редакции Выбор
Не все то золото, что блестит, или как трудно быть Баффетом?
Но не все так однозначно. Компания не приобретает статус «value» от хорошей жизни, ведь если стоимость чего-то ниже рынка, то это «дешево не просто так».
В value-компании всегда есть какая-то проблема. Это могут быть
- стагнирующие доходы из-за отсутствия возможности развития (или недостаточного корпоративного управления),
- сильная закредитованность
- или кризис в отрасли.
Помимо всего прочего, можно попасть в value trap (ловушка стоимости). Это ситуация, при которой компания стоит действительно дешево на рынке, но продолжает постепенное снижение. Статистически это относится чаще как раз к value-историям.
На российском рынке были яркие примеры: ФСК ЕЭС (сейчас ФСК Россети). Компания казалась дешевой по P/E и EV/EBITDA с 2017 вплоть до 2019 года, но снижалась в своей стоимости. Не было значимых драйверов переоценки.
Сейчас с серьезными оговорками можно таковой назвать Интер РАО. Только в этом случае у компании прекрасный фундаментал — гигантский запас кэша на балансе, в целом растущие показатели, да еще и мизерные мультипликаторы.
Вот только ключевые драйверы переоценки (переход на дивиденды 50% от прибыли, возможные сделки M&A) по-прежнему не реализованы. Можно купить невероятно дешевую акцию, но сидеть в ней долго, дожидаясь раскрытия стоимости.
Дешевая акция ≠ качественная акция
Именно поэтому наткнуться на отличный бизнес в трудный период крайне сложно. Ведь пока стоимость компании не упала в $0, всегда есть риск, что «дешево сейчас» может превратиться в «завтра еще дешевле».
Не зря Баффетт в свое время сказал: «Лучше купить отличный бизнес по нормальной цене, чем средний бизнес по отличной цене».