Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
898 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Бизнес-план автосервиса

Ежегодное увеличение объема авторынка стимулирует спрос на услуги СТО — несмотря на высокую конкуренцию автосервис остается рентабельным и прибыльным бизнесом. Приведем подробные расчеты и разберем все тонкости бизнес-плана для СТО на конкретном примере.

Каким должен быть бизнес-план автосервиса?



Главные задачи бизнес-плана — оценка возможности реализации бизнес-идеи и привлечение дополнительного капитала от инвесторов. Грамотно проработанный бизнес-план ускоряет развитие проекта от идеи до предприятия с отлаженными процессами и экономит ресурсы компании на этапе развертывания бизнеса. Основные задачи бизнес-плана для СТО:

  • Определение рыночной ниши, локации и целевой аудитории, выгодной для проекта.
  • Выявление конкретных направлений развития компании с учетом тренда и спроса рынка.
  • Формирование цельного продукта-услуги, которые будут предлагаться клиентам СТО.
  • Оценка финансового положения компании и возможность реализации поставленных целей.
  • Прогнозирование и выявление возможных рисков, мешающих развитию автосервиса на рынке.

Бизнес-план необходим любому предприятию на стадии развития или расширения бизнеса. Рассмотрим основные моменты, которые требуется учесть при составлении плана для СТО.

Основные санитарные и экологические требования к СТО


На данном этапе прорабатывается концепция проекта, а также определяется позиционирование услуг автосервиса. В описании проекта указывается бизнес-идея, предполагаемое место реализации и прогнозируемые источники финансирования СТО на этапе развития компании. Основная задача этого раздела бизнес-плана — показать жизнеспособность идеи и концепта, а также продемонстрировать перспективы проекта на рынке.Описание включает основные вехи проекта:

  • Выбор местоположения и здания для СТО, обустройство цехов и список закупаемого оборудования и инструментов.
  • Особенности подбора кадров, в том числе и узкопрофильных специалистов, а также тонкости найма и обучения персонала.
  • Конкретизация основного продукта автосервиса и полного перечня предоставляемых услуг.
  • Особенности маркетинговой кампании и стратегии продвижения СТО, рекламы.
  • Составление конкурентной ценовой политики с сохранением высокой маржинальности услуг СТО.

Описание проекта СТО на этапе бизнес-плана отражает стратегию предприятия, позволяющей выйти на рынок и достигнуть точки окупаемости, а также перечень разработок и ноу-хау, гарантирующих конкурентоспособность автосервиса на рынке. Данный раздел должен отражать концепт и бизнес-идею, а также учитывать возможность их реализации — расчеты и анализ указываются далее.

Изучаем рынок и конкурентную среду


После описания идеи проекта предоставляются данные анализа рынка и конкурентного исследования. Из важных параметров, которые требуется учесть в бизнес-плане автосервиса:

  • Анализ социально-экономической картины региона, определение демографического потенциала и экономического роста в ближайшем будущем, что напрямую влияет на рост непродовольственной сферы в городе.
  • Изучение колебаний сезонности спроса на услуги автосервиса и определение факторов, влияющих на снижение интереса и покупательской способности у целевой аудитории в периодах спада. Определение наиболее приоритетных направлений в услугах автосервиса для повышения конкурентоспособности и рентабельности бизнеса.
  • Анализ существующей материально-технической базы, удовлетворяющей спрос населения. Выявление наиболее привлекательных локаций и помещений для оборудования СТО, анализ возможностей реконструкции, переоборудования и дальнейшего расширения выбранного здания за счет инвестиций.

При анализе учитывается население города и объем доли автопарка на душу населения, а также специфика и особенности эксплуатации легкового или коммерческого транспорта. Также проводится анализ конкурентных предприятий, где учитывается пропускная способность и репутация СТО, удаленность от локации, где планируется размещение автосервиса.

Изучение рынка и конкурентной среды считается залогом высокой скорости окупаемости проекта — это позволяет просчитать спрос и нагрузку на СТО, а также прогнозировать рост или убыточность предприятия до момента привлечения основного капитала или инвестиций. Без проведения полного анализа рынка невозможно точно оценить успешность проекта и привлечь инвестиции для запуска идеи в релиз.

Проводим маркетинговый анализ


Следующий пункт плана автосервиса — маркетинговый анализ. Раздел предполагает разработку маркетинговой стратегии, SWOT-анализ и стратегию ценообразования. Маркетинговый анализ позволяет определить:

  • Позиционирование и долю рынка, которую сможет занять автосервис.
  • Методы увеличения присутствия СТО на рынке.
  • Инструменты для стимулирования потока клиентов и роста продаж.

Для разработки эффективной маркетинговой стратегии составляется SWOT-анализ, учитывающий сильные и слабые стороны предприятия, а также ресурсы и возможности для роста, риски и потенциальные убытки. С помощью SWOT-анализа определяется наиболее перспективное место для размещения автосервиса, находящегося на локации с большой транспортной пропускной способностью, а также в белой зоне рынка, где находится минимум конкурентов. Также SWOT-анализ позволяет определить наиболее перспективные каналы рекламы и маркетинга, инструменты для развития и масштабирования бизнеса.

Далее при маркетинговом анализе используются данные аудита рынка и конкурентов для расчета ценовой политики. Это необходимо для создания конкурентного предложения услуги автосервиса на рынке с сохранением ликвидности и маржинальности бизнеса.

Важно! Маркетинговый анализ — главный этап расчета прибыльности идеи. Результаты анализа позволяют сформировать наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса и сократить риски и убытки на этапе запуска автосервиса.

Разрабатываем производственный план


Чтобы открыть автосервис в бизнес-плане также описываются все производственные процессы. Здесь определяется использование производственных мощностей предприятия и доля участия субподрядчиков в процессах автосервиса. Также рассчитывается рабочее время, штатное расписание и объем занимаемой площади, необходимых для работы СТО.

При планировании производственных процессов составляется общий агрегатный план и перечень задействованного оборудования, рассчитывается количество расходного сырья и материалов, учитываются затраты на аппарат управления СТО. Производственный план описывает все бизнес-процессы автосервиса, а также включает перечень оборудования СТО: станки и инструменты для работы мастеров, программное обеспечение для контроля сотрудников и аналитики, решения для оптимизации и автоматизации бизнеса.

Составляем организационный план


Этот раздел отражает правовую форму предприятия, а также организационную структуру автосервиса с полным описанием штата сотрудников. В первую очередь нужно определить наиболее удобную форму управления автосервисом и формат налогообложения:

  • Самозанятость подойдет для управления частным сервисом без наемного персонала. Такой вариант возможен только для небольших СТО с 1 сотрудником-собственником, однако предполагает минимальную налоговую и правовую нагрузку.
  • ИП с оформленным патентом или УСН позволяет нанимать сотрудников и экономить на налоговых затратах. Это варианты для небольших и средних СТО — здесь действуют ограничения по количеству сотрудников в штате и выручке предприятия.
  • ООО с ОСНО подойдет для крупных предприятий с большим штатом сотрудников, готовых к быстрому масштабированию или продаже франшизы. Такой формат предполагает большую налоговую нагрузку, однако не ограничивает возможности бизнеса.

Также на данном этапе разрабатывается структура предприятия, где определяются горизонтали и вертикали управления, иерархия сотрудников. Для этого составляется организационная таблица автосервиса, где определяются должностные полномочия сотрудников и кадровая нагрузка. Каждый сотрудник СТО вовлекается в бизнес-процессы компании, что гарантирует генерацию доходов автосервиса при минимальных издержках.

Резюме, расчеты и меморандум


Также в состав бизнес-плана автосервиса входят финансовый раздел, прогноз и стратегия упреждения рисков предприятия. В конце бизнес-плана разрабатывается резюме, которое размещается на первой странице документа. Резюме включает выдержку из статистики, сформированной при анализе рынке, расчета окупаемости и доходности идеи, а также маркетингового прогноза. Основная задача резюме — заинтересовать инвесторов и мотивировать к изучению самого бизнес-плана.

Расчеты автосервиса



Для создания бизнес-плана, способного привлечь инвестиции, важно просчитать стоимость запуска СТО, период окупаемости, а также определить рентабельность бизнеса. Приведем основные расчеты, которые должны быть в каждом бизнес-плане автомастерской — первичные расходы на запуск СТО, постоянные затраты, а также подсчеты периода окупаемости и рентабельности бизнеса.

Расчет прибыльности автосервиса


При создании бизнес-плана автосервиса с расчетами в первую очередь необходимо определить прогнозируемую прибыль СТО. Расчет прибыльности необходим для оценки рентабельности бизнеса и периода окупаемости проекта. Для подсчета прибыли предприятия необходимо определить выручку — для этого сумму стоимости часа работы всех сотрудников необходимо умножить на общее время работы предприятия.

Пример: в автосервисе работает 4 сотрудника разного уровня квалификации, где у двоих час работы составляет 1 000 рублей, а у остальных — 1 500 рублей. При стандартном режиме работы — 40 часов в неделю для каждого сотрудника, расчет будет следующим: (1000 руб./ч * 2 чел. + 1500 руб./ч * 2 чел.) / (40 ч * 4 недели) = 800 000 рублей — общая выручка предприятия за месяц работы 4 сотрудников при полной загрузке без учета продажи автозапчастей.

Для расчета чистой прибыли автосервиса от полученной выручки отнимается заработная плата сотрудников, налоги предприятия, а также коммерческие и управленческие расходы. Если при ремонте и ТО автомобиля клиента использовались запчасти автосервиса, также отнимается стоимость товаров через каталог поставщиков и затраты на складское хранение.

Пример: чистая прибыль СТО = 800 000 рублей — ((500 руб./ч * 2 чел + 750 руб./ч * 2 чел) * 40 ч * 4 недели = 400 000 рублей — сумма заработной платы всех сотрудников с учетом налоговых отчислений, которые закладываются в стоимость часа работы специалиста. От 400 000 руб. также отнимается аренда помещения, оплата лицензионного софта для управления СТО и заработная плата директора и менеджера на ресепшене. Чистая прибыль остается в районе 170–220 000 рублей за 1 месяц работы предприятия при полной загрузке.

Поиск точки безубыточности предприятия


Точка безубыточности представляет собой реализацию всех услуг автосервиса с маржой, достаточной для покрытия всех расходов предприятия. Станция технического обслуживания становится прибыльной при переходе через точку безубыточности — остаток, получаемый при вычитании из выручки всех расходов автосервиса, и считается прибылью.

Пример: из расчетов выше определили, что для предоставления услуг клиентам автосервиса уходит порядка 600 000 рублей — сумма расходов на налоги, фонд оплаты труда, аренду помещения и прочие операционные расходы. Для расчета точки безубыточности: 600 000 руб. расходов / 160 рабочих часов в месяц = 3 750 рублей — сумма, которую должно зарабатывать СТО каждый час.

При наличии 2 специалистов в штате со стоимостью рабочего часа в 1 000 рублей и двух — с 1 500 руб./ч можно определить, что минимум 3 специалиста должны быть постоянно обеспечены работой. Точка безубыточности предприятия составит 80% от максимальной нагрузки предприятия. Для расчета количества и объема услуг, позволяющих достичь автосервису точки безубыточности, используется база норм времени — это позволяет быстро определить сколько рабочего времени и какой доход может принести, например, замена рулевой рейки или комплексное ТО автомобиля.

Оценка рентабельности и окупаемости автосервиса


В примерах бизнес-плана автосервиса помимо точки безубыточности обязательно должны указываться оценки рентабельности и окупаемости автосервиса. Рентабельность представляет собой процентный показатель, отражающий прибыль СТО от суммы выручки.

Для расчета рентабельности при разработке бизнес-плана для автосервиса необходимо разделить показатель чистой прибыли на общую выручку и умножить результат на 100%. Полученная сумма и будет свидетельствовать о рентабельности бизнеса. Причем расчет рентабельности с использованием чистой прибыли позволяет учесть сумму оплаты налогов — таким образом можно оценить реальную эффективность автосервиса.

Пример: 200 000 руб. прибыли / 800 000 руб. выручки * 100% = 25%. Согласно нормам рентабельности продаж (ROS), показатель свыше 20% является показателем высокой эффективности компании. Каждые 25 копеек с заработанного рубля считаются настоящим заработком предприятия и могут использоваться для инвестиций и масштабирования бизнеса.

При запуске бизнеса автомастерской также важно рассчитать период окупаемости проекта. Под окупаемостью предполагается скорость возвращения инвестиций, вложенных в бизнес. Чем ниже срок возврата вложенных средств, тем выше окупаемость проекта, что увеличивает шансы на привлечение инвесторов, а также кризисоустойчивость и быстрое масштабирование бизнеса.

Для расчета окупаемости автосервиса необходимо сумму стартовых инвестиций разделить на объем чистой прибыли за 1 месяц — результат покажет в течение какого времени проект полностью окупится. Пример: инвестиции в 1.9 млн рублей / 200 000 руб. чистой прибыли = 9.5 месяцев. Если после запуска автосервиса планируются дополнительные денежные вливания, сумма инвестиций добавляется к общему капиталу и повторно разделяется.

Расчет затрат на первую маркетинговую кампанию


Для привлечения первых клиентов и формирования лояльной аудитории при запуске автосервиса важно позаботиться о рекламе. В качестве инструментов для привлечения клиентов могут использоваться:

  • Наружная реклама — баннеры, вывески и билборды. Стоимость зависит от пропускной способности локации и размеров рекламного элемента — изготовление рекламного щита стоит от 5 000 рублей, аренда места — от 2 500 руб./месяц.
  • Реклама в СМИ и печатных изданиях — в городе-миллионнике реклама в средствах массовой информации выходит довольно дорого. Наиболее выгодные расценки у радио — 10 минут эфира стоят от 15 000 рублей.
  • Продвижение в интернете — создание сайта и групп в социальных сетях, а также настройка таргетированной и контекстной рекламы для привлечения трафика. Рекомендуется первоначальный бюджет от 100 000 рублей, ежемесячный — от 25 000.
  • Сувенирная реклама — печать календарей ТО, заказ авторучек и автоаксессуаров с логотипами СТО для клиентов. Изготовление сувениров партиями малого опта обойдется от 20 000 рублей.
  • Реклама на транспорте — брендирование личного или общественного транспорта. Брендирование хорошей виниловой пленкой обойдется от 15 000 рублей, для общественного транспорта дополнительно требуется приобрести рекламное место.

Для получения максимального охвата рекомендуется задействовать сразу несколько рекламных инструментов, для оптимизации бюджета — регулярно тестировать площадки и подбирать наиболее эффективные варианты продвижения.

В нашем образце бизнес-плана ограничимся созданием сайта СТО и размещением вывески на фасаде здания. Стоимость разработки функционального сайта с личными кабинетами для пользователей составляет 40–50 000 рублей, при добавлении e-commerce модуля для продажи запчастей сумма увеличивается еще на 50 000 рублей. Создание объемной 3D-вывески обойдется в 25–30 000 рублей, для варианта с подсветкой — от 50 000 руб. Для привлечения трафика на сайте ежемесячно потребуются услуги SEO-продвижения и контекстной рекламы — в среднем от 25 000 рублей.

Пример бизнес-плана для автосервисов



Для удобных расчетов можно скачать готовый бизнес-план автосервиса и адаптировать данные под специфику своего проекта. Разберем пример готового бизнес-планов автосервиса с усредненными расчетами для мультибрендового СТО в городе-миллионнике.

Описание проекта и изучение рынка


Планируется открытие мультибрендового автосервиса рядом с транспортной развязкой с усредненным трафиком в 550 автомобилей в час. Автосервис расположится на территории промышленного ангара, который ранее был оборудован под ремонт грузовой техники. Здание обеспечивает хорошую видимость вывески с развязки и предполагает минимальную подготовку для запуска СТО.


Здание находится в белой зоне — ближайший конкурент находится на расстоянии 8.3 км. При этом застройка возле транспортной развязки не предусматривает аренду еще 1 помещения для быстрого переоборудования под СТО, что снижает риск появления конкурентов поблизости.

Маркетинговый анализ


При обслуживании среднестатистического количества автопарка — 15–20 автомобилей в день, СТО сможет занять 3.5% от общей доли рынка и стабильно генерировать прибыль. При этом площадь здания предусматривает масштабирование автосервиса и подключение к бизнесу автомойки и покрасочной камеры. Кроме того, на территории уже есть парковка для клиентов.Сильные стороны

  • Хорошее место для СТО с большим трафиком. Здание требует минимального переоборудования
  • Минимальный риск появления конкурентов

Слабые стороны

  • Удаленность от центра города. Требуется подключение услуги такси для клиентов, оставивших автомобили на ремонт
  • Здание находится в промзоне. Требуется больше вложений в маркетинг для привлечения внимания целевой аудитории

Перспективы

  • Увеличение машино-мест для расширения СТО и обслуживания большего количества клиентов
  • Подключение модулей с автомойкой или покрасочной камеры для расширения ассортимента услуг.

Угрозы и риски

  • Возможное увеличение арендной платы
  • Проблемное возвращение клиента домой без автомобиля

Ценообразование автосервиса рассчитывается исходя из среднерыночной стоимости нормо-часа в рамках города и при использовании базы норм времени TecAlliance. Это обеспечивает прибыль в 25–35% на услуги СТО, а также сохранение конкурентной заработной платы для сотрудников сервиса.

Производственный и организационный планы


Автосервис ориентирован на предоставление услуг владельцам иномарок и отечественных автомобилей для максимального охвата рынка. Из предоставляемых услуг предлагаются:

  • Шиномонтаж и сход-развал.
  • Ремонт трансмиссии, замена сцепления и приводов.
  • Ремонт рулевого управления и тормозной системы.
  • Дооборудование и шумоизоляция автомобиля.
  • Диагностика неисправности и ремонт автоэлектрики и электроники.
  • Полное техническое обслуживание всех узлов легкового автотранспорта.

На этапе запуска в штат автосервиса включены 10 сотрудников и директор компании:

  • 6 автомехаников для ремонта подвески, тормозной и рулевой систем автомобиля.
  • 2 сертифицированных диагноста-автоэлектрика.
  • 1 сотрудник шиномонтажа.
  • Менеджер ресепшн и администратор сайта СТО.
  • Директор компании.

Обязанности по клинингу и обслуживанию коммуникационных систем СТО будут переданы на аутсорсинг, что сократит кадровую и налоговую нагрузку на предприятие. Подготовка автосервиса к запуску укладывается в арендные каникулы. План работ для удобства расписан в диаграмме Ганта.


Запуск автосервиса планируется на 1 февраля 2022 года.

Финансовый план и расчеты


Объем инвестиций в проект составит 1.9 млн рублей с периодом окупаемости в 9.5 месяцев. При средней загрузке в 3/4 боксов рентабельность бизнеса составляет 25%, а сумма прибыли — 200 000 рублей в месяц.Планируемые расходы на подготовку автосервиса к запуску:

  • Гидравлический двухстоечный подъемник — 80 000 рублей на 1 машино-место и 2 рабочих местах автомехаников. Всего 4 единицы.
  • Домкраты и гидравлические стойки — 30 000 рублей на 1 подъемник, всего 4 комплекта и ручные домкраты для шиномонтажа — 4 000 на 1 сотрудника, 2 комплекта.
  • Набор профессионального ручного инструмента — 8 000 рублей на каждого сотрудника и комплект инструмента для пневмогайковерта — 6 000 рублей на 2 рабочих места. Всего 8 и 4 комплектов соответственно.
  • Компрессорная станция и разводка для пневмоинструмента и шиномонтажа — 40 000 рублей.
  • Электроинструмент: сварочный полуавтомат — 30 000 рублей на 2 машино-места, всего 2 единицы и УШМ на 1 сотрудника — от 2 500, всего 8 штук. Сверлильный и токарный станки, фрезер и газовая горелка на весь автосервис — еще 400 000 рублей.
  • Маслозаливная установка и резервуары для хранения технических жидкостей и отходов — 25 000 рублей на 2 машино-места в СТО. Всего 2 станции для ТО.
  • Диагностическое оборудование и лицензионный софт — от 25 000 рублей на каждые 2 машино-места.
  • Стенды регулировки развал-схождения колес — от 35 000 рублей.

Общая сумма покупки оборудования и инструментов на 8 сотрудников СТО и 4 машино-места, и 1 сотрудника шиномонтажного бокса составляет 1 191 000 рублей. На ремонт и подготовку зданий запланировано 130 000 рублей, собственник помещения предоставил арендные каникулы сроком 3 месяца.

Кроме того, в расчетах учитывается приобретение компьютеров для руководителя и менеджеров автосервиса, приобретение офисной периферии, мебели и стеллажей для автосервиса. Отдельно оборудуется зона ожидания для клиентов. Для оборудования клиентской зоны и ресепшена запланирована сумма в 130 000 рублей с учетом оргтехники, установка системы видеонаблюдения с локальным компьютером-сервером займет еще около 50 000 рублей.

Общая сумма инвестиций составляет 1 501 000 рублей, дополнительно потребуется 400 000 рублей на закупку первой партии запчастей и оплату 1 месяца работы сотрудников. Суммарный объем вливаемых инвестиций — 1.9 млн рублей с периодом окупаемости в 9.5 месяцев.

Затраты автосервиса



Расчеты затрат автосервиса начинаются с поиска помещения — цена на аренду или приобретение в собственность напрямую зависит от местоположения, площади здания и подъездной территории.

После выбора помещения проводится ремонт и переоборудование здания под нужды СТО — без изменения планировки помещения под эти цели обычно закладывается около 20–25% от стоимости самого здания. Если помещение ранее не использовалось для работы с автомобилями, стоимость переоборудования может быть в несколько раз превышать стоимость здания — большая часть уходит на установку системы пожаротушения и создание безопасных условий для работы сотрудников.

В основные затраты автосервиса также включается закупка оборудования и инструментов для запуска бизнеса, а также постоянные ежемесячные расходы. При расчете регулярных затрат автомастерских учитываются:

  • Аренда помещения — стоимость аренды здания и прилегающей территории СТО. Альтернатива аренды — выплата кредита, оформленного на приобретение участка со строением в собственность.
  • Фонд оплаты труда — сюда входит заработная плата сотрудников, налоговые и страховые отчисления, а также охрана помещения и стоянки, и оплата услуг, переданных на аутсорсинг.

  • Расходные материалы — закупка запчастей и технических жидкостей для ремонта, расходного сырья и инструментов, необходимых для работы автосервиса.
  • Оплата коммунальных услуг — расходы на электроэнергию и водоснабжение, а также оплата вывоза и утилизации твердых бытовых отходов и технических жидкостей. Также в графе учитываются расходы на отопление помещений.

Кроме того, в расчетах и плане автомастерской должны учитываться расходы на использование профильного программного обеспечения. Для корректной работы автосервиса потребуется приобретение лицензии на систему складского учета, покупка базы с нормами времени, а также CRM для работы отдела продаж и отслеживания истории взаимодействия с клиентами.

Дополнительно нужно закладывать расходы на доработку функциональности ПО и интеграцию со сторонними IT-продуктами. Хороший способ сэкономить на софте для СТО — приобретение комплексного ПО с подготовленными модулями для работы автосервиса.

Источник статьи

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Не пропустите публикацию!
АвтоДилер
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.