Как молодой физик основал инновационную компанию по производству пробиотиков
О том, как создать уникальную компанию и 30 лет держать бизнес на плаву, наращивая обороты, рассказывает Владислав Петрович Ильин, генеральный директор научно-производственной компании «Био-Веста»:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Интерес к науке привел к делу всей жизни
Я с юности увлекался наукой: еще подростком все свободное время проводил за чтением познавательных научных журналов, литературы. Этот интерес привел меня на кафедру физики плазмы Новосибирского государственного университета.
После завершения учебы по распределению меня направили в центр вирусологии и биотехнологий «Вектор», где я 3 года работал научным сотрудником. Я занимался перспективным направлением: компьютерным анализом функциональных особенностей белков. Это было интересным кропотливым трудом. Тогда уже начали исследовать геном человека, белков было много и передо мной стояла задача угадать по последовательности аминокислот функции белка: я сравнивал с имеющейся базой из десятков тысяч белков и расшифровывал смысл конкретного белка.
Но в 92 году я резко изменил свой жизненный путь. Ушел работать к друзьям. Почему я бросил все, хотя работа в «Векторе» была интересной и перспективной? Просто некуда было деваться. Гайдаровская реформа сильно усложнила выживание молодых ученых. Я как раз попал в то поколение, когда уже с одной стороны за плечами было высшее образование и некоторые компетенции в организации людей для для совместной работы, но с другой стороны — трудиться младшим научным сотрудником при зарплате 200 рублей было нереально.
У меня уже был опыт достаточно благополучной жизни, я неплохо зарабатывал в тех же вузовских стройотрядах, где был командиром. И просто не мыслил себя в таком состоянии, когда не хватает денег. Совершенно естественно было искать возможности заработка в бизнесе. Он следовал своим собственным целям, а не слепо копировал поведение окружающих. Поэтому удалось выйти на верную дорожку своей судьбы, .которая стала путем к настоящему успеху. А поскольку наука была тоже существенной частью моей личности, я выбрал бизнес, который связан с тем, что мне по-настоящему близко.
У друзей была небольшая инжиниринговая фирма, а у меня в их глазах был определенный авторитет: они знали меня как командира университетских стройотрядов и имели возможность оценить мои навыки и личные качества. Я был задействован сразу в нескольких проектах, но один — из них был мне особенно интересен. Мы решили делать пробиотики на основе бифидобактерий. Я с интересом за это взялся, мы провели проверку целесообразности этого проекта, и выяснили, что этот рынок совершенно не занят.
Как создавали «Биовестин»
Бифидобактерии тогда были дефицитом — я сам узнал об этом, когда у меня родился ребенок и нужно было избавиться от проблем, которые приносит дисбактериоз. Сын страдал от диатеза, мучился и плохо спал по ночам.
Специалисты подсказали, что нужно восстановить микрофлору. Приходилось летать в Москву за упаковкой из тридцати флаконов с сухими бифидобактериями. А во время перестройки продуктов с бифидобактериями не было вовсе.
Я много общался с вирусологами и микробиологами и посчитал возможным начать работу в этом направлении с нуля
Я нашел специалистов-микробиологов и первых партнёров, исследовал рынок, ездил по врачам, показывал опытные образцы. Какое-то время в подвале аптеки мы делали экспериментальные партии пробиотиков, производили концентрат бифидобактерий в небольших лабораторных биореакторах.
Я сам заключал договоры поставки с больницами. Мы всегда работали в тесном контакте с партнерами и потребителями, помогало подлинное глубинное понимание важности нашего продукта для здоровья.
Я не умел торговать в общепринятом смысле, но мог видеть перспективу, понимал тренды. Не был узким специалистом, многим интересовался и вопросам здоровья в том числе. И для меня было очевидно, что за пробиотиками — будущее не только в России, но и во всем мире.