Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 070 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Кто такой лидер и как им стать

О том, кто же такой лидер и как им стать, рассказывает Владислав Петрович Ильин, генеральный директор научно-производственной компании «Био-Веста»:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Зачастую от лидера требуется просто помочь человеку стать более продуктивным за счет реализации своих достижений

Кто такой лидер? Это такой же философский вопрос, как и «что такое любовь». Сколько спикеров, столько и мнений и каждый вправе сказать «я художник, я так вижу».

«Делай, как я»

Чтобы моя точка зрения была понятнее, обозначу, как представляли лидера во времена моей юности. Лидером называли человека из серии «делай, как я», чьи качества позволяли повести людей за собой. Или некое олицетворение лидера можно было увидеть в Данко, в третьей части рассказа «Старуха Изергиль». Данко — это персонаж, пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью горящего сердца. По сути, это как командир во время войны, который первый поднимается в атаку и увлекает за собой всех. В таком качестве я снискал уважение в том числе и в армии, где был командиром отделения.

На мой взгляд — просто потому что я лучше всех был знаком с оборудованием и был готов ответить на любые вопросы проверяющих. Я был командиром отделения химическо-радиационной разведки, где довольно сложные приборы. Была определенная квалификация и я замечал, что нет нужды отстаивать свой статус лидера и даже проявлять его. Я знал, что в случае чего люди за мной пойдут, потому что нет вопроса, кто здесь лидер. Я знал многие нюансы оборудования лучше, чем проверяющие из штаба дивизии.

После этого в университете я был командиром стройотряда. И подход сохранился: важно было, чтобы была вера в тебя. Если она есть, то не нужна никакая мотивация. За тобой просто идут и делают и нет необходимости человека в чем-то убеждать.

Полное доверие единомышленников, которые по существу быстро становятся твоими друзьями — вот что было важно. Все остальное — шелуха. Люди работали по 12 часов и надеялись, что командир сумеет за это получить какие-то деньги, правильно организует производство, подвоз материалов. Если что-то пошло не так, именно на командира вся надежда: именно он может поругаться с руководством колхоза, добиться обозначенной оплаты. Это прошлое, но все же это история про личную ответственность. Именно за ней и идут и тянутся люди.

Когда я перешел в бизнес, я столкнулся с тем, что если группа людей большая и сильно отличается квалификация — есть персонал более простой и ведущие сотрудники, то такие простые схемы, которые у меня как лидера работали в армии или в стройотряде, применять не получается.

Не «подрезайте крылья» сотрудникам

По сути, у каждого сегмента сотрудников есть свой запрос к лидеру. Среди ведущих сотрудников важным является уважение их профессиональных представлений о том, как надо делать. Даже если тема дискуссионная, важно, чтобы специалист мог свободно, без риска нарваться на прессинг (или, что еще хуже — на полное неприятие или унижение), мог высказать свою точку зрения.

Специалистов нужно беречь от недооценивания, ни в коем случае не подрезать им «крылья». Задача лидера для этой категории — просто растить их, вдохновлять, помогать развиваться в профессиональном плане. К сожалению, даже специалисты высокого класса иногда имеют заниженную самооценку. Мне часто приходилось с этим сталкиваться. Из-за этого они либо агрессивно отстаивают свою точку зрения, когда их позицию не принимают, либо даже не проявляют ее, боясь нарваться на неприятие, которое для них может быть болезненным.

И в этой ситуации от лидера требуется просто помочь человеку стать более продуктивным за счет реализации своих достижений. То есть, если у вас случилось достижение, у вас должна быть возможность предъявить его ближайшим коллегам и спросить: «Ну, классно же я сделал?!». И коллеги должны сказать, что этот человек и вправду молодец.


Мы гордимся достижениями сотрудников

Примитивный аналог этого процесса — всякие гаражные посиделки у мужиков: «Вася, ты меня уважаешь?!». Но тут наш Вася скажет да беспредметно, в целом. А разница в том, что для специалиста важно, чтобы уважение было по сути. И функция лидера для растущих специалистов — в том, чтобы помогать им лучше чувствовать свою самооценку, повышать ее, связывать в том числе с профессиональными достижениями, растить ее.

Помогайте не споткнуться во время профессионального роста

Лидер может оказать помощь в профессиональном росте, в том числе поставив сложную задачу, которая этому росту помогает. Не захваливать, не поддакивать, но если есть реальные достижения, важно вовремя на это человеку указать. Сознательные люди пойдут вперед и без лидера. Но как минимум помочь им не споткнуться — его задача. Поэтому, по сути, здесь важно растить подчиненных, давать им сложные задачи и помогать результаты свершений присваивать внутри своей личности. Если таким образом рядом с тобой человек растет как специалист — лучшего и не надо. Тем более что при этом вы работаете во благо общего дела.

Но еще одно качество лидера — всегда помнить, что ты делаешь, какую задачу решаешь по большому счету. Пример: когда индуистские жрецы-брахманы ведут обряд, у каждого из них есть своя функция. Кто-то рисует мандалу, кто-то поет гимн. Но есть среди них один, не совершающий видимых действий. О нем говорят: он знает, как надо.

Его функция — всегда держать в сознании, какой цели они коллективно сейчас достигают. Эту цель он как главный жрец держит в уме и понимает, что именно к ней формальные действия и ведут. Наблюдая за остальными, он осмысливает, насколько все вместе идут к определенной цели своими действиями. Задача лидера, как и у этого жреца, — знать и следить за тем, куда нужно двигаться. Цель может быть простой, например, увеличить прибыль, или возвышенной: «спасаем мир от определенной страшной болезни». Но в любом случае цель коллектива для лидера должна быть доступна, осознана им, чтобы понять, что именно ее достижения компании и всему коллективу стоит делать.

Поэтому лидер — это человек, который чувствует или знает, куда нужно идти (куда идем мы, можно почитать в статье по ссылке). Иногда это даже как у Винни Пуха, который внезапно вывел всех на нужную дорогу, аргументировав правильный выбор тем, что у него в буфете двенадцать горшков с медом, и они уже очень давно его звали. Так и лидер, несмотря на любые сложности, должен иметь цель, свой, если захотите так назвать, горшочек с медом. Он должен ее чувствовать и она должна его звать.

Если это у человека проявилось — это лидер, и, возможно, он даже способен вывести коллектив из тумана, потому что его зовет некий условный горшочек с медом. И, кстати, авторитет лидера должен быть безусловным, не связанным с тем, что он владелец компании. Всегда чувствуется, насколько подлинная сила стоит за человеком. «Я директор, всем молчать и бояться» — сила мнимая, неустойчивая, тут нет гарантий, что за таким руководителем пойдут. Скорее всего, такая позиция вызовет отторжение.

Если сила настоящая и цель ясна, если есть ощущение «вот этот человек приведет нас к тому, к чему мы стремимся» — за лидером люди всегда пойдут. Способность вызвать доверие — лучшее качество в этом плане. Если его нет, можно некоторое время продержаться на формальных подпорках вроде подчиненности, но длиться это будет недолго, и об искренней преданности сотрудников (доступной настоящему лидеру) тут говорить не приходится.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.