В прошлый раз мы с вами рассмотрели такой животрепещущий (хотя, уже и не столь «живо», как несколько лет назад) вопрос, как растаможка авто . Сегодня же — по многочисленным просьбам трудящихся мы поднимем более широкую тему. А именно — таможенное оформление грузов (в данном случае — импортных). Понятное дело, что нельзя объять необъятное — тема эта весьма многогранна и глубока, — поэтому мы просто сосредоточим ваше внимание на основных моментах. Что, как, зачем и почем.
Собственно, почему вообще вопрос таможенного оформления нужно рассматривать отдельно от всей цепочки поставок? Как показывает практика, найти нужного поставщика в Европе, США или Китае (или откуда вы собираетесь привезти ваш груз) и осуществить доставку товаров в Россию далеко не самая трудная задача для отечественного импортера. Она даже не требует каких-то особенных знаний или опыта. Но вот на финальном этапе, когда груз уже приехал в Россию, и только и осталось его оформить на таможне, все обычно и спотыкаются (начинают рвать на себе волосы и вообще жалеть, что во все это ввязались).
Таможенное оформление — это что? Именно растаможка (слово-то какое неприятное... брр) является наиболее сложным участком при организации импортных поставок в нашу страну. Такое положение дел объясняется необходимостью скоординировать работу большого числа как коммерческих, так и государственных организаций, непосредственно участвующих в процессе. Таких, например, как сертификационный центр , таможня (ВНЕЗАПНО, да?), банк, нотариальная контора, склад временного хранения (СВХ), транспортная компания и др.
Начнем с того, что после пересечения границы все товары в обязательном порядке проходят ряд основных этапов таможенного контроля. В первую очередь принимаются, регистрируются и проверяются поступившие документы и декларации . Затем проводится контроль достоверности и полноты указанных сведений на товары, осуществляется валютный контроль (а то вдруг вы под видом поставок занимаетесь выводом капиталов! ай-ай-ай!). От того, насколько корректно были заполнены документы и были ли они предоставлены в нужном объеме в необходимый срок, во многом зависит скорость прохождения таможни.
Какие документы нужны для растаможки? Наши госучреждения вообще славятся неистовой любовью ко всякого рода бумажкам. Так любят, что просят некоторые из них приносить в большом количестве и по несколько раз. Ох... А таможня до недавних пор была по бумажкам едва ли не рекордсменом. Сейчас, конечно, уже полегче — цифровизация делает свое дело, и многие вещи можно оформить онлайн. Но старая и совсем не добрая бумага до сих пор никуда не делась.
Вот перечень документов (который может дополняться и изменяться в зависимости от типа груза) для прохождения растаможки грузов и товаров :
внешнеторговый контракт; договор на доставку груза , счета-фактуры; оригинал паспорта сделки; товарная опись, в которой указан перечень всех грузов на транспортном средстве; технический паспорт, сертификаты и прочие документы, характеризующие товар; платежное поручение на оплату таможенных пошлин и сборов, реквизиты организации. Если все документы подготовлены и поданы, пошлины и сборы оплачены, то на последнем этапе инспекторы досматривают товар (впрочем, они это могут сделать на любом предыдущем шаге) и решают, выпускать его или нет. То есть могут еще и отказать... «Вот так просто?!» — спросите вы. Да, вот так просто. Вернее, вам, конечно, могут предъявить какую-нибудь причину, но такую, от который вам захочется сначала смеяться, а потом, безусловно, плакать. (А вы думали, мы шутили о рвущих на себе волосы людях?.. Ну если только самую малость. Хе-хе.) Но давайте не будем о грустном! Давайте лучше — о главном.
Сколько все это стоит? Расчет суммы таможенных платежей, пожалуй, можно считать самым скользким моментом во всей процедуре оформления груза, поскольку конечная цифра зависит от целого набора параметров. Причем в случае с отдельными товарами эти параметры могут меняться. Например, если вы импортируете цитрусовые соки, то для расчета вам нужно знать точный объем ввозимой партии. А вот для оформления кондитерских изделий информация об объеме уже будет не нужна. Зато потребуются сведения о весе партии.
Для расчета таможенных платежей используйте таможенный калькулятор На просторах Интернета можно найти целую кучу таможенных калькуляторов , которые помогут вам осуществить точный расчет. Так что знание указанных выше нюансов совсем не обязательно — программа автоматически подберет для вас нужные параметры. Однако и в этом случае от вас все равно потребуются знания и определенные навыки в таможенном оформлении. Речь, кончено, идет о правильном определении кода ТН ВЭД . Даже если вас не пугает эта аббревиатура и по характеристикам товара (таким, как страна происхождения, назначение, компонентный состав и т.д.) вам удалось найти в справочнике ТН ВЭД нужный код, далеко не факт, что таможня согласится с вашим заключением. Так что без консультации специалистов вам вряд ли удастся обойтись.
«Посоветуйтесь с врачом» Специалистов и помощников, слава Богу, хватает: рынок — широк, а спрос — велик. Чтобы сделать жизнь импортеров проще, в России работает целое направление бизнеса — таможенные представители (брокеры) . Это компании, которые специализируются на оказании помощи своим клиентам в вопросах растаможки . Обладая штатом опытных специалистов (декларантов), таможенный представитель гарантирует правильное и быстрое оформление всех необходимых документов. Кроме того, для опытного декларанта не составит труда в короткий срок сделать точный расчет таможенных платежей, к сумме которых у инспекторов не возникнет претензий. Все это очень важно, поскольку даже незначительные ошибки в оформлении и/или расчетах могут привести не только к простою груза на таможне (а значит и к дополнительным расходам), но и к штрафам (то есть еще одним расходам).
Также важным аспектом является авторитет таможенного представителя в глазах таможни. Чем он выше, тем больше вероятность, что ваш груз избежит повторных проверок, а указанная в декларации таможенная стоимость — корректировки . То есть ваш товар будет выпущен в самые короткие сроки и от вас не потребуется лишних расходов.
Так что выбор — за вами. Можно самому попробовать пройти весь этот ̶а̶д̶ путь (и — без шуток — заслужить звание героя труда!). А можно отдать все (или даже часть) на откуп профессионалам. В любом случае, желаем вам удачи!