Как запланировать редизайн сайта
Основные причины задуматься о редизайне
Вообще, если постараться, то этот список можно раздуть на несколько страниц. Но основных причин несколько, остальные — их составляющие.
Вы не получаете желаемых результатов
Тот случай, когда трафик есть, а конверсии нет. Ну или есть, но мало. Может, виноват UX, когда пользователи никак не сориентируются в логике и не найдут корзину, или сайт не адаптивный, когда они заходят и не могут ничего сделать со своих смартфонов. Чтобы понять, в чем именно дело, нужно будет включить режим аналитики, но об этом позже.
Изменилась ваша маркетинговая стратегия
Изменения маркетинговой стратегии сейчас редко обходится без вмешательство в онлайн. Как правило, она подразумевает новый функционал или пути монетизации. Например, ваш сайт играл роль витрины, но потом вы расширились и решили сделать полноценный интернет-магазин с доставкой. Или вы вели некоммерческий блог, а теперь планируете продвигать через него платные курсы.
У вас недавно был ребрендинг
По идее, процессы ребрендинга и редизайна идут более или менее параллельно. Но если вы заказали айдентику у одной компании, и новый фирменный стиль появился чуть раньше, с редизайном проблем быть не должно. Это следующий логичный шаг, он нужен, чтобы все визуальные составляющие вашего бренда гармонично жили вместе.
Вы хотите продвигать контент
Контент-ориентированный дизайн становится новым трендом, и многие задумываются о том, чтобы продвигать свои блоги или вообще создают корпоративные медиа. Дизайн для медиа сегодня почти так же важен, как и текст — он влияет как на удобство, так и на эстетику.
Сайту больше пяти лет
Таким образом, редизайн — это не просто изменение внешнего вида, это в первую очередь решение проблем сайта. С его помощью вам предстоит создать качественно новый пользовательский опыт. И делать это нужно, выстраивая дизайн вокруг контента, а не наоборот.
В тот момент, когда пришло осознание проблемы и того, что ее нужно решать, можно переходить к планированию редизайна.
Планирование редизайна
Вообще, осознать проблему — уже половина успеха. Можно просто прийти в студию и сказать, что вам нужен редизайн. Но в таком случае есть вероятность, что дизайнер просто освежит визуальную составляющую сайта, что тоже хорошо, но не решает проблем.
Другой вариант — прийти с готовым планом. Тогда вам предложат несколько вариантов развития событий, вы придете к конкретным решениям, и все останутся довольны друг другом.
Некоторые боли лежат на поверхности, и вы сходу можете их назвать. Но чтобы ничего не упустить, проанализируйте четыре основные составляющие вашего сайта.
Конверсия
Каждое целевое действие на сайте должно вести к желаемому результату, который выражается в показателях конверсии. Влиять на конверсию сайт начинает уже с главной страницы. Если воспользоваться, например, Google Analytics и посмотреть, где происходить больше всего отказов, то вполне может статься, что именно там.
Проанализировать главную страницу можно и не располагая особыми знаниями. Достаточно задать себе несколько вопросов:
- Что видят посетители на главной странице, когда впервые заходят к вам на сайт?
- Понятно ли им, к какой отрасли относится ваш бизнес?
- Насколько доступна информация на сайте и легко ли ее найти?
Если ответов нет или они получаются какими-то невнятными, то проблема может быть в непонимании своей целевой аудитории и отсутствии позиционирования. Нужно разобраться, какие функции выполняет сайт сейчас и какие должен будет выполнять после редизайна.
Исходя из всего этого, можно будет ставить реальные цели перед дизайнером: например, увеличение конверсии с главной на 20%, 1000 новых подписок на рассылку или регистраций на сайте — это задаст вектор и поможет понять, в каком направлении двигаться.
Юзабилити
Удобное меню, безопасность, скорость загрузки и отзывчивость формируют пользовательский интерфейс. Иными словами то, насколько посетителю комфортно находиться на вашем сайте, просто находить информацию и не путаться в страницах. Вопросы, которые надо задать себе на этом этапе:
- Правильно ли отображаются страницы сайта в разных браузерах? На разных устройствах?
- Удобно ли пользоваться навигацией?
- Быстро ли загружаются графические элементы?
Помочь вам могут простые тесты:PageSpeed — для оценки реальной скорости для мобильных и десктопов.Mobile-Friendly — для проверки оптимизации сайта для мобильных.
Отдельно стоит сказать о доступности: могут ли пользоваться вашим сайтом пожилые и слабовидящие люди. Принципы инклюзивного дизайна используют все больше брендов — они стали своего рода хорошим тоном.
Примеры соответствующих целей: увеличить среднее время посетителей на сайте, оптимизировать скорость для значимых акций, например, для черной пятницы, повысить уровень доступности до среднего или высокого — и не забыть про адаптивный дизайн, если его еще нет.
Контент
Все, от информации на главной страницы до описаний в каталоге, должно быть кратким, удобным для чтения и релевантным запросу пользователей, без опечаток и грамматических ошибок. Что еще:
- Вся ли информация на сайте актуальна и релевантна? Или нужно ее обновить?
- Она написана понятным языком?
- Легко ли сканировать и читать текст? Есть ли в нем параграфы, маркированные списки и заголовки?
При редизайне также можно уделить чуть больше внимания пользовательскому контенту: отзывам и комментариям в блоге — так вы будете получать обратную связь и поймете, в каком направлении вам двигаться. Примеры целей, которые можно ставить перед собой: создавать не меньше четырех постов в блоге за месяц, привлекать к работе копирайтеров.
Поисковая оптимизация
То, насколько высоко ваш сайт находится в поисковой выдаче, зависит от многих факторов. Так сайты, на которых много графики без альтернативного текста, HTML-тега и релевантных ключевых слов, точно не окажутся в топе, а значит, пользователи на них вряд ли зайдут. Чтобы понять слабые места сайта, ответьте на следующие вопросы:
- Знаете ли вы самые популярные и релевантные ключевые слова для своего бизнеса? Есть ли они на вашем сайте?
- Подходящего ли размера название и мета-описание сайта?
- Работает ли ваш сайт на HTTPS?
Оценить SEO-оптимизацию проще всего с помощью онлайн-инструментов. Что касается примерных целей на будущее, то можно взять эти: создавать 50 обратных ссылок в месяц, перейти на HTTPS, пригласить SEO-специалиста (и человека, который сможет с ним общаться).
Ваши заключения после оценки текущего сайта помогут команде дизайнеров и разработчиков сделать именно тот продукт, который будет решать задачи вашего бизнеса. Если оформить все это в виде документа с кратким описанием целей и ожиданий, целевой аудитории, бюджета проекта и временных рамок, получится полноценное техзадание.
Кое-что еще
Когда бренд существует давно, у него есть своя аудитория и он от нее зависит. Если без предупреждения запустить редизайн сайта, посетители могут психануть и уйти — как пользователи Кинопоиска в 2015 году. Поэтому стоит их предупредить и все объяснить — например, как это сделал «Сноб».
Можно быть на уровень выше и привлечь свою аудиторию к работе над редизайном — собрать их мнения на тему того, что точно нужно переделать, убрать или доработать, а что не трогать. В этом есть смысл, ведь вы и дизайнер можете что-то упустить, а пользователи видят проблему изнутри.
Еще один путь примирить аудиторию с изменениями — запускать сайт по частям или на поддомене. Так все постепенно привыкнут к новому облику, а вы избежите массовых протестов. Но до этого надо еще дожить, а пока планируем.