Профессия бизнес-архитектор
Небольшая история
В сентябре 2014 года у меня была свадьба на Кипре и во многих Молах крупных городов под потолком висели огромные баннеры. На них рекламировали современные специальности в университетах: интернет-маркетолог, систематизатор, управляющий колл-центром. В тот момент я поймал себя на мысли: "Почему все же в России, так "просело" высшее образование?" Большинство профессий "оторваны" от реальной жизни.
Тогда у меня впервые родилась небольшая мечта - сделать в России университет, который не оторван от реальности, в котором есть профессии "востребованные" на рынке. Не всем же быть предпринимателями )
Но чтобы это образование имело реальную ценность, не теоретическую, а практическую, стало ясно - нужно "лепить пельмени". Делать результаты и на практике выработать такие модели развития, которые будут значительно превосходить среднерыночные (от самоучек). Так стартовал осознанный процесс к формированию профессии "бизнес-архитектор".
Стартовал процесс в 2010 году, когда окончил университет по специальности "Мировая экономика", затем 3 года "финансовым советником" в "БКС Премьер", 5 компаний (2 из которых продал): маркетинговая компания, создание франшиз, систематизация и автоматизация. Это стало фундаментом для создания этой профессии.
Откуда это пошло?
Если кратко, сам термин "бизнес-архитектура" появился относительно недавно - около 10 лет назад. И в первую очередь, он всегда был связан с IT архитектурой. Но сейчас мнения стали расходиться.
По сути, это архитектор в стройке. Чем занимается "главный строитель"? Правильно - проектированием.
В бизнесе к "проектированию" можно смело отнести стратегию компании. Небольшая ремарка:
В любой компании есть 3 уровня: стратегический, тактический, операционный. Операционное действие дает 1 балл (в плюс или минус), тактическое 10 баллов, стратегическое 100 баллов. То есть, верное стратегическое действие дает в 100 раз больший результат, чем операционное. Примеры "операционных" действий: переговорить с клиентом по телефону, выставить счет, поменять текст на сайте, отправить письмо и так далее. "Тактические": сделать сайт, собрать отдел продаж, сделать маркетинг кит компании..."Стратегические": это и есть проектирование, это изменение "модели" компании, "воронки продаж", выбор нового продукта, внедрение финансовой и бюджетной политики.
Сама профессия "бизнес-архитектор" сейчас активно развивается в Европе и Америке - существуют даже гильдии и ассоциации.
Зачем?
Вот типичные проблемы, которые возникают во многих компаниях в процессе роста:
- Научились делать большой объем потенциальных клиентов, но не получается обработать из-за неорганизованности процессов, теряются деньги
- Поступают "какие-то" деньги, но до конца не ясно сколько можно "вытащить на себя", не налажен финансовый учет. Оборот есть, но нет прибыли
- "Песочница". Много действий, мало результата
- Приходит много "мусорного" трафика, не целевых клиентов, на которых уходит время
- Нет зон ответственности, все занимаются всем
- Не внедрена CRM система, либо работает "не полноценно"
И другие "звоночки". Другими словами, если представить компанию в виде организма - все перечисленное выше - "язвы". Как правило, их заклеивают пластырем - самостоятельно, либо работая с компанией. А по факту, внутри сидит вирус, который через некоторое время даст рецидив.
Как эту проблему решает "бизнес-архитектура":
- Обнаружить настоящую системную стратегическую проблему благодаря аналитике
- "Локализовать" ее - начертить четкие рамки, обозначить итоговую цель, к которой должны прийти
- Сгенерировать алгоритм решения по простым шагам 1-2-3. И здесь важнейший момент - четко понимать как то или иное действие повлияет на итоговый результат, на цифрах. Это нужно для исключения "пустых" действий
- Поставить по одному ключевому ответственному за каждое действие внутри компании, назначить критерии "выполнено/не выполнено" и сроки (не более 30 дней)
- Постоянно давать обратную связь и рекомендации - по сути, контролировать процесс
- После реализации всех действий снова замерить результаты по бизнес аналитике. Причем, помимо стандартной модели "как выросла прибыль", здесь учитывается показатель "производительность труда". Простыми словами: "сколько денег создает человек внутри компании за 1 час работы".
Результат: за меньшее время делается больше прибыли, освобождаются ресурсы, неэффективные сотрудники, каналы рекламы, услуги и товары уходят, появляется "системность".
Причем алгоритм действий может включать в себя широчайший спектр инструментов: онлайн и оффлайн маркетинг, автоматизация, позиционирование, фирменный стиль, масштабирование, финансы компании, HR, аналитика и многое другое.
Например, выстраивание бизнес-процессов:
Пример. Ивент компания.
Так почему просто не обратиться ко всем этим специалистам по отдельности?
Так и делают 95% предпринимателей в стране, либо сами выполняют эту работу.
Как сказал один предприниматель:
"Вы делаете настольные игры? Так и делайте их! А остальным пусть занимаются профессионалы" - из книги "Бизнес, как игра".
Бизнес-архитектором можно стать лишь имея опыт использования на практике всех инструментов, получения от этого конкретных результатов и отдачи на цифрах. На рынке есть проблема: частенько у собственников достаточно "фрагментарное" видение всех инструментов. То есть, они разбросаны в голове, нет четкого порядка действий.
Цель работы "Бизнес-архитектора", смотреть на компанию, как бы "сверху" и выстраивать "подводную часть" айсберга для различных компаний. Это модель постоянной работы с самыми яркими и успешными предпринимателями страны без существенной привязки к географии.
Организационная структура этой профессии может выглядеть так:
Практика и примеры внедрения
Проще показать суть и ценность на кейсах.
1. Оконная компания.
Было: клиенты с газеты со средним чеком ~6 000 рублей. Чистая прибыль не более 50 000 рублей в месяц.
Сделано: проанализировали целевую аудиторию, выделили самую "интересную", запустили интернет маркетинг на нее.
Стало: через 2 месяца средний чек с клиентов от интернет-маркетинга ~35 000 рублей. Чистая прибыль ~ 150 000 рублей в месяц.
2. Сеть browbar'ов (девушкам делают дизайн бровей)
Было: 3 собственные точки в Москве и Ростове-на-Дону. Учёт в экселе, сложно масштабировать без участия владелицы бизнеса.
Сделано: создан полноценный бренд бук (не просто гайдлайн, а со всеми смыслами), книга бизнеса (полная инструкция по запуску и ведению бизнеса), книга финансов (вся финансовая составляющая компании), франшиза, продающая презентация по принципу "автоворонки" (давала клиентов без участия менеджеров), централизованная автоматизация поверх созданных бизнес-процессов.
Стало: 2 проданные франшизы в Краснодар и Минск за 1 месяц, владелица практически не участвовала в процессах, появилась полная "прозрачность" на цифрах, повысилась безопасность точек, в 2 раза выросли повторные покупки.
3. Ивент компания (организация мероприятий)
Было: крупный успешный бизнес, но "путаница" среди управляющих партнеров, не хватало системности, участие владельцев во всех процессах, сложно масштабировать, бизнес привязан к людям.
Сделано: создано около 100 регламентов (которые в итоге сократились), прописаны бизнес-процессы, налажена бизнес аналитика, организационная структура, создана Книга бизнеса, анализ и сегментирование целевой аудитории.
Стало: прибыль выросла по экспоненте, у каждого своя зона ответственности, ушла путаница, выход из операционки, бизнес практически без рутины, запущена франшиза.
4. Тату салон
Было: владелец компании "жил" в салоне. 6 дней по 10 часов в неделю
Сделано: проанализирован бизнес по модели "скана бизнеса", выявлены все сильные и слабые стороны, прописаны карты процессов, регламенты.
Стало: появилась проблема "куда девать свободное время", управление на расстоянии, запуск +1 точки.
5. Компания по запуску крупных аттракционов в ТРЦ по всей России
Было: крупная успешная компания, нет бизнес-процессов для быстрого масштабирования, поиск новых мест для запуска силами владельца компании, интуитивное принятие решений
Сделано: бизнес оцифрован по ключевым показателям, модель поиска новых помещений перенесена на математическую как в компании "Магнит", внедрены основные бизнес-процессы, портрет ключевых сотрудников.
Стало: теперь процесс отбора новых мест под аттракционов при желании можно делать за 30 - 60 минут без вылета на место, вместо прошлых командировок. Обнаружили на цифрах самую эффективную модель управления аттракционами, запущен процесс создания франшизы.
И другие примеры.
Теперь вся "соль".
Эта профессия связана с постоянной плотной работой с яркими активными людьми, все они путешествуют по миру, бегают марафонские дистанции. Давать пользу, взамен получать еще большую пользу. Востребованность услуги показывает простая статистика (по данным интернет газеты "Ведомости" за январь 2016 год) - наша страна имеет самую низкую "производительность труда" (около 23 долларов/час), в 2 раза меньше, чем у самых "слабых" стран еврозоны (например, у Греции - около 45 долларов/час).
Интересно мнение резидентов "Спарка" по этой профессии?
Будет ли востребована такая профессия в ВУЗах?