редакции Выбор
Как правильно отвечать на проекты, чтобы заработать?
1 Отвечайте четко по пунктам ТЗ
Ответы, составленные в точном соответствии с запросами клиента, будут восприняты лучше, чем “размытые” фразы о вас, вашей жизни или общем описании прошлых кейсов. Поэтому, следуйте четкой структуре запроса: если сказано “нужно доработать фильтр товаров” для онлайн-магазина , напишите, что вы это умеете делать и предложите свой “скелет” каталога. Это поможет понять заказчику, что вы заинтересованы в проекте. И готовы рекомендовать оптимальное решение в его случае, которое приведет к большей монетизации.
2 Задавайте конкретные вопросы
Если вам интересна сфера деятельности, любопытна компания, но ТЗ составлено крайне непрофессионально — задавайте вопросы. Действуйте клиентоориентировано: выстраивайте диалог, уточняя положения по каждому конкретному куску работ. Заказчик не всегда может определить в силу профдеформации или своей загрузки, что еще нужно написать в задании. Помогите ему в этом. И, тем самым, поможете себе в работе. Только, пожалуйста, без “ хочу узнать общие детали” — сразу сформируйте повестку для беседы и проговорите каждый момент по пунктам. Так, разговор получится более структурным и полезным для обеих сторон: вы узнаете ценную информацию, заказчик — уверенность в вашей заинтересованности.
3 Покажите примеры работ, близкие по теме
Если на этапе первого отклика вы сразу укажите заказчику на свои проекты из портфолио, схожие по тематике, вас скорее заметят. Заказчик может не иметь много времени просматривать каждую страницу и искать что-то полезное для себя. Помогите ему: укажите на конкретные разделы, опишите основной посыл, заложенный в задании. Старайтесь мыслить стандартами кейсов: вашу работу стоит презентовать по шаблону “проблема-решение-результат”. Тогда, заказчик поймет, что вы понимаете на практике, как конкретно решить его задачу и достичь лучшего результата.
4 Забудьте о шаблонных ответах
Дежурные фразы, типовые ответы никто не любит и в них не верит. Потому что они не несут никакой ценности, а лишь показывают реакцию. Поэтому, ответ в стиле “я — лучший, готов работать” заказчику ни о чем не скажет. Конкретизируйте информацию по своему опыту, опишите, почему вам захотелось работать с этим проектом. Отклик будет слегка напоминать сопроводительное письмо, которое отправляют на офисную позицию. Но именно такой подробный и конкретный ответ убедит заказчика выбрать вас.
5 Не комментируйте стоимость
Обсуждать на первом этапе и, особенно, “включать” сарказм совершенно неуместно. Да, проект может показаться очень невыгодным в деньгах, но интересным в исполнении. В этом случае, напишите заказчику подробный отклик и распишите ваши трудозатраты в человеко часах. И в конечном итоге сформируйте подходящую стоимость работ. Заказчик не всегда понимает рыночные цены и ему нужно помочь определить для себя приоритетные задачи. Или повышение гонорара.
6 Не используйте скрипты для автоматической рассылки
Никто не любит общаться с роботами, если это не полезный чат-бот, который поздравляет с днем рождения или раздает скидки. Автоответ виден сразу, в нем нет ни ценности, ни души. Поэтому, вам скорее всего ничего не ответят, что введет в заблуждение. И отправят в спам.
7 Не пропускайте ответы на вопросы и предложения из проектов
Часто заказчики просят дать совет или прояснить важные моменты для проработки своего задания. Особенно, это касается специфических работ вроде SEO или разработки приложений. Если не отвечаете на вопрос — вы плохо читали ТЗ и не заинтересованы в проекте вовсе, посчитает клиент. И, как следствие, можете невнимательно отнестись к работе в дальнейшем. Поэтому, пожалуйста, не пропускайте эти пункты и уделите внимание консультации заказчика. Для вас — это 2-3 минуты, для клиента — желание отдать заказ и поверить вам и вашей экспертизе
Надеемся, что теперь вам станет проще отвечать на лучшие проекты биржи и грамотно строить коммуникацию на начальном этапе работ.