Как нанимать редактора в компанию
Две недели назад мы опубликовали вакансию и в разговоре с главредом Сашей обсуждали, как у нас дела: сколько людей откликнулись, сколько подходов к тестовому заданию получилось, сколько хороших заходов, каких кандидатов рассматривать.
Мы нашли несколько болевых точек в найме редактора. Как оказалось, нанять редактора сложно и сюрпризы на всём пути: с первого дня работы до нескольких месяцев после онбординга.
Что не так с наймом
Во время собеседования важно проверить ожидания редактора и компании, сверить принципы. На собеседованиях часто подгоняют рассказ о себе под шаблоны и согласны на всё, что им предлагают.
Компании публикуют вакансию про роль А, на самом деле хотят закрыть роль Б, кандидат умеет выполнять работу В, а говорит, что умеет и хочет выполнять работу Г. Преодолеть казус несовместимости Б с Г обычно сложно, но иногда получается.
Компании публикуют вакансию про роль А, на самом деле хотят закрыть роль Б, кандидат умеет выполнять работу В, а говорит, что умеет и хочет выполнять работу Г.
Контент-маркетинг сломан
Давайте разберёмся, зачем нанимают редакторов. Иногда нужен человек, который переводит кнопули в интерфейсе с инженерного на русский и английский. С этим всё просто.
Сложнее, когда у директора случилась в голове весна и маркетинг и он полон решимости с помощью блога заработать денег. Он знает Ильяхова, считает, что он король контента, у него есть классная школа с редакторами и можно нанимать их выпускников. А вот про классный пост об экономике контентных проектов такой лютый директор обычно не в курсе.
Компания, нанимая редактора, на самом деле хочет продаж, пользователей, трафика, а не статей самих по себе. Статьи нужны не для того, чтобы они публиковались в Фейсбуке с радостными возгласами и получали одобрение в редакторских чатиках.
Статьи нужны не для того, чтобы они публиковались в Фейсбуке с радостными возгласами и получали одобрение в редакторских чатиках.
Компания думает: «Окей, сначала будем фигачить в индустриальные блоги, а потом вырастет собственный блог, рассылка, Телеграм-канал, а раз уж у нас есть редактор, то он ещё и соцсети на себя возьмёт». Всё это — маркетинг на основе контента. Важно оценивать окупаемость, работу с разными каналами. Компании обычно знают об этом очень поверхностно, но слышали, что у других работает.
Вот с такой установкой директор нанимает редактора. Хочет маркетинга и продаж, а нанимает редактора.
Как думает редактор
На самом деле, редактора легко найти. Это только говорят, что сложно. Много людей хотят писать тексты за деньги, а некоторые даже умеют делать это грамотно.
Те же выпускники Ильяхова умеют много классных штук. «Понимание задачи», «принцип ФФФ», «чья задача, тот и носится», «текстовая гигиена», вёрстка «информационных продуктов» — всё это, конечно, классно, но само по себе не гарантирует, что контент будет окупаться и приносить весомую пользу.
Скорее всего, редактору дадут написать пару текстов на фрилансе и посмотрят, как они сработают. Сработают хорошо — редактора наймут. Покажутся директору хорошими — редактор получит автономию, чтобы «делать контент-маркетинг».
Через несколько текстов, недель или месяцев у редактора закончатся темы и он начнёт писать лютое, никому не интересное говно. Почему так?
Редактор думал, что его нанимают писать красивые тексты. Что на вход ему будут «выдавать фактуру», публиковать тексты в блог компании будут после него какие-то другие люди, иллюстратора впряжёт работать отдельный менеджер, метрики за редактора посчитает кто-нибудь другой. В конце концов, он редактор, а не менеджер или маркетолог.
Редакторы пишут первые тексты про компанию не потому, что умеют выдавать ровный, предсказуемый, хороший результат по продажам и трафику путём работы с текстами, а потому что они очарованы компанией, у них об этой компании и её продуктах есть своё мнение, которое они вкладывают в первые тексты.
Рано или поздно качество текстов скатывается в говно или тексты не появляются вовсе. Просто редактор рассказал всё, что хотел рассказать про компанию. Больше сказать ему нечего. Исследованием и вообще маркетингом он заниматься не хочет — потому что он же редактор и хочет писать тексты, но клиент не выдал ему «мясо». Откуда темы-то брать?
Темы заканчиваются и у редакторов-идиотов, и у хороших маркетологов. Но классный маркетолог в такой ситуации построит план новых публикаций и начнёт работать, искать материалы, исследовать, писать, впряжёт спикеров, найдёт колумнистов, а плохой будет сидеть на жопе за ваши деньги и ждать «мясного дождя инсайтов».
Вы хотели отдать всю работу с контентом (рассылки, блог, соцсети, исследования) редактору, а он, сука такая, только тексты писать хочет, а верстать, публиковать, исследовать, руководить и отвечать за результат — нет.
Как нанимаем мы
Проверить человека по его резюме и собеседованию невозможно. Поэтому для нас входной порог для разговора — выполненное тестовое задание. Каждый раз, когда мы публикуем вакансию, находится двадцать умников с комментарием «ой, это вы совсем охуели, такой человек стоит в три раза дороже».
Тестовое задание срезает 90% кандидатов и вызывает бурю возмущения про «бесплатное тестовое для вас никто делать не будет». У этой монеты есть две стороны.
С одной стороны, мы против бесплатного труда. Поэтому на первом этапе мы не просим полностью сделывать текст. Нам достаточно увидеть план статьи, идеи, которые предлагает редактор, то, насколько он следит за трендами и знает, что актуально. Важно также увидеть мотивацию и обоснование — почему эту тему писать действительно нужно.
С другой, тестовое максимально приближено к тому, что будет делать человек, работая на нас. Поэтому в нашем тестовом задачи по СММ, планы по текстам для русского и английского блогов. Забавно, что пока никто не догадался составить контент-план соцсетей Амплифера на 2 недели (это есть в тестовом) в самом Амплифере, хотя мысль кажется такой очевидной.
По текстам мы просим предложить три темы на русском и английском для нашего блога, план статьи и мотивацию. Классные ребята не поленятся и принесут своё понимание задачи, но пока этого никто не сделал.
Второй этап тестового — провести один из предложенных текстов от идеи до документа, соответствующего редполитике (вёрстку мы пока берём на себя), написать подводки для поста и репоста в соцсети, написать требования для иллюстраций. Естественно, мы за это платим.
Если нам нравится, то предлагаем сделать несколько текстов на внештатной основе, чтобы закрепить результат и мнение о человеке. Ещё одна важная штука на этом этапе — оценка нагрузки. Мы спрашиваем: «Сколько чистых рабочих часов и дней тебе нужно, чтобы это сделать?».
Если человек предложил простую тему на 4 страницы, но готов принести её через неделю и заявляет, что на это ему понадобится 30 часов чистого времени — что-то не так. И наоборот, если он хочет сделать лонгрид за 4 часа чистого времени и готов принести материал в этот же день, то это тоже плохо. С вероятностью 99,5% это будет сырой, недоработанный материал или, упаси Аллах, копипаста или тупой рерайт. Чтобы выявлять такой долбоебизм, мы запрашиваем, сколько времени нужно.
Да вы охуели!
Может быть. Мы не питаем иллюзий по поводу «большого рынка классных спецов», которые будут рады к нам присоединиться. Но если вас не пугает то, что мы написали и вам близки наши принципы, то можете откликнуться на вакансию и сделать тестовое задание.
Если вы не редактор, но хотите к нам присоединиться — сделайте что-нибудь полезное и напишите об этом на team@amplifr.com. Клиента там нам посоветуйте, или проанализируйте что-то, что мы можем улучшить в маркетинге, вотэва!