Навыки, зарплаты и контекст: основные проблемы кадров в медиабизнесе

Однако подготовка в вузах далеко не всегда соответствует реальным запросам рынка, что является настоящим вызовом для многих работодателей в медиаиндустрии. На это обратили внимание эксперты в ходе заседания комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров на тему: «Кадровый парадокс медиаиндустрии, PR и маркетинга».
Участники встречи — представители СМИ, крупных медиахолдингов, образовательных организаций и бизнеса — обсудили, какие навыки необходимы современным журналистам и pr-специалистам, почему медиаотрасль испытывает дефицит кадров, а также как выстроить конструктивный диалог бизнеса с вузами — не только в медиа, но и в PR, маркетинге и цифровых коммуникациях.
Модератором встречи
выступила Надежда Плотникова, сопредседатель комитета по СМИ и
информационной политике, генеральный директор ФедералПресс. Эксперт обратила
внимание на высокую текучесть кадров в медиаиндустрии, отметив, что во многом
проблема связана с невысокими зарплатами и низкой маржинальностью медиабизнеса. Александр Акулиничев, со-модератор
заседания, главный редактор Psychologies.ru, редакционный директор Шкулев
Холдинг, также согласился, что многие молодые специалисты, получившие
образование журналиста, уходят из профессии в смежные отрасли из-за невысоких
доходов. Кто-то пытается совмещать 2-3 работы, что тоже приводит к снижению
качества производимого контента, отметил эксперт. «Качественный контент в таких
условиях производить невозможно, особенно когда ты конкурируешь с искусственным
интеллектом. Ценность настоящего журналиста сегодня — в способности
находить смысл в фактах. ИИ генерирует информацию, но только человеческий опыт,
критическое мышление и редакторская чуткость рождают хорошие тексты. Аудитория
все еще ценит проверенный бренд, экспертный взгляд и редакторскую
ответственность. Наша работа — быть таким гарантом качества, и этому нельзя
научиться нигде, кроме как в редакции», —
поделился Александр Акулиничев. Бизнес также нуждается в
квалифицированных кадрах по медиакоммуникациям. О том, какие навыки востребованы
у молодых специалистов в сфере PR
и маркетинга, рассказал Сергей Кошкин, кандидат политических наук,
руководитель департамента по связям с общественностью компании ЦЕМРОС: «Сегодня коммуникации — это не „косметическая
функция“, а инструмент решения бизнес-задач. Сильная сторона молодых специалистов,
представителей поколения зумеров, в том, что они знают, как продать свой
продукт. Но, с другой стороны, они не умеют концентрироваться и долго заниматься
одним проектом. Сейчас востребованы специалисты, у которых развито мультимедийное
сторителлинговое мышление». По словам эксперта, сегодня
большое количество медиа форматов помогает компаниям разными способами
выполнять бизнес-задачи, развиваться и становиться заметными. «Digital-форматы сейчас являются для нас спасательным
кругом. Хороший тренд — это бренд-медиа: при дефиците каналов коммуникаций надо
иметь свой голос, свою площадку. Мы, например, развиваем „первое цементное СМИ“
страны. Также важно вкладываться во внутренние коммуникации — это сейчас мастхэв,
на нем нельзя экономить. Во внутриком приходят яркие, талантливые молодые
специалисты», — рассказал Сергей Кошкин. Как
отметила PR-директор группы компаний Аскона
Лариса Малышева, бизнес не испытывает острого дефицита кадров в сфере
коммуникаций. Но существует другая острая проблема — несоответствие компетенций
соискателя ожиданиям работодателя. «Вузы
дают студентам качественную хорошую теоретическую базу, но практических
навыков, нужных реальному работодателю, у нынешних выпускников нет. Они не
готовы к рутине и реальным бизнес-задачам. Эту практическую основу студенты
должны получать во время практики, но зачастую ее проходят „для галочки“. Есть
сложность адаптации студентов, молодых специалистов к требованиям бизнеса. В
этом ключе необходима двусторонняя работа и со стороны вузов, и со стороны работодателя»,
— поделилась Лариса Малышева. Эксперт
призвала представителей бизнеса активнее привлекать студентов на практику и
стажировку, чтобы погружать в серьезные рабочие процессы. Ксения Шевченко, руководитель
отделения медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС, на своем
примере рассказала о пути из журналистики в PR и образование. Также эксперт
поделилась результатами исследования о требованиях российских работодателей к
специалистам сферы медиа и коммуникаций, проведенного Президентской Академией.
Согласно исследованию, сегодня наиболее ценны «сотрудники-универсалы»,
способные совмещать различные навыки и обладающие глубокой экспертностью в
своей области. «Сейчас одна из важных задач вуза — научить студентов
работать в разных форматах: и текст написать, и видео отредактировать, и
подкаст записать. Наши студенты работают на междисциплинарных проектах с
реальными заказчиками из бизнеса и в ходе этого процесса придумывают рекламную
кампанию, разрабатывают новую стратегию для бренда. И важно научить молодых специалистов
учиться. Думаю, что обучаемость как надпрофессиональный навык будет для работодателя
все более важным. Тем более сейчас, когда развиваются технологии», — отметила Ксения Шевченко. Сергей Курилов,
кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой Рекламы, связей с
общественностью и лингвистики Национального исследовательского университета
«Московский энергетический институт», подчеркнул проблему отсутствия
постоянного диалога между потенциальными работодателями и образовательными
структурами. «Мы зачастую живем в разных
мирах: у вузов свои KPI,
у работодателей, заказчиков, у рынка — свои. Например, выпускники творческих
специальностей зачастую работают на себя, неофициально, регуляторы же требуют иного. Поэтому необходимо создать удобную
площадку, на которой представители государственных структур, бизнеса и высшего
образования могли бы обмениваться мнением о необходимости обучения тому или
иному навыку, возможности заострить внимание на проработке определенных
компетенций», — добавил
Сергей Курилов. В конце встречи спикеры дали
блиц-ответы на провокационный вопрос, нужно ли специалистам медиаиндустрии получать
профильное классическое образование в вузах или же достаточно обучения на
курсах. Мнения экспертов разделились, но единогласно сошлись на том, что
настоящий профессионал в сфере коммуникаций должен уметь видеть скрытые смыслы,
анализировать информацию и понимать контекст, а эту базу дает именно высшее
образование. Партнеры комитета:
ФедералПресс, Shkulev Holding

Тема кадрового дефицита
актуальна уже на протяжении нескольких лет в самых разных отраслях, в том числе
и в медиаиндустрии. Очевидно, что сегодня современный бизнес и экономика не
могут полноценно, сбалансированно развиваться без сильных pr- и маркетинговых блоков.
Но сфера медиа — это не про высокие доходы, а про смыслы, это профессии для тех, кто не мыслит своей роли нигде,
кроме как в работе с человеческими душами. В 2026 году мы можем увидеть трагические случаи в региональном
медиабизнесе — из-за роста налоговой нагрузки, инфляции и нехватки рекламных
бюджетов,
