Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 172 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как команде общаться с продакт-менеджером — и наоборот

Год назад мы писали про разницу в разработке продукта и проекта. Но так как тема большая и интересная, было бы преступлением ограничиться обзорной статьей. Поэтому мы подумали и написали продолжение про то, как команде и продакт-менеджеру общаться, чтобы всем было хорошо — в первую очередь продукту.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Не будем заново мусолить тему различия проекта и продукта, напомним буквально в двух словах. Проектная разработка — это когда команда берет проект, делает, сдает и быстро берет следующий, чтобы собрать больше золота. Продукт — это условно вечное развитие чаще всего сервиса.

Казалось бы, на российском рынке большинство агентств и студий не про продукт. Всё так, но сейчас все чаще стало всплывать такое понятие, как «продуктовый подход в заказной разработке». По сути это красивое название для техподдержки. Но что такое техподдержка, как не развитие продукта?

Чаще всего команды продолжают развивать свой же продукт — например, интернет-магазин. Самые смелые берут чужие. Там, конечно, бывают свои проблемы, но об этом в другой раз. Получается, что с продуктовой разработкой так или иначе сталкиваются практически все, поэтому мы составили две инструкции: как команде общаться с продакт-менеджером и как продакт-менеджеру общаться с командой. Начнем, пожалуй.

Инструкция #1: как команде общаться с продакт-менеджером

Команды, работающие над продуктом, часто создают вещи, которые никто никогда не видел. Новые инструменты делают жизнь людей проще, удобнее и приятнее. Все это становится возможным благодаря слаженной работе.

Пример: в то время как хороший дизайнер визуализирует и тестирует свои идеи в одиночку, отличный дизайнер сотрудничает с командой — и вместе они воплощают в жизнь действительно выдающиеся идеи:

В дизайне интерфейса. Дизайнер может взять на себя ответственность за спецификации и прототипы, а также следить за деталями в процессе развития продукта.

Маркетинг. Дизайнер может создать детали, которые не так важны для ежедневного использования, но играют ключевую роль в продажах. Это могут быть, например, микровзаимодействия.

Поддержка клиентов. Дизайнер продукта может выявить и решить наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются пользователи — поработать с обратной связью от пользователей.

Все эти полезные навыки применимы к командной работе в общем, но давайте вернемся к разработке продукта. Как команда может помочь продакт-менеджеру?

Уделять внимание пользователям

На плечи продакт-менеджера ложится колоссальная ответственность, ведь в идеале он должен уделять одинаково много времени бизнес-задачам, технической стороне дела и потребностям пользователей.

Как правило, у продакт-менеджеров есть опыт разработки и иногда какое-то бизнес-образование, поэтому с первыми двумя пунктами проблемы возникают реже, чем с потребностями пользователей.

Учитывая эти обстоятельства, интересы пользователей не всегда оказываются в приоритете. И если с техническими деталями продакт-менеджеру помогают разработчикам, то ответственность за потребности пользователей дизайнерам остается взять на себя.

Помочь с аналитикой

Продакт-менеджеры, особенно те, кто пришел из разработки, легко применяют разные аналитические инструменты и собирают количественные данные. Но такие результаты говорят лишь о том, что происходит с продуктом, а не почему.

Команда может помочь продакт-менеджеру с качественными данными. Да, такие методы сложнее и занимают больше времени, но их ROI зачастую оказывается выше. Эбби Гриффин в своем «Голосе клиента» утверждает, что достаточно провести всего 10 опросов, чтобы понять 80% потребностей потребителей.

Определить фокус

Каждый продукт — это временный инструмент, что означает необходимость время от времени проводить редизайн. Чтобы оптимизировать свой продукт, продакт-менеджер ищет ответы на множество вопросов:

  • Не слишком ли продукт прост? Не слишком ли мало возможностей для пользователей? Не нужно ли сделать больше?
  • А, может, он слишком сложный? Есть ли в продукте лишние функции, непонятные или те, которыми не пользуются? Не проще ли их удалить?
  • Хорошо ли продукт организован? Те ли функции находятся в приоритете?

С помощью команды продакт-менеджер не только поймет, какие вопросы являются правильными в конкретном случае, но и получит правдивые ответы — и сможет определиться с тем, в какую сторону лучше развивать продукт.

Показать свои идеи — наглядно

Дизайнеры легко могут представить свои идеи, но для команды и продакт-менеджера это может оказаться сложнее. И чтобы показать свои задумки, черновых эскизов, скорее всего, будет недостаточно. Поэтому воплотите свои идеи в жизнь:

  • Сделайте макеты или прототипы. Лучше интерактивные: чем нагляднее, тем выше вероятность того, что идею оценят по достоинству.
  • Устройте собрание команды в формате show-and-tell. Например, обсудите за обедом то, над чем вы сейчас работаете, и попросите команду прокомментировать.
  • Представляйте идеи по мере их поступления. Скидывайте в общий чатик или вешайте на доску в офисе, чтобы все могли видеть и комментировать. Даже если вы не можете сразу реализовать идею, вы будете двигаться в верном направлении.

1535342515420-1.jpg

Тестировать много идей и выбирать из них лучшие

Опытная команда может рационализировать и довести до ума любую идею. С другой стороны, все понимают, что на успех продукта могут повлиять неизвестные заранее и неконтролируемые обстоятельства.

Чтобы не тратить время на бесперспективные концепции, разделите процесс на две части. Сначала возьмите все свои идеи, рассортируйте их и переходите сразу от эскиза к прототипу. Реализуйте самые жизнеспособные варианты и протестируйте их. Затем возьмите те, что работают, улучшите и выложите для группы пользователей.

Пример такого подхода — Gmail с их Лабораторией. Обычные пользователи с ее помощью могут получить доступ к новым экспериментальным функциям почты. Чаще в Лабораторию заходят опытные пользователи, которые понимают, что это все еще будет допиливаться и со временем станет лучше.

Ориентироваться на тест

Регулярное тестирование, хотя бы раз в неделю, покажет, в правильном ли направлении движется продукт, и облегчит работу вашего продакт-менеджера.

Например, в Meetup транслируют все сеансы исследования тест-групп, чтобы каждый мог видеть, как ведут себя пользователи. А генеральный директор Pinterest Бен Сильберман создает аккаунт каждый раз после обновлений, чтобы не забывать о новом пользовательском опыте.

Поэтому больше тестов богу тестов. Ну а мы переходим на другую сторону и разбираемся с тем, как продакт-менеджеру взаимодействовать с командой.

Инструкция #2: как продакт-менеджеру общаться с командой

Управлять продуктом — это как настраивать гитару. Чуть перетянешь, и струна лопнет, не дотянешь — невозможно будет слушать. Поэтому вот вам тюнер, с помощью которого вы сможете эффективно работать и общаться со своей командой, а значит, вести продукт по правильному пути.

Объясняйте всё

Вы как продакт-менеджер знаете что нужно делать и почему, команда знает как. Но если вы не будете рассказывать обо всех задачах, которые перед вами стоят, или потенциальном влиянии вашего продукта на пользователей — иными словами, «почему». Объясняйте своим людям всё, чтобы:

  • Снизить риск того, что команда не поймет ценность продукта или функции, и, как следствие, будет работать с задержками — если вообще будет.
  • Не потерять время и не получить неверное решение задачи.
  • Вас всегда правильно и однозначно понимали, и вам не приходилось прояснять разные детали дизайнерам и разработчикам.

И это действительно самый важный пункт из списка того, что вам нужно делать, чтобы мотивировать свою команду.

Будьте открыты для обратной связи

Любую проблему можно решить несколькими способами. И не факт, что вы можете предложить лучший. Поэтому как только вам стало известно о проблеме, первым делом поговорите с командой и попросите их совета.

Во-первых, именно им предстоит эту проблему решать. А во-вторых, чем больше вариантов, тем лучше. Вы сможете оценить каждый и найти компромисс с точки зрения реализации и финансов.

Благодарите и признавайте ошибки

Как продакт-менеджера, вас часто хвалят за успехи продукта. В таких случаях обязательно говорите, что это заслуга команды. Вы не только заслужите еще большее уважение руководителей, но и завоюете доверие команды — а это прямо повлияет на ваши будущие успехи.

Когда с продуктом возникает какая-то проблема, берите ответственность на себя. Даже если очевидно, что это ошибка кого-то из команды, назовите ее «нашей» и возьмите ответственность за устранение проблемы. И никогда не переводите обвинения против вас на кого-то другого.

Запомните, что не бывает мелочей

Многие продакт-менеджеры оставляют технические детали на совесть разработчиков, оправдываясь тем, что это не их работа. Не надо так. Разбираться в матчасти надо хотя бы затем, чтобы держать ситуацию под контролем и быстро решать проблемы в случае чего.

Также понимание деталей автоматически делает продукт лучше и заставляет команду вас уважать. Кроме того не забывайте, что вести всю документацию тоже должны вы, и без знания технических деталей это просто невозможно.

Привлекайте команду к принятию решений

Разработчики по большей части не интересуются чем-то помимо технической стороны продукта, но некоторые все же понимают стратегию развития и хотят в ней участвовать. Поэтому привлекайте заинтересованных людей как можно раньше и прислушивайтесь к ним.

Такая прозрачность укрепляет доверие, а это, в свою очередь, мотивирует команду работать еще усерднее. Самое худшее, что вы можете сделать, — сохранить тайну при принятии решений. Помните, что первоклассный продукт может получиться только совместными усилиями.

Не называйте сроки раньше времени

Вы никогда, ни при каких обстоятельствах, не должны давать оценку времени, не поговорив предварительно с командой. Вы можете обсуждать с ними сроки и оспаривать, если уверены, что можно справиться быстрее. Но не обещайте ничего до тех пор, пока не убедитесь, что пришли к единому мнению.

Сначала решайте проблемы команды

Продакт-менеджерам приходится заботиться о многих вещах, интересных разным группам стейкхолдеров: развитие бизнеса, маркетинг, какие-то организационные моменты — и так далее. Но у вас в приоритете всегда должны быть проблемы вашей команды. Особенно, если задачи уже в спринте, а сроки поджимают. И пусть весь мир подождет. В конце концов, почему ваше время важнее времени каждого из команды?

Уважайте их время

Как бы себя чувствовали, если бы посреди долгого и важного расчета вас попросили все бросить и срочно проверить электронную почту? Жизнь разработчика — это то же самое, умноженное на 100.

Независимо от того, над чем работает команда, это, вероятнее всего, важнее вашего дела. Поэтому прежде чем их отвлекать, спросите себя, насколько это важно прямо сейчас. И может ли вам помочь кто-нибудь, кто сейчас не занят.

Станьте голосом клиента

Всегда помните, что студия находится в этом бизнесе затем, чтобы клиент был доволен. Поэтому будьте готовы предоставить своей команде информацию о том, чего же хочет клиент: что он думает о продукте сейчас, какие у него потребности, идеи и планы на будущее. Это отличный способ мотивировать подчиненных и заслужить их уважение.

Последний совет

Как лидер команды, вы должны показать, что ваши планы реалистичны и вполне осуществимы — даже если на самом деле это ну очень сложно. Иначе как развиваться?

Самый последний совет для всех

Вроде бы у нас сфера такая, что сама собой подразумевает задушевность и отсутствие каких-то социальных различий, но так, на всякий случай. Кем бы вы ни были, и чем бы ни занимались, помните, что все тут работают на благо одного большого Продукта. Поэтому не стесняйтесь советоваться с коллегами и делайте свою работу хорошо.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.