Потенциал цифровизации грузовых авиаперевозок
Большинство наших проектов — личные кабинеты для клиентов мультимодальных, железнодорожных, морских перевозчиков и экспедиторов: FESCO, Рускон, ПГК, Логопер, Логистика1520, ТрейдТранс.
Косвенно, в том или ином проекте, я касался грузовых авиаперевозок и работы терминалов. На мой взгляд, это направление с низким уровнем клиентской цифровизации, но большим потенциалом.
Чтобы понять, как реализовать этот потенциал, в статье я постараюсь ответить на вопросы:
- Какие цифровые системы в области грузовых авиаперевозок развиты в мире?
- Как устроены внутрироссийские авиаперевозки?
- Какие возможности участников грузоперевозки могут быть оцифрованы? Какой иностранный и межотраслевой опыт можно перенять?
- Кто в перспективе может стать движущей силой цифровизации?
Мировой опыт
Если посмотреть на опыт иностранных грузовых авиаперевозок, то серьезную часть рынка занимают цифровые системы-агрегаторы. Например, WebCargo, CargoOne, CargoAI. Они работают по принципу популярных сервисов по покупке жд или авиабилетов. То есть грузоотправителям свободно доступны актуальные предложения авиакомпаний, в этой же системе отправители следят за исполнением перевозки, обмениваются документами, выбирают дополнительные услуги и так далее.
Подтверждает развитие агрегаторов на мировом рынке августовский цифровой отчет по авиаперевозкам Webcargo. Процент авиакомпаний, которые предлагают услуги электронного бронирования на сторонних платформах, вырос с 3% до 40% за последние 4 года (в расчетах участвовали компании, на которые приходится 70% мировых грузоперевозок). Другими словами, почти половина авиакомпаний не просто доверяет продажу своих билетов внешним сервисам, но и технические обеспечивает процесс расчета и букирования.
Для развития агрегаторов недостаточно запустить платформу, необходимо откуда-то забирать данные авиакомпаний и остальных участников перевозки. Как правило источником информации для ресурса является:
- Глобальная стандартизированная платформа, куда авиаперевозчики передают данные о своих перелетах. Например, в случае с WebCargo — интеграция с GDS. Global Distribution Systems — международная система бронирования со стандартизированным форматом, созданным Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).
- API, через которое агрегатор напрямую взаимодействует с авиакомпаниями. Этот подход называется New Distribution Capability (NDC), он обеспечивает актуальность стоимости и наличия рейса в моменте. Например, система CargoOne работает на базе NDC.
Внутрироссийский опыт
На внутрироссийском рынке грузовых авиаперевозок пока нет сервисов-агрегаторов, как и глобальной платформы данных. Поэтому процесс оформления перевозки выглядит немного сложнее, чем зайти в систему и оформить заказ:
- Отправитель запрашивает котировку у агента, возможно авиакомпании, но намного реже. Сайты обоих не всегда удобны и часто не содержат актуальной информации.
- Агент считает перевозку с несколькими авиакомпаниями, смотрит стоимость услуг карго-терминала.
- Агент и грузоотправитель согласуют стоимость, заключают типовой договор, оформляют заявку на перевозку.
- Агент бронирует все необходимое для перевозки.
- Отправитель в процессе подготовки и непосредственно перевозки обращается к карго-терминалу за разъяснениями правил, документами, пропусками и по другим вопросам.
- Терминал принимает груз.
- Авиакомпания его перевозит.
- Грузоотправитель решает таможенные вопросы.
- Грузоотправитель общается с грузополучателем.
Общение на всем пути происходит по телефону, через почту, мессенджеры. Общая система — вопрос времени.
Что агент или авиакомпания могут сделать сейчас, чтобы подготовиться к неизбежному переходу? Или стать системой первопроходцем? Ответ — работать над формализацией и оцифровкой процесса авиационной грузоперевозки. То есть «причесать» и по возможности перенести в онлайн алгоритм, описанный выше. Это будет преимуществом в будущем, так как отлаженные цифровые процессы легче интегрировать в электронную систему, чем от таблиц, звонков и писем перейти к онлайн взаимодействию.
Авиакомпании могут напрямую сотрудничать с грузоотправителями, но это бывает редко. Цифровые возможности, которые клиентам может предоставить и авиакомпания, и агент, будут одинаковыми. В рамках статьи нет смысла их разделять. Поэтому для удобства я буду говорить только про агентов, но в уме мы держим, что все сказанное релевантно и для авиакомпаний, которые напрямую работают с грузоотправителями.
Цифровые возможности
Первым шагом в цифровизацию может стать внедрение личного кабинета, который закроет задачи грузоотправителя, получателя и терминала. На основе опыта в логистике, экспресс-бенчмарка терминалов и компаний, обзора зарубежных систем я поделюсь гипотезой, какие онлайн-возможности лучше предусмотреть для каждой стороны.
Цифровые возможности для грузоотправителя
Рассчитать и выбрать ставку
Клиенту важно здесь и сейчас получить ответ на вопрос «Когда и за какую финальную цену я могу отправить свой груз?». С этой задачей оптимальнее всего справляется калькулятор, который с учетом специфики груза (опасный груз, животные, генеральные и т.д.) предоставит расписание подходящих рейсов и стоимость перевозки за кг/объем.
Посмотрим как реализован подбор ставки в западных сервисах-агрегаторах.
WebCargo
Решение от Freightos. Компания хорошо известна мультимодальным перевозчикам по Балтийскому индексу или FBX (Freightos Baltic Index), а авиаперевозчикам по индексу авиаперевозок (FAI — Freightos Air Index), запущенному в 2021 году.
«Фишки» цифровой платформы WebCargo:
- Динамическое ценообразование.
- Интеграция с международной системой бронирования GDS.
- Готовые интеграции с TMS для обеспечения «нативного» построения цепочек.
- Компактные интерфейсы, много цветового кода.
- Быстрый фильтр по лучшей цене, лучшему сроку.
- Акцент на цене за килограмм.
CargoOne
Платформа для онлайн бронирования перевозок. Использует подход New Distribution Capability (NDC), то есть бронирование, просмотр цен, взаимодействие напрямую с авиакомпанией через API.
CargoOne идут в сторону полной транспортной цепочки, поэтому на сайте можно заказать первую и последнюю мили.
Интерфейсы более простые и плоские, информативно понятные. Варианты перевозки реализованы через карточки. Молодое решение, которое помимо прямого взаимодействия с авиакомпаниями, пытается спрогнозировать и предложить цену с учетом конъюнктуры рынка. Сервис предлагает много вариаций перевозок с точки зрения даты и времени, они показаны в рамках календаря. Оформление через заявку может быть полностью оцифровано. Например, FESCO специально переключают подачу заявки на сайт, чтобы процессы происходили сразу в оговоренном алгоритме и цифровом режиме. У менеджера освобождается время на другие задачи. Особенности онлайн букинга, которые нужно учесть: Можно пойти чуть дальше и перенести в онлайн предоплату. То есть выставлять счет через ЭДО и считать оплату подтверждением заказа. Онлайн оплата используется даже при отправке юридическим лицом с корпоративных банковских карт. Для грузоотправителя на этом этапе важно понимать, какие действия нужно совершить для отправки, какие документы подготовить. В цифровой системе такие задачи закрывают четкие, простые инструкции и обмен документами. 1. Груз: 2. Документы: 3. Терминал: Задачи грузополучателя: Для решения задач получателю достаточно иметь доступ к существующему личному кабинету, например, по ссылке к нужным разделам или через отдельную роль «Грузополучатель» с ограниченными правами. Либо на первых этапах выдавать информацию по номеру авианакладной. К каким данным должен быть открыт доступ: 1. Трекинг. 2. Хранение на терминале. Если к личному кабинету подключены таможенные представители и терминалы, можно расширить онлайн-возможности грузополучателя: 1. Таможенная очистка: 2. Заказ пропуск на терминал. 3. Оформление доверенности на получение груза. Например, в Шереметьево-Карго реализована удобная онлайн форма с указанием полномочий, автоматической отправкой в ЭДО на подпись. 4. Оплата услуг терминала. В том числе формирование счета по накладной и отправка его в ЭДО. В работе агент общается с карго-терминалом, грузоотправителем и получателем. Процессы, которые можно оцифровать в коммуникации с отправителем, получателем уже описаны раньше. Самому же агенту в своих внутренних процессах важно: В итоге личный кабинет с описанными функциями решит базовые задачи участников перевозки: 1. Грузоотправитель. 2. Грузополучатель 3. Агент 4. Карго-терминал. В грузовых авиаперевозках есть константа — каждый грузоотправитель и грузополучатель взаимодействует с карго терминалом при отправке и приемке груза. Не важно, через агентство или напрямую у авиакомпании грузоотправитель заказывает перевозку, он придет в терминал за конкретикой о подготовке груза, перечнем документов, пропуском и прочим, как и грузополучатель. Карго-терминал в свою очередь, обязательно взаимодействует с авиакомпаниями и знает информацию об объеме, расписании перевозок и требованиях напрямую от компаний. Это преимущество терминалы могут использовать для формирования стартовой воронки продаж — то есть становления агентом. Среди карго-терминалов, которые уже организовали при себе агентов, — Шереметьево, Домодедово. Постепенное подключение авиакомпаний к цифровым системам терминалов соответствует алгоритму внутрироссийских перевозок. В перспективе одна из таких систем может стать агрегатором и привести к появлению глобальной платформы для сбора данных с авиаперевозчиков. Думаю, что именно агенты карго-терминалов могут стать драйверами цифровизации. Недавно я выступал на форуме NETWORK CARGO 2024. Доклад был посвящен возможностям цифровизации грузовых авиаперевозок. По словам авиакомпаний и агентов сейчас грузовые перевозки не регламентированы, в отличие, например, от пассажирских. Отсутствие стандартов как внутри компаний, так и в отрасли тормозит развитие онлайна. Если посмотреть на международные грузовые авиаперевозки, то их процессы более оцифрованы, оптимизированы, стандарты выработаны. Для выбора и оформления перевозки популярны платформы-агрегаторы. В перспективе внутрироссийские перевозки придут к работе в агрегаторах, будь то сторонняя система или платформа, которая вырастет из клиентского онлайн-сервиса агента или карго-терминала. В любом случае агентам, авиакомпаниям для «снятия сливок» лучше заранее подготовить свои бизнес-процессы к переносу на глобальную платформу. Один из способов — создать свою цифровую клиентскую систему. В процессе создания внутренние процедуры будут стандартизированы, оцифрованы. Когда появится общая платформа таким системам будет достаточно настроить API, чтобы обмениваться информацией с агрегатором.

CargoAI

Оформить перевозку


Отправить груз
Опубликовать пошаговые указания, полезные ссылки, фото, видеоматериалы. Эти данные могут находиться на детальной странице заявки. Если есть возможность продать дополнительные услуги упаковки и маркировки, то их можно включить в форму букинга. А также оставить клиентам возможность заказать услуги после оформления перевозки.
Дать возможность загружать сопроводительные документы или обмениваться ими. Интегрировать ЛК с сервисами, которые выдают документы, если это возможно. На этапе формирования заявки предложить дополнительные услуги по оформлению документов.
Оформить подсказки на таймлайне процесса перевозки. Интегрировать систему с сервисами терминалов.Цифровые возможности для грузополучателя








Цифровые возможности для агента

Саммари
— отправить груз по оптимальной цене в кратчайшие, прогнозируемые сроки
— иметь доступ в режиме одного окна к информации о своем грузе и быть осведомленным о следующих шагах на всем пути перевозки
— калькулятор ставки
— онлайн-букинг
— реестр заявок
— трекинг
— следить за статусом перевозки
— получить понятную инструкцию на терминале — как оформить документы, забрать груз или заказать его доставку до склада
— трекинг
— реестр заявок
— детальная информация по заявке
— обмен документами
— коммуникация с терминалом
— таможенная очистка
— повысить объем продаж за счет более простого клиентского входа и лучшего клиентского сервиса
— сократить издержки на информирование и консультирование грузоотправителей в процессе подготовки к перевозке и её исполнения
— следить за финансовым взаимодействием с карго-терминалом
— онлайн коммуникация с клиентами
— статус взаиморасчетов с терминалом
— заказ авансового счета
— сократить до минимума количество ошибок и нештатных ситуаций из-за неточного исполнения инструкций по отправке, растаможке и приемке груза грузоотправителями
— увеличить объем дополнительно оплачиваемых услуг
— онлайн-платформа для работы напрямую с грузоотправителями и грузополучателями
Роль карго-терминалов как движущей силы
Подведем итог