Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
10 160 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Идеальная постановка задачи — какая она

По данным британской разведки, хорошо поставленная задача увеличивает шансы на ее успешное выполнение с первого раза на 67,8%. Казалось бы, что может быть проще — ставь задачу правильно и греби эффективность лопатой. Но нет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Иногда менеджер со всех сторон хорош — шустрый, коммуникабельный, вовремя попинывает кого надо, понимает в отрасли, отлично проект защищает на сдаче. Но вот «задачник» из него, допустим, никакой. И сразу всё рушится: программисты ворчат и курят, дизайнеры психуют и идут на кухню глушить скотч из горла под Joy Division. Задачи сдаются со скрипом койко-места в общаге аграрного колледжа. И с третьей попытки.

Ладно, проблема хреновой постановки задачи точно есть. Как сделать из себя хорошего постановщика? Например, можно проверять самого себя по вот этому списку. Наслаждайтесь:

Записывай

b_58d0a8ca1e2b9.jpg

Никаких устных постановочек, пожалуйста. Некоторые любят протараторить задачу по телефону, на бегу с одной встречи на другую. Или прильнуть к краешку стола какого-нибудь программиста и что-то нежно наговорить ему в ухо.

Постановка задачи исключительно в устной форме — шляпа полная. Исполнитель может что-то не расслышать ушами. Не воспринять мозгами. Или забыть — особенно если задача не мелкий асапчик, а обстоятельная такая и делать ее надо через три дня.

Дообъяснять задачу ртом — это ок. Но при условии, что она будет и в текстовой форме тоже. А сам исполнитель вовсе не обязан записывать за вами задачу под диктовку.

Не пиши двусмысленности

b_58d0a8cb22854.jpg

У менеджера может быть не очень с русским языком. А еще и логика может хромать. И тогда он будет выдавать что-то вроде такого:

— Нужно сделать два лендинга Бизнес-тренинг+Вебинар. Потом будем проводить сплит-тест, но пока только это.

А теперь вопросы из головы технаря, который это читает:

— Нужно два лендинга про бизнес-тренинг и один для вебинара?— Нужно два лендинга, каждый про бизнес-тренинг и вебинар?— Нужно четыре лендинга, два про тренинг и два про вебинар?— Может, дадите мне другого менеджера?

Решение простое, как хлебушек — проверяй, что пишешь. И не жмись на слова и подробности, это тебе же на руку сыграет. Правильная постановка должна звучать, например, так:

— Нужно сделать два разных лендинга. Один про бизнес-тренинг. Второй про вебинар. В будущем на каждом из этих лендов будем проводить сплит-тестирование — отдельно поставлю задачу на отрисовку вариантов дизайна для теста.

Магия! Всё понятно. А стоило всего лишь выкосить двусмысленности и расставить знаки препинания правильно.

Не будь плохой мамкой

b_58d0a8cc74adb.jpg

Всегда велик соблазн скинуть задачу с барского плеча на исполнителя и забыть о ней, правда? Не особо читать формулировки, надеясь, что тот сам во всем разберется, он же умный.

Но печали начнутся, когда дизайнер, программист, копирайтер или кто там еще придет к тебе с вопросами. В такие минуты менеджер чувствует себя плохой мамкой — сына у нее спрашивает какую-то заумь, а ей просто нечего ответить. Придется отвлекаться и всё равно вникать — только пока вы это будете делать, сроки по другим задачам подгорят еще сильнее.

Поэтому разобраться в задаче на 100% перед тем, как ее поставить — это прямо маст ду.

Не забывай прикреплять

b_58d0a8cd85e0a.jpg

Ничто не вызывает большего фейспалма, как фраза «посмотри, я там файл со стратегией прикрепил», когда этого самого файла нет и в помине. Почтовые сервисы даже придумали гениальную напоминалку таким собакам-забывакам: «воу, ты пишешь про прикрепил, а сам ничего не прикрепил!»

Но отдельным личностям даже такое не помогают. Кто знает, вдруг этот текст изменит ситуацию (молимся на это).

Не копипасть

b_58d0a8ce63953.jpg

Менеджер занят, у менеджера тысяча дел в час. Поэтому он просто берет и копирует свою переписку с маркетологом клиента в телеграме. И вставляет в задачу AS IS.

У такого подхода два фатальных недостатка:

  • Клиент не формулирует задачу в понятной для исполнителя форме. Он просто пишет, как привык. Неформально. Со своими маркетологическими словечками.
  • Клиент может давать эмоциональную оценку работы исполнителя. Писать, что «текущий дизайн ну просто говно какое-то». А вы такое запросто можете пропустить — и скопипастить в задачу.

Итак, задача менеджера — переработать поток сознания от клиента в стройную логичную постановку. И по пути выкинуть все ненужные эмоции. Творческие люди — ранимые до дрожи.

Не заставляй гуглить

b_58d0a8cf550b4.jpg

У менеджера и клиента свой уютный мирок и свой язык. Они уже неделю обсуждают новую рекламную кампанию для условного вейпа с условной NFC-меткой внутри. Они знают всё про вейпы и NFC-метки — почти как рядовой Бабба про креветки.

А когда исполнитель получает на руки такую задачу — он недоумевает. Одни подзабыли, как работает NFC, вторые по какой-то причине пропустили вейпы. Приходится гуглить то и другое, а по пути еще адрес магазина, историю бренда и так далее.

Скупая постановка задачи, если речь идет о сложном продукте — так себе решение. К задаче нужно прикладывать максимум вводных и разъяснений, чтобы исполнитель сел, прочитал, просветлел и пошел работать.

Не заставляй вспоминать

b_58d0a8d0138b8.jpg

«Ну помнишь, мы писали для них контент три месяца назад? Вот, нужно примерно так же, сделаешь?». Не помню. Какой контент? Куда смотреть? Где искать? Где задача-то, блин?

Такая постановка звучит примерно как «поставь себе задачу сам, а я пока съем мягких булок да выпью чаю». Ничто не мешает менеджеру завести новую задачу, добавить в нее ссылку на старую, прикрепить скрин переписки месячной давности или еще какими способами освежить память того, кто задачу будет делать.

Менеджер, который не заставляет вспоминать и «работать пальчиком» в яростном скролле десяти чатов — всегда бывает сыт и обогрет.

Уточни, что исполнитель принял задачу

b_58d0a8d10d784.jpg

Недостаточно просто создать карточку в Trello или Битрикс24, назначить исполнителя и пойти цедить латте. Исполнитель может не увидеть задачу под влиянием Неведомой Силы — поэтому хороший менеджер всегда уточняет, что задачу видели, прочитали и приняли.

Обычного «ок» в рабочем чатике достаточно.

Заставляй спрашивать

b_58d0a8d225ae7.jpg

Исполнитель задачки любит поскромничать. Сделать вид, что ему всё понятно. Вопросов не задавать. А потом, руководствуясь своими хлипкими домыслами, накреативить такого…

Поэтому обязательный пункт при постановке задачи (после пункта выше) — заставить исполнителя задавать вопросы. Если нужно — трижды переспросить, всё ли ему понятно. Всех ли вводных данных хватает. Гложут ли его сомнения, точит ли червь неопределенности.

И только после того, как все вопросы заданы и отвечены — со спокойной душенькой идти себе по делам.

Но не вынуждай спрашивать очевидное

b_58d0a8d313f61.jpg

Менеджер видит «заставляй спрашивать», менеджер делает. И создает задачу, в которой без пол-литры не разобраться. Задачу вообще без нужных вводных. И приписывает в конце что-то типа: «если есть вопросы — задавай :)».

После такого исполнитель вынужден, поборов гнев, устраивать менеджеру экспресс-допрос: «А какая ЦА? А какая механика у этого конкурса? А у них есть какие-то пожелания по работе фильтра? А референсы дадут? А прототип есть?». И много такого подобного.

Плохие постановки выводят из себя команду, растягивают сроки и очень много говорят о профессионализме автора таких задач. Научились ставить задачи толково — прямо по этому списочку? Что ж, теперь второй этап тренировок — учитесь не проматывать по часу на написание каждой. Не переключайте канал.

+4
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Евгений Черкасов
Прекрасный текст, я, как исполнитель, считаю что это мастрид для всех ПМов. Читал с удовольствием, спасибо!
Ответить
ADN Agency
Адекватный креатив и технологичные решения
Anton Grishin
Благодарим за коммент. Вспоминали всем менеджерским составом свои же косяки в прошлом )
Ответить
Михаил Великий
Вчера сделали анонс на vc.ru
Ответить
ADN Agency
Адекватный креатив и технологичные решения
Anton Grishin
Спасибо!
Ответить
Анастасия Поветкина
Спасибо! Отличная подборка!
Ответить
Alice_mit_dem_Kater 60653
Замечательный мануал по постановке задач - для менеджеров любого профиля))) Спасибо!
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.