопольный орган вынес Яндексу предупреждение, заявив, что тот занимается дискриминацией ссылок на компании, которые не входят в его цифровую экосистему. Ведомство утверждало, что Яндекс в своей поисковой выдаче предоставляет преимущество собственным сервисам, в том числе «Яндекс. Маркету» и «Кинопоиску».
Алексей Рыбаков отмечает: нужно постоянно следить за развитием платформы. Сигналами о ее возможных проблемах могут служить негативная повестка, в том числе со стороны контролирующих органов, уход критически важных партнеров или лидеров мнений, частая смена ценностного предложения, падение качества, усложнение операционных процессов, повышение платы за членство в экосистеме и рост жалоб партнеров на ее хищническую стратегию.
По мнению Александра Крутилина, в целом плюсов сотрудничества с платформами все же больше, чем минусов.
Присоединиться к большому и стабильному всегда надежнее в долгосрочной перспективе. Расти в «парнике» быстрее, но при сильных волнениях на рынке более гибкие системы могут показать лучшие статистики, быстро подстраиваясь под изменяющиеся внешние условия, — считает предприниматель, поэтому сегодня вместе с партнерами он создает собственную экосистему.
Вызов конкуренции
Количество экосистем в мире, по ожиданиям экспертов, будет стабильно расти, и конкуренция между ними усилится. В феврале 2021 года, например, стало известно о соответствующих планах компании «Магнит».
ЦБ, в свою очередь, поднял вопрос о регулировании в этой сфере.
«Нерегулируемое развитие экосистем уже сегодня создает значимый арбитраж с другими бизнес-моделями, бросает вызов конкурентной среде, ставит производителя в зависимость от правил и тарифов экосистем, привязывает к себе потребителя и зачастую определяет его модель потребления. Россия — одна из немногих стран, на локальном рынке которой присутствуют сильные на циональные экосистемы, составляющие достойную конкуренцию глобальным игрокам по всем направлениям деятельности. Однако российским экосистемам будет все сложнее поддержи вать свое технологическое лидерство и выдерживать конкуренцию с интернет-гигантами, осо бенно при наличии регуляторного и налогового арбитража в пользу глобальных игроков», — отмечается в докладе Банка России.
Регулятор призвал бизнес-сообщество обсудить эту тему, отметив, что будет ждать обратную связь до 1 июня 2021 года.
Источник: Деловое обозрение