Важнейшая миссия BDC Consulting — помогать клиентам наращивать стоимость их бизнеса. Но как правильно оценить стоимость компании? В этом материале мы расскажем о методах оценки, а также об основных ошибках, которые при этом совершают владельцы стартапов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Введение
Корректная оценка стоимости бизнеса помогает как владельцам, так и инвесторам принимать обоснованные финансовые решения — например, о продаже доли, полном выходе из проекта или, наоборот, о целесообразности приобретения компании. Оценка актуальна и для регуляторных органов, чтобы оценить риски, и для судебных экспертов — для расчета залоговой стоимости.
Криптостартапы в основном используют результаты оценки при переговорах о привлечении инвестиций. Как бы перспективен ни был само блокчейн-продукт, для компании важно создать еще и устойчивую к различным сценариям рынка финансовую модель, на основе которой будут приниматься решения в области оценки стоимости компании.
Помимо традиционного привлечения средств под долю в проекте, криптоиндустрия предоставляет инвесторам уникальную возможность вложиться токены, правовой статус которых до сих пор четко определен далеко не везде. Текущая статья посвящена первому направлению — оценке для инвестиций в долю компании. Тему же инвестиций в токены мы оставим для следующего обзора.
Методы оценки
Существует три основных метода оценки активов: доходный, сравнительный и затратный. Название каждого метода отражает функцию, на основе которой и строится оценка. На основе этих трех способов создано огромное количество производных методов для уточнения результатов.
Доходный
Доходный метод оценки базируется на будущих денежных потоках компании, приводя их к текущему времени с помощью дисконтирования. Это самая популярная методология оценки бизнеса, поскольку она учитывает средства, которые заработает компания в будущем, даже если в данный момент проект не получает никакой прибыли. Тему грамотного расчета ставок дисконтирования мы намеренно упускаем, чтобы не усложнять и так объемный материал.
Основной подход к оценке в рамках доходного метода называется DCF (discounted cash flows). Оценщик рассматривает компанию как существующую вечно — а значит, вечно производящую денежные потоки. При этом период оценки делится на прогнозный и терминальный в зависимости от рисков, которые растут по мере удаления от текущего момента.
В прогнозном периоде компания вполне ясно видит свое будущее и может планировать бизнес с высокой долей уверенности в рынке и своем продукте. Для классического бизнеса прогнозный период составляет порядка 8-15 лет. Терминальный же период — это оставшийся период работы компании, который, согласно теории, стремится к бесконечности, а значит его оценка является дисконтированной суммой денежных потоков за все годы после указанного периода в 8-15 лет. Также для оценки терминального денежного потока важен и терминальный темп роста компании, то есть скорость, с которой денежные потоки будут ежегодно наращиваться.
В качестве примера возьмем бизнес, который ежегодно генерирует неизменный денежный поток в размере 100$ в ближайшие 7 лет. Тогда, при ставке дисконтирования в 10% и терминальном темпе роста в 3%, стоимость бизнеса в прогнозном периоде будет составлять 487$.