Интернет-магазин фирменной бижутерии. Как работать без ТЗ и не сойти с ума
Заказчик проекта: «Anna Bronze» — Анна и Вячеслав Черных, дизайнеры и создатели украшений, а также фурнитуры из серебра, латуни, бронзы и стекла.
Задача, которая стояла перед нами: сделать редизайн старого сайта и внедрить новый функционал, добавить англоязычную версию сайта. В целом – сделать сайт более современным и удобным для пользователей России и англоязычных стран.
Первый сайт для «Anna Bronze» мы запустили еще в 2014 году. Прошло 3 года, сайт морально устарел, да и сменились бизнес-задачи клиента. Для запуска бизнеса в США определенно было нужно современное свежее решение, что никак нельзя было сказать о существующем на тот момент сайте. Новый сайт задумывался как редизайн старого, но что-то пошло не так…
Основными отличиями нового интернет-магазина по итогам переговоров стали:
- Многоскладовость.
- Изменение структуры каталога. На старом сайте структура была неудобная, каждый цвет продукции был отдельной сущностью. Т.е., например, вместо того, чтобы создать 1 коллекцию «Аркаим», где у каждого товара сразу были видны все цвета, приходилось создавать для каждого цвета отдельную коллекцию.
- Интеграция с 1С. Ранее на сайте работал функционал выгрузки товаров из excel-файла.
- Возможность сортировки по типам изделий.
- Спецпредложения (отдельный блок в каждой карточке товара).
- Планировалось, что редизайн будет сделан на уже обкатанном в нашем агентстве готовом решении «1С-Битрикс. К сожалению, было принято фатальное для всей команды решение — приступить к работе, минуя этапы прототипирования и ТЗ. «Да что тут сложного», — казалось нам тогда.
Этап 1. Всё хорошо, прекрасная маркиза
Дизайнеры с воодушевлением принялись за отрисовку макетов. Ранее мы разработали для бренда «Anna Bronze» фирменный стиль, поэтому теперь возникла идея гармонично встроить его в дизайн нового сайта, одновременно учитывая и дополнительный функционал. Мы хотели использовать вёрстку готового решения и адаптировать к нему всё новое, но вышло так, что при реализации задуманного к нам пришло понимание — сайт получится пресным и не оригинальным, у него не будет своей фишки.
Если бы мы просто заменили логотип и «перекрасили» готовое решение, то это бы не так хорошо смотрелось с новым фирменным стилем компании, ничего нового бы не появилось, не было бы целостности в восприятии бренда и самого интернет-магазина. Поэтому пришлось рисовать макеты с нуля.
Макеты в итоге получились потрясающе красивые и главное, что все — и специалисты, и клиент — были довольны.
Этап 2. Макеты есть, а сайта нет
Первые попытки сверстать макеты и внедрить новый дизайн на существующий сайт завершились не очень удачно: работал только каталог интернет-магазина, многие элементы отображались криво. Причины такого результата две: мы опрометчиво «перепрыгнули» этап ТЗ (поначалу казалось, что и так всё понятно, это же готовое решение!) и оказалось, что новые макеты нельзя адаптировать на шаблоне сайта.
На этом этапе мы приняли решение сменить менеджера проекта, т.к. процесс продвигался медленно, и клиент начинал проявлять первые признаки того, что скоро скажет «прощайте».
Этап 3. Строили-строили, и, наконец, построили то, о чем мечтали
Новый менеджер — новые правила. Теперь единственная надежда на проверенную команду бойцов. Оценили объём оставшихся работ, убедили клиента остаться с нами (спасибо ему за это!). Сверстали по макетам (все заново!), приступили к программированию. И здесь началось: «этого не было в макетах», «мы думали, что здесь ничего сложного нет, поэтому и не спрашивали» и т.п. — типичные вопросы программистов, когда нет ТЗ.
Программирование в итоге разбили на 2 этапа:
- Настройка геолокации, каталог интернет-магазина, карточка товара, интеграция с 1С, корзина, страница оформления заказа.
- Вторые страницы, английская версия сайта, авторизация/регистрация, сервис поиска, формы обратной связи и уведомления на почту.
Когда нет ТЗ, то приходится много общаться с клиентом и исполнителем. Ещё сложнее, когда бюджет ограничен, клиент ждет сайт больше года вместо 3 месяцев, но вновь и вновь возникают правки и неточности.
Завершив интеграцию с 1С со стороны «Битрикса», мы непомерно долго ждали завершения работ со стороны 1С.
Очередной «эпикфейл» — онлайн-оплата. Из-за долгой истории проекта и всех перестановок на изначальной оценке «сэкономили». В итоге выяснилось, что оплата PayPal на текущем сайте некорректно работает именно со стороны сервиса — пришлось решать и эту проблему.
На этом этапе были реализованы наши задумки по реорганизации каталога продукции: появился функционал многоскладовости (его не было в готовом решении), добавлена сортировка по типам изделий и переделаны фильтры для выбора товаров. Карточки товаров мы дополнили блоком «Спецпредложения», где есть возможность сослаться на любой раздел сайта (товар, новость и т.д.) — ту информацию, на которую клиент хотел обратить особое внимание покупателей.
Что теперь?
Сайт запущен, работают обе языковые версии и уже принимаются заказы и обратная связь от клиентов — теперь можно внедрять новые фишки.
Наш клиент постепенно фотографирует всю свою обширную коллекцию, чтобы товары в интернет-магазине гармонично смотрелись с его дизайном. Для каждого товара предусмотрено подробное описание, и пока оно есть не у всех товаров, но работа не стоит на месте (выполняется силами клиента).
Мы безмерно благодарны всем, кто работал над проектом, а особенно менеджеру, под руководством которого был запущен сайт и самое главное — нашему клиенту за терпение и понимание. За время разработки этого сайта мы дополнили свой регламент по сдаче проектов новыми пунктами, учитывая собственные промахи. Это был очень хороший урок.
Адрес сайта: https://annabronze.com/