Женщину вынули, автомат засунули
Вообще, тема достаточно увлекательная. Бытует мнение, что терминалы это нечто B2C-шное, для конечных потребителей. Например, сделать платеж в пользу контрагента, пополнить телефон или кошелек и т.п. Всегда удивляло наличие большого количества компаний, которые занимаются продажей и настройкой терминалов. И конечно их склады, ломящиеся от привычных взгляду столбиков с тачскринами. Казалось бы, ну QIWI, ну еще пара агрегаторов.... а кто еще покупает эти терминалы, кому еще они нужны?
Но все гораздо интересней. Терминал это, по сути, автоматизация кассира.
Например, у вас в течение дня куча курьеров развозят товар, а вечером все съезжаются, чтобы сдать наличку. Толкотня, очередь, необходимость содержать кассира. Это самый типичный пример. В этом случае как раз можно поставить пару терминалов в офисе или, что еще лучше, в разных концах города.
Тема разработки приложений для платежных терминалов примечательна тем, что она не доступна всяким фрилансерам, студентам и прочим мелким студиям. Ведь для разработки нужно на чем-то тренироваться. Конечно, сам терминал покупать не обязательно, но хотя бы его основные девайсы приобрести все же придется.
Это как минимум купюроприемник и принтер чеков. Причем есть несколько видов этих устройств, с разными драйверами и протоколами. И не стоит этим многообразием пренебрегать даже если работа идет под заказчика - не факт что на момент внедрения у него не поменяется оборудование. Для заказчика все эти железки это все одно и тоже. Мы пока реализовали поддержку протоколов EBDS (например от MEI) и CCNET (CashCode), но через механизм провайдеров, т.е. Азимуту прозрачно с каким оборудованием он работает.
Хотя терминал может служить не только кассиром. Это может быть рабоче место сотрудников в цеху для отметки стадии прохождения этапов при работе над изделиями. Купюроприемник с чековым принтером в этом случае понятное дело не нужны. Компания в которой возникла давка из-за сдачи наличности в силу своих объемов вряд ли обратится за разработкой к простому фрилансеру. Соответственно приобретение оборудования для того чтобы научиться под него писать программы, скорей всего начинающему разработчику не окупятся. Не сказать что фрилансеры, студенты, разные веб студии, коих сейчас огромное множество, могут составить тут конкуренцию, но во всяком случае количество шума и пыли от недобросовестных разработчиков в этой сфере сведено к минимуму. Что не может не радовать. Как это например на поприще веб разработки, где заказчики путаются и, попросту говоря, обжегшись на молоке начинают дуть на воду.
Ну и конечно самое главное - от платежного терминала, самого по себе, даже при наличии программного обеспечения, мало толку. Нужно чтобы он был интегрирован в общую систему предприятия. Иначе это обычный черный ящик, умеющий глотать банкноты и печатать чеки на термобумаге. А что касается нашего Азимута, то это полноценная ИТ инфраструктура предприятия на единой платформе. И вот тут как раз появляется полная отдача от внедрения терминала. И не сделать клиента под терминалы для нас было глупо). Курьер (или кто там) может видеть свой текущий долг, список заказов, за которые он должен отчитаться, список товаров, выданных ему для доставки или список каких-то материалов, если это к примеру монтажник. Может хоть позвонить через телефонию или посмотреть на карте свой маршрутный лист)) В общем, все что доступно в Азимуте, может быть применимо и в терминале. Конечно "без программирования" и с управлением через единый конфигуратор. Иначе все это было бы не так интересно. Внося наличку, проводки создаются сразу в системе, без необходимости в какой-либо интеграции. Обновленная информация об остатках и долге сразу доступна сотруднику в его мобильном приложении.
Кстати, надо будет написать что-нибудь на тему мобильных и веб приложений на Азимуте. Мы в погоне за производительностью написали свой собственный веб сервер, выполняющий функцию web api. Но об этом в следующий раз.