Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Профессиональная ИТ-помощь для бизнеса 24х7
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
45
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

15
GIFTD

GIFTD

giftd.tech

13
Aword

Aword

Приложение для изучения английских слов

12
Логомашина

Логомашина

logomachine.ru

12
Convead

Convead

convead.ru

11
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

11
Eczo.bike

Eczo.bike

www.eczo.bike

11
Flowlu

Flowlu

flowlu.ru

10
Отследить-посылку

Отследить-посылку

отследить-посылку.рф

10
KEPLER LEADS

KEPLER LEADS

keplerleads.com

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк во ВКонтакте

Выручка и прибыль на сотрудника... и производительность труда

2 855 6 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Длинная статья о том, сколько должна зарабатывать сервисная ИТ-компания выручки и прибыли на сотрудника, чтобы иметь возможность развиваться. И как эту выручку и прибыль можно увеличить, повышая производительность труда сотрудников.

Когда-то я на сайте Смартсорсинг.ру писал, что в сервисном ИТ-бизнесе выручка на сотрудника должны быть не менее 100 тыс. руб. в месяц, а стоимость человеко-часа для клиентов не менее 1200 руб. Эти цифры позволят любой микро и малой компании платить рыночные ЗП, получать прибыль и развиваться.

На текущий момент времени (июнь 2015 г.), когда экономика находится в состоянии упадка, эти цифры по прежнему важны, но куда более существенным становится производительность труда.

Я поднял свою старую таблицу с расчетом рентабельности и прибыли на сотрудника, и немного ее переработав, решил посмотреть, можно ли не повышая стоимость услуг (на падающем рынке), сохранить выручку и прибыль компании?

Оказывается можно. И можно даже увеличить. Для этого нужно заниматься систематическим повышением эффективности и производительности труда. Труда ваших сотрудников.

***

В статье ниже есть ссылка на файлик, который позволяет планировать расходную часть, рентабельность и прибыль собственника, вычислять стоимость услуг (человеко-часа) и объем необходимых продаж.

Файлик подходит для любых сервисных ИТ-компаний - аутсорсеров и разработчиков заказного ПО, веб-студий и даже дигатал-агентств. Для продуктовых ИТ-стартапов тоже подходит, если с умом пользоваться.

Поскольку в микро и малых ИТ-компаниях и ИТ-стартапах всегда работают директорами основатели и собственники, я опишу свой подход к рассчету рентабельности и повышению производительности с позиции собственника бизнеса.

В сервисном ИТ-бизнесе, буть то аутсорсер техобслуживания или разработчик заказного ПО, веб-студия или дигитал-агентство, вся выручка от услуг по сути своей - это валовая прибыль (маржинальная) компании.

Любой продуктовый ИТ-стартап, который запускает сервис или приложение, тоже должен понимать, сколько расходов ему предстоит и сколько прибыли надо заработать.

Сколько должен зарабатывать собственник такого бизнеса в виде прибыли?

Если перевести понятие "прибыль собственника", которым оперирует Уоренн Баффет (самый успешный инвестор в мире) на реалии российского микро и малого бизнеса, то собственник сервисной ИТ-компании должен получать в виде чистых дивидендов не менее 15% от выручки компании.

Это не его зарплата, как директора собственной компании, а именно дивиденды. Он может их выплачивать себе ежемесячно или раз в год. Но если этого не происходит вовсе, или сумма меньше 15% от выручки, то собственник - теряете свой акционерный капитал. Смыла в таком бизнесе нет.

Поэтому я модернизировал свой расчет таким образом, чтобы вводя исходные параметры, можно было посчитать выручку и прибыль на сотрудника, и посмотреть, с помощью какой стоимости услуг и производительности труда можно достичь необходимых дивидендов и хорошей рентабельности услуг.

Исходные параметры в сервисном ИТ-бизнесе, это ваши ежемесячные затраты на производство услуг. И наиболее существенны из них - это ЗП ваших сотрудников. Ничто так не влияет на итоговую прибыль ИТ-компании, как затраты на оплату труда. Это кстати в любом бизнесе так, а не только в ИТ. Я взял за онову расчета чистую среднюю по компании ЗП, которая должна соотвествововать рыночной. Ну или быть чуть выше нее.

Сегодняшние реалии рынка труда в ИТ-отрасли говорят, что средняя чистая ЗП по компании должна быть не менее 45000 руб. в месяц для Москвы и Питера. Для регионов наверняка можно оперировать цифрами поменьше, но не сильно. В разработке заказного ПО эта цифра должна быть не менее 60 тыс. руб.

В эту среднюю ЗП входят все сотрудники. От директора компании, до девушки на телефоне, если вы такую себе еще можете позволить.

Далее к это зарплате прибавляются все необходимые налоги и все типовые для ИТ-компании расходы в расчете на одного сотрудника. После этого, с помощью обычной математики достаточно просто рассчитать, какой должны быть выручка, чтобы после уплаты налога на прибыль и налога на дивиденды, собственник получил не менее 15% от выручки компании на свой личный счет.

Получилось, что выручка на сотрудника должна быть около 110 тыс. руб., а стоимость человеко-часа, которые мы продаем клиентам, около 1350 руб. Рентабельность услуг составила довольно неплохие 33%. При таких условиях директор собственник может рассчитывать на 16-17 тыс. руб. дивидендов с одного сотрудника ежемесячно.

А теперь внимаение. Эти цифры я рассчитал при условии, что производительность труда в сервисной ИТ-компании составляет 50%. Т.е. клиенты реально оплачивают только половину рабочего времени на одного сотрудника - 80 часов в месяц. И вот тут-то и скрывается секреное место для роста вашей прибыли и роста рентабельности бизнеса.

50% оплачиваемого времени труда специалистов - это для сервсиной компании плохая производительность. Ведь время наших сотрудников - это единственный ресурс, который мы имеем и который мы продаем в виде услуг. И если мы выставляем нашим клиентам счетов не более чем на 80 часов или не более чем на 100 тыс. руб. в месяц в пересчете на одного сотрудника, то в нашем бизнесе куча проблем:

  • у нас хреновые продажи, наши продавцы не могут загрузить ваших шустрых специалистов
  • либо у нас плохая логистика - наши специалисты теряют много времени на перемещения и переключения
  • либо у нас плохая организация труда - нет учетных систем, баз знаний, документации по клиентам
  • либо наши специалисты работают медленно и печально из-за отсутствия квалификации и навыков
  • но скорее всего все в комплексе

В реальной жизни у 95% россйиских ИТ-бизнесов все еще намного хуже. И собственники компаний годами терпят убытки или работают просто за зарплату.

С этим нужно немедленно работать.

Посмотрите в моем файле примеры для компании из 5 человек, в которых производительность труда поднимается с 50% до 75%.

Удивительным образом при увеличении исходного параметра средней чистой ЗП на одного сотрудника на 30% процентов, мы видим, что:

  • выручка на сотрудника выросла до 120 тыс. руб.
  • рентабельность услуг составляет практичеки 50%
  • прибыль собственника выросла практически до 20% от выручки
  • увеличились существенно дивиденды и нераспределенная прибыль компании
  • а стоимость человеко-часа для клиента даже чуть-чуть упала (в примере около 1000 руб.)

Не чудо ли? Выгодно нанимать более квалифицированых людей, платить таким сотрудникам больше при условии, если они будут работать более производительно! Все в выигрыше.

На самом деле я не открыл Америку. Мы в России все работаем очень плохо и низко-производительно. Мы плохо продаем, мы тратим время на неэффективную организацию труда наших людей, мы плохо обслуживаем клиентов, у нас куча лишних и плохо обученных сотрудников и т.д. и т.п.

Производительность и эффективность труда - это единственное и главное, чем сейчас должны заниматься все собственники и руководители ИТ-компаний (ну и не только ИТ конечно). Потому что их деньги и прибыль пропадают именно там.

Любая компания, которая сейчас в России занимается повышением производительности труда сотрудников (а значит и качества этого труда, потому что одно прямо вытекает из другого), по определению работает лучше конкурентов. А значит появится больше клиентов. А значит смело можно не снижать цены для клиентов. Или даже повышать, если рыночная коньюктура позволяет. А значит появятся резервы для повышения ЗП лучшим сотрудникам. И чисто из математики появится больше прибыли для собственника.

Пример расчета смотрите в файле по ссылке: https://goo.gl/eqInZ8

На первой закладке можно менять красные цифры. Скопируйте к себе файл, введите среднюю ЗП по вашей компании, оставьте производительность 50% и посмотрите, сколько вы должен зарабатывать, как собственник. Красные цифры, выделенные жирным шрифтом, призваны к тому, чтобы ими "играться".

О том, как можно и нужно ежедневно увеличивать продуктивность сотрудников, напишу как-нибудь в следующий раз.

***

+8
Первые Новые Популярные
Востриков Вячеслав
сохраню себе, интересный материал
Ответить
Adlast
Медийная реклама в обход adblock'eров
Jst Trvsk
Отличный материал. Спасибо. Всё так.

Не много не понял вашу модель бизнеса:
"Ведь время наших сотрудников — это единственный ресурс, который мы имеем и который мы продаем"
Admin24 сервисная ведь компания? А как же продажа ПО?
Ответить
Мартин - менеджер-бот
Первый виртуальный менеджер в Битрикс24
Владимир Севрук
Спасибо за отзыв. Admin24 — это сервис, который я потихоньку делаю в рамках работы основной сервисной компании.

Продажей ПО мы занимались очень активно более 5 лет, но там средняя годовая валовая прибыль не превышает 10% от выручки. Т.е. зарабатывать хорошие деньги можно только на оч больших объемах продаж — от нескольких млн. руб. в месяц. В 2014 году объемы продаж ПО по всей стране оч сильно упали у всех реселлеров и вендоров. В итоге сейчас меня это направление не интересует. Услуги наше все. Самый разнообразный комплекс ИТ-услуг с хорошей рентабельность.
Ответить
Adlast
Медийная реклама в обход adblock'eров
Jst Trvsk
А вы пробовали продавать готовые программно-аппаратные комплексы (ПАК)?
У меня просто давно висит вопрос актуальности продаж ПАКа и пока не нашёл на него ответ.
Ответить
Мартин - менеджер-бот
Первый виртуальный менеджер в Битрикс24
Владимир Севрук
Продавали всякое разное. Но это в любом случае не массовый продукт.

Все, что не имеет массовый спрос даже в B2B, и не масштабируется — это все не интересно для продажи и развития бизнеса. Единичные проекты можно делать для любви к искусства.
Ответить
Ядрон Shop
Магазин дронов.
Алексей Скорняков
Отличный материал!
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать